Эрбслё Адольф
Э́рбслё А́дольф (Adolf Erbslöh) (27.5.1881, Нью-Йорк – 2.5.1947, Иршенхаузен, Германия), немецкий живописец, один из крупнейших деятелей искусства модернизма в Германии, инициатор Нового объединения художников Мюнхена (НОХМ). В творчестве Эрбслё отразились основные веяния авангарда 1-й половины 20 в.
Родился в семье промышленника и торговца алюминием (совладельца экспортных компаний Julius & August Erbslöh; Dieckerhoff, Raffloer & Co) в период работы отца в США. В 1888 г. вернулся с семьей в Германию, в г. Бармен (ныне Вупперталь). Увлёкся рисованием ещё в гимназии, тогда же сблизился со своим кузеном О. Виттенштейном, будущим предпринимателем, лётчиком, коллекционером и сооснователем НОХМ. После 6-месячного обучения коммерческому делу, в 1901 г. поступил в Академию художеств в Карлсруэ, где, собираясь стать портретистом, занимался у Э. Шурта и Л. Шмид-Ройтте. Рисунки Эрбслё этого периода ориентированы на творчество Г. Курбе, Х. фон Маре, В. Лейбля и несут на себе сильный отпечаток реализма 19 в. В годы учёбы сдружился с А. Канольдтом и Г. Таппертом. В 1904 г. вместе с Виттенштейном переехал в Мюнхен, где продолжил обучение в Академии художеств в мастерской Л. фон Хертериха. Этапы творческой эволюции Эрбслё в 1900-е гг. определены его увлечением искусством неоимпрессионизма, В. Ван Гога, П. Сезанна.
С осени 1908 г. Эрбслё – завсегдатай «розового салона» М. В. Верёвкиной, вместе с которой и А. Г. Явленским он решил создать группу, чтобы проводить выставки в Германии и за рубежом. Новое объединение художников Мюнхена, секретарём (с 1909) и первым председателем которого числился Эрбслё (с 1910), было зарегистрировано 22 января 1909 г.; вскоре в него вошли Канольдт, В. В. Кандинский, Г. Мюнтер. Участие Эрбслё в выставках 1909 г. (июль – выставка в кунстферайне г. Бармена, организованная немецким искусствоведом и коллекционером современного искусства Р. Райхе; декабрь – первая выставка НОХМ в галерее Г. Таннхаузера в Мюнхене) продемонстрировало изменение стиля его произведений: художник обратился к экспрессионизму, ориентируясь на манеру Явленского, начав писать крупными комплементарными пятнами цвета («Мартовское солнце», Ленбаххаус, Мюнхен; «Обнажённая с чулочной подвязкой», Пинакотека современного искусства, Мюнхен; обе – 1909, и др.).
Контакты Эрбслё с ведущими меценатами и историками искусства (Р. Райхе, Ф. Фрис, К. Э. Остхаус и др.) дали ему возможность способствовать продвижению НОХМ. Вместе с художником П. Жирьё в мае 1910 г. Эрбслё совершил путешествие в Париж с целью популяризации НОХМ и привлечения к участию во второй выставке объединения (сентябрь 1910, галерея Г. Таннхаузера в Мюнхене) Ж. Брака, А. Дерена, К. ван Донгена, П. Дуррио, А. Ле Фоконье, П. Пикассо, Ж. Руо, А. Руссо, М. де Вламинка, С. Н. Судьбинина; сам Эрбслё на ней представил 5 работ («Теннисный корт», 1910, Музей университета Айовы, Айова; «Девушка в красной юбке», 1910, Музей фон дер Хейдт, Вупперталь и др.). Благодаря организаторской деятельности Эрбслё и его давней дружбе с Г. Таппертом, ставшим членом правления Нового сецессиона в Берлине, художники НОХМ получили возможность почти в полном составе участвовать в самой успешной, четвёртой выставке этого берлинского объединения (ноябрь 1911 – январь 1912), где их работы впервые были представлены совместно с произведениями членов группы «Мост».
В 1911 г. обострился конфликт между тяготевшими к абстракционизму Кандинским и Ф. Марком и членами правления НОХМ Эрбслё и Канольдтом, оставшимися на консервативных позициях. Официальным поводом к разрыву стала не допущенная последними на третью выставку группы из-за внушительного размера картина Кандинского «Страшный суд / Композиция V» (190 × 275 см, 1911, частное собрание). В результате инцидента «левое крыло» объединения вышло из его состава и организовало новую группу «Синий всадник». Третья выставка НОХМ открылась в декабре 1911 г., на ней было экспонировано 7 работ Эрбслё. «Утяжелённая» палитра и замкнутые контуры форм в произведениях художника стали симптомами его умеренного увлечения кубизмом («Верхне-Баварский горный пейзаж близ Бранненбурга», 1911, Кунстхалле, Карлсруэ).
В 1912 г. Эрбслё участвовал в знаменитой выставке Зондербунда в Кёльне, в 1913 г. присоединился к недавно основанной группе «Новый мюнхенский сецессион», среди членов которой также были Явленский, Канольдт, К. Каспар, Г. Кампендонк, М. Бекман, О. Кокошка, А. Кубин, Э. Нольде, М. Пехштейн; вместе с ними Эрбслё экспонировал свои работы в организованном А. Хёльцелем т. н. экспрессионистическом зале на выставке «Союза любителей искусства рейнских земель» в Штутгарте (1914).
В 1915 г. был призван в армию, служил на Западном фронте во Фландрии и Франции в качестве военного художника. В годы Первой мировой войны писал в основном портреты однополчан и пейзажи с изображением разрушенных домов. Колорит этих картин заметно тусклее работ предыдущего периода («Монтиньи», 1917, частное собрание). После войны в 1919 г. вернулся в Мюнхен и подал официальное прошение об исключении НОХМ из реестра объединений города (1920). В сентябре 1919 г. совершил путешествие по Вестфалии, работая по заказам местных церквей.
В середине 1920-х гг. примкнул к движению новая вещественность («Деревенская церковь», 1921, Музей фон дер Хейдт; «Автопортрет», 1928, частное собрание, экспонируется там же), дополнив осязаемую предметность стилистики «вещественности» экспрессионистически насыщенным колоритом. Писал многочисленные пейзажи, в основном, с горными видами. В 1925–1926 гг. путешествовал по США и Южной Америке. По случаю 50-летия художника (1931) кунстферайн г. Бармен устроил его персональную выставку.
Начиная с 1932 г. Эрбслё вместе с Канольдтом готовили к проведению четвёртую выставку НОХМ в честь 25-летия группы, намеченную на май – июнь 1934 г., но так и не состоявшуюся по причине прихода к власти национал-социалистов, рассматривавших творчество большинства участников объединения как «дегенеративное». После приобретения в 1934 г. дома в местечке Иршенхаузен близ Мюнхена художник жил в уединении, сохраняя контакты лишь с немногими друзьями, среди которых – археолог, историк искусства и музыковед В. Рицлер, Канольдт и Явленский. В последние годы писал в основном портреты близких, виды собственного дома, сада и окрестностей.