Мюллер Ханс-Петер
Мю́ллер Ханс-Пе́тер (Hans-Peter Müller) (род. 10.12.1951, Эрфурт, земля Тюрингия), немецкий социолог, ведущий социальный теоретик современной Германии, известный своими исследованиями в области классической и современной социологической теории, социальной стратификации и неравенства, политической и культурной социологии, а также социологии индивидуальности и ведения жизни.
Изучал экономику, социологию и психологию в Аугсбургском университете (1972–1977). В 1977–1990 гг. научный сотрудник и преподаватель Аугсбургского университета, Гейдельбергского университета и Университета бундесвера в Мюнхене. Первую докторскую диссертацию защитил в Гейдельбергском университете (1981), там же габилитировался под научным руководством М. Р. Лепсиуса и В. Шлюхтера (1990). Профессор общей социологии Берлинского университета имени Гумбольдта (1992–2019). Главный редактор «Берлинского журнала социологии» (1992–2020). В качестве приглашённого исследователя работал в Гарвардском, Нью-Йоркском и Принстонском университетах, а также в Париже и Севре. Приглашённый профессор в университетах Мангейма, Гиссена, Калифорнийском университете в Беркли и Римском университете «Сапиенца».
Избирался в президиум Немецкого социологического общества, приглашался в качестве члена наблюдательных советов различных фондов и премий. Входит в научные и редакционные советы многочисленных журналов, включая издания: Actes de savoir, TRIVIUM: Revue franco-allemande de sciences humaines et sociales, Sociétés contemporaines, Simmel Studies, Berliner Journal für Soziologie.
Автор 8 и редактор около 20 книг, среди которых фундаментальные исследования, вводные курсы и справочники по творчеству М. Вебера, Г. Зиммеля, Э. Дюркгейма и П. Бурдье. Так, им изданы многочисленные сборники и коллективные монографии на темы социологии образования, национального и европейского гражданства, исследований неравенства и теории социальных изменений. Мюллер также выступил в качестве соредактора крупного международного издания «Энциклопедия социальной теории», в котором приняли участие как американские, так и европейские авторы.
По собственному признанию, в процессе становления испытал влияние различных научных школ (критический рационализм, критическая теория) и отдельных авторов (Х. Райман, П. Аттесландер, М. Шмид, Р. Мюнх, Ю. Хабермас и др.) (Титаренко. 2016. C. 6).
Для исследовательского стиля Мюллера характерно сочетание фундаментально-теоретических исследований с историко-социологической реконструкцией ключевых подходов к структурным проблемам современности. В центре его научного интереса изначально находятся всегда актуальные феномены вроде власти и господства, образования и труда, кризиса легитимности и утраты смысла, модерных способов ведения жизни и неравенства и т. д. Его исследования современных проблем погружены в широкий контекст понятий, разработанных классиками дисциплины разных поколений, начиная с М. Вебера и заканчивая Н. Луманом или Ю. Хабермасом.
При этом Мюллер является признанным знатоком творчества Вебера: уже в первой своей книге 1981 г., посвящённой господству в современных индустриальных обществах, он активно использует веберовский понятийный аппарат и прежде всего концепт легитимности. В последующих работах он показывает, что применение другого веберовского понятия «ведение жизни» (нем. Lebensführung) открывает более продуктивные перспективы для понимания изменений социальной структуры в нынешних обществах, чем традиционные стратификационные или классовые подходы. Исследования трансформаций социальной среды и стилей жизни составляют значимый сегмент творчества Х.-П. Мюллера. Веберовский по духу подход ценен для него именно возможностью анализировать социальное конструирование смыслов. Здесь социологически значимо то, как обладатели разных материальных и символических ресурсов преодолевают социальное неравенство, реализуя шансы выстроить собственные траектории согласно избранным моделям успешной жизни.
В дальнейшем учёный неоднократно обращался к фигуре М. Вебера и даже написал систематическое введение в корпус его работ. В своей последней книге о трансформации западных обществ, посвящённой самым значимым социологическим диагнозам современной эпохи, исследователь также опирается на веберовскую теорию рационализации. Далее профессор Мюллер выступил редактором фундаментального руководства по изучению идейно-теоретического наследия Вебера. В нём на основе Полного собрания сочинений классика синтезируются знания, накопленные мировым вебероведением за 100 лет, и практически демонстрируется, почему Вебер сегодня является самым значимым социологом на глобальном уровне. Затем последовал аналогичный по формату «Справочник по Георгу Зиммелю».
К 100-летней годовщине смерти М. Вебера, которая отмечалась научным миром 14 июня 2020 г., Х.-П. Мюллер написал работу, жанр которой он сам определил как «поиски следов», т. е. как попытку целостной реконструкции аутентичного «послания» выдающегося учёного. В нем исследователь пытается ответить на вопрос, почему именно этот классик считается сегодня одним из самых значимых социальных теоретиков в мире, из немецких гениев по известности сопоставимым с Кантом в философии и Гёте в литературе. При этом он отмечает, что с каждым новым поколением учёных заново встаёт вопрос: почему собственно Вебер? В чем его величие? Как ему удалось стать в своей научной дисциплине не просто отцом-основателем, но и общепризнанным мировым гением? Ответ автора однозначен: веберовская генеалогия модерна позволяет нам понять, как мы стали теми, кем являемся. Именно поэтому его описания капитализма, демократии и индивидуализма до сих пор остаются актуальными для нас. Как справедливо отмечает профессор Мюллер: кто сегодня читает Вебера, тот лучше понимает свою жизнь в эпоху модерна.
Второй фокус историко-социологического интереса Х.-П. Мюллера обращен к французской исследовательской традиции, начиная с Э. Дюркгейма и заканчивая П. Бурдье, который приглашал его к себе в Париж в качестве сотрудника. И здесь исследователь подходит к изучаемому материалу привычным для себя способом, соединяя историко-биографическое измерение с систематической реконструкцией. Выявляя центральные понятия и темы, анализируя ключевые тексты исследуемых авторов, он всегда подчёркивает применимость социологических компетенций к полю реальных социальных практик.
Исследователь постоянно обращается и к работам других классиков, фиксируя не только различия основных тем и интересов великих предшественников (А. де Токвиль – демократия, К. Маркс – капитализм и т. д.), но и указывая на содержательные пересечения в их понимании системных трансформаций современных обществ. Он показывает, что последние носят не столько «прогрессивный», сколько амбивалентный характер, что ясно осознавали многие выдающиеся мыслители прошлого, которых часто рассматривают в качестве антиподов. Синтезируя исторически различные концептуальные перспективы, Мюллер предлагает социально-теоретически глубоко фундированное понимание структурных проблем модерна, которые до сих пор сохраняют свою актуальность. В своих последних работах он подчёркивает значимость социальной теории для сегодняшних обществ, в которых она выполняет идентитарную функцию самопознания и самоосознания.