Интегральная индивидуальность
Интегра́льная индивидуа́льность, целостная характеристика системы индивидуальных свойств человека. «Индивидуально неповторимо сочетание типичных свойств различных ступеней развития материи у каждого отдельного человека: биохимических, соматических, нейродинамических, свойств личности и т. д. … Интегральная индивидуальность человека есть объект междисциплинарного исследования, объект исследования всех наук о человеке и обществе» (Мерлин. 1986. С. 22–23). Понятие предложено В. С. Мерлиным в 1977 г. и окончательно разработано к 1982 г. (Мерлин. 1986).
На основе системного подхода (Bertalanffy. 1968) интегральная индивидуальность рассматривается как иерархическая система, т. е. как специфическая взаимосвязь индивидуальных свойств человека, организованных в подсистемы и уровни.
Эмпирически выявлена следующая структура большой системы интегральной индивидуальности (Мерлин. 1977; 1986):
1. Система свойств организма
Биохимические свойства;
Общесоматические свойства;
Нейродинамические (свойства нервной системы).
Уровень состоит из биохимических и нейрофизиологических свойств, которые регулируют жизнедеятельность организма. При этом биохимические свойства являются генетически более древними по происхождению и присущи уже простейшим одноклеточным (эндокринная система и её характеристики). Нейрофизиологические свойства (свойства нервной системы) – более позднего происхождения и возникают лишь при наличии нейрофибрилл у одноклеточных. Порог интенсивности биохимических необратимых изменений значительно ниже, чем для изменений, регулируемых нейрофизиологически. К общесоматическим свойствам, связанным с различными биохимическими характеристиками, могут быть отнесены часто исследуемые антропометрические показатели, показатели обмена веществ и оксигенации.
2. Система психических свойств
Психодинамические (свойства темперамента);
Свойства личности.
В систему психических свойств входит подструктура (подуровень) свойств темперамента, в которых проявляется устойчивая динамика и активность индивида, не зависящая от содержания деятельности, – формально-динамические характеристики психики, согласно работам Б. М. Теплова (1985), В. Д. Небылицына (1976) и В. С. Мерлина (1973). В то же время в свойствах личности отражаются содержательные и социально оцениваемые отношения к различным сторонам действительности (Мясищев. 1995), или аттитюды (Allport. 1960).
3. Система социально-психологических свойств
Социальные роли в социально-исторических общностях (класс, народ).
Система социально-психологических свойств включает в себя подсистему (подуровень) свойств, типичных для малой группы, и подсистему (подуровень) свойств, характеризующих человека как члена исторической общности.
Каждый уровень свойств подчиняется своим специфическим законам. Это означает, что закономерности более высокого уровня свойств индивидуальности (например, свойства личности) нельзя сводить к закономерностям свойств низшего уровня (например, свойствам нервной системы) и наоборот. Таким образом снимается редукционизм «сверху» или «снизу».
Интегральная индивидуальность как целостная система и взаимосвязь различных её уровней не подчиняется закономерностям, устанавливаемым в рамках какой-либо одной науки, поэтому её описание требует особого языка, которым на методологическом уровне может быть философский язык, а на уровне конкретных эмпирических исследований – язык математики. Именно на основе языка математической теории множеств в концепции В. С. Мерлина описывается специфика связей свойств между и внутри уровней индивидуальности. Связи различных уровней интегральной индивидуальности описываются как много-многозначные, т. е. каждая переменная уровня A связана с несколькими переменными уровня B, и наоборот, каждая переменная уровня B связана с несколькими различными переменными уровня A. В качестве примера можно указать на то, что с показателями силы возбудительного процесса (подсистема нейродинамических свойств) коррелируют несколько показателей подсистемы психодинамических свойств, или темперамента, – эмоциональная возбудимость, реактивность, ригидность, экстра-интроверсия. В свою очередь, экстра-интроверсия связана и с другими нейродинамическими свойствами – с показателями динамичности возбуждения, динамичности торможения, подвижности и лабильности (Мерлин. 1986. С. 79–85). Аналогичным образом связаны и другие свойства подсистем нейродинамики и психодинамики.
Внутриуровневые взаимосвязи свойств описываются как одно-многозначные (переменная уровня A связана с несколькими другими переменными уровня A).
Много-многозначные связи обеспечиваются промежуточными опосредующими звеньями; наиболее изученным и верифицированным из них является индивидуальный стиль деятельности (Мерлин. 1986. С. 178–181).
Эмпирически подтверждена много-многозначная связь между биохимическими и общесоматическими свойствами индивидуальности, с одной стороны, и нейродинамическими свойствами (свойствами нервной системы) – с другой (Силина. Взаимосвязь уровней «человек-организм». С. 523–532). Промежуточными переменными, опосредующими такие взаимосвязи, являются индивидуальный стиль питания и медикаментозное влияние, которые были названы стилем жизнедеятельности (Мерлин. 1986. С. 61–63, 171). Пример много-многозначной связи нейродинамических и психодинамических свойств приведён выше. Опосредующим звеном связи этих подсистем (подуровней) может выступать стиль моторной активности. Опосредующие звенья между психодинамическими и личностными свойствами исследованы лучше; к ним относятся индивидуальный стиль деятельности и общения, объективные требования деятельности и формируемые ими мотивы и самосознание (Мерлин. 1986. С. 194, 205, 216). При этом Мерлин подчёркивал, что «лишь в органичном единстве друг с другом они определяют связь этих двух иерархических уровней интегральной индивидуальности» (Мерлин. 1986. С. 110).
Важное место в теории интегральной индивидуальности занимает понятие метаиндивидуальности, т. е. психологической характеристики отношений окружающих людей к данной конкретной индивидуальности. Показателями метаиндивидуальности являются показатели социальной перцепции, которые могут выражаться в личных, эмоционально-личных и референтно-метрических статусах. Во многих исследованиях, особенно с использованием формирующего эксперимента, установлена много-многозначная связь между социометрическим статусом (один из метаиндивидуальных показателей) и интраиндивидуальными свойствами (Пикалов. 1977; Ерошенко. 1981). При этом обнаружены следующие опосредующие звенья: ценностно-ориентационное единство группы и индивидуальный стиль лидера-руководителя (Мерлин. 1986).
Понятие индивидуального стиля деятельности и теоретический подход к его изучению были предложены в исследованиях Е. А. Климова (1969), выполненных под руководством В. С. Мерлина. «Индивидуальный стиль деятельности следует понимать не как набор отдельных свойств, а как целесообразную систему взаимосвязанных действий, при помощи которой достигается определённый результат. Отдельные действия образуют целостную систему именно благодаря целесообразному характеру их связи» (Мерлин. 1986. С. 166–167). Общий и основной признак индивидуального стиля деятельности – соотношение ориентировочных, исполнительных и контролирующих действий. Наиболее отчётливо индивидуальный стиль деятельности наблюдается у субъектов с активной мотивацией и положительной направленностью деятельности.
В теории интегральной индивидуальности индивидуальный стиль деятельности рассматривается как характеристика человека, которая изменяет характер связи между разноуровневыми свойствами и является системообразующим фактором в существовании и развитии интегральной индивидуальности (Мерлин. 1986. С. 166–181). Функция индивидуального стиля деятельности заключается в изменении связей между разноуровневыми свойствами по принципу компенсаторных отношений и преодолении рассогласованности между ними, например между нейродинамическими свойствами, с одной стороны, и мотивами и отношениями личности – с другой, что было показано Е. А. Климовым (1969) и многими другими исследователями (Мерлин. 1986. С. 153–181). Формирование индивидуального стиля деятельности обеспечивается двумя условиями: во-первых, «зоной операциональной неопределённости», когда есть возможность выбора человеком тех операций, действий, которые для него наиболее «удобны», и, во-вторых, наличием у человека активных и положительных мотивов и отношений (Мерлин. 1986. С. 215–216).
Онтогенез интегральной индивидуальности характеризуется следующими особенностями (Мерлин. 1986. С. 140–152; Силина. Развитие интегральной индивидуальности. 2011. С. 64–70):
гетерохронность (неравномерность) созревания, развёртывания и формирования свойств всех уровней;
изменение степени выраженности отдельных свойств при сохранении (ранга) индивидуальных различий;
становление устойчивых, достаточно жёстко детерминированных взаимосвязей (симптомокомплексов свойств) внутри одного уровня;
развёртывание много-многозначных связей между свойствами различных иерархических уровней, которое благодаря опосредующим промежуточным звеньям обеспечивает большую гибкость, пластичность и изменчивость межуровневых связей. Это приводит к развитию продуктивных компенсаторных отношений и собственно самой индивидуальности.
Таким образом, возрастное развитие определяется не только требованиями деятельности, но и внутренней логикой связей свойств внутри уровней индивидуальности и между свойствами различных уровней (Мерлин. 1986. С. 148).
Развитие теории интегральной индивидуальности после ухода из жизни В. С. Мерлина (1982) было продолжено в Перми его учениками (Воронова. 2008). Так, под руководством Б. А. Вяткина разрабатывались проблемы различных стилей деятельности и активности и их роли в структуре интегральной индивидуальности (Вяткин. 2008; 2011), Т. М. Хрусталёва изучала проблемы способностей (Хрусталёва. 2011), М. Р. Щукин продолжал исследования индивидуального стиля (Щукин. 1995), Е. А. Силина изучала межуровневые связи характеристик «человек-организм» и «человек-индивид» (Силина. Взаимосвязь уровней. 2011), взаимосвязь разноуровневых свойств в зависимости от межполушарной асимметрии (Силина. Межполушарная асимметрия. 2013), социально-демографические характеристики семьи (Современные аспекты. 2015) и индивидуальность детей из многодетных семей (Силина. Психологические особенности детей. 2013), А. А. Волочков исследовал стили активности (Волочков. 2010), Л. Я. Дорфман – структуру метаиндивидуальности (Дорфман. 1993; 2011), Д. С. Корниенко – психогенетические основы интегральной индивидуальности (Корниенко. 2010; Корниенко. 2011).
С 1986 г. ежегодно проводится конференция «Мерлинские чтения», посвящённая как обсуждению актуальных проблем исследования интегральной индивидуальности, так и иным проблемам современной психологии.