Реклю Элизе
Реклю́ Элизе́, Жак Элизе Реклю (Jacques Élisée Reclus) (15.3.1830, Сент-Фуа-ла-Гранд, Франция – 4.7.1905, Торхаут, Бельгия), один из теоретиков анархизма, географ, историк, социолог и общественный деятель, член Парижского географического общества (с 1858) и Первого интернационала.
Реклю родился в семье пастора в Сент-Фуа-ла-Гранд (департамент Жиронда, регион Аквитания). В семье было 14 детей, в том числе Эли Реклю (1827–1904), известный этнограф и анархист. Отец отправил сыновей в Нойвид в Пруссию – в теологический колледж Моравских братьев, из которого они сбежали в 1844 г. Реклю Элизе продолжил обучение в Сент-Фуа-ла-Гранд, затем на факультете протестантской теологии в Монтобане, однако не удержался и там и уехал в Берлин, где слушал лекции в Берлинском университете и посещал курсы географа К. Риттера, оказавшего на него значительное влияние. В тот же период Реклю стал последователем анархизма. Летом 1851 г. он вместе со своим братом Эли совершил пешее путешествие по Франции и тогда же написал первый политический текст – «Развитие свободы в мире», где говорил об «анархии, высшем выражении порядка» (опубликовано посмертно в 1925) (Reclus. 1925). Из Франции после государственного переворота 2 сентября 1851 г. он эмигрировал сначала в в Великобританию (Лондон), затем в Ирландию (Блессингтон, графство Уиклоу), потом в 1853 г. в США, в Луизиану. Оттуда он уехал в Новую Гранаду (Колумбия), где пытался создать сельскую коммуну в Сьерра-Невада-де-Санта-Марта. Во Францию Реклю вернулся в 1857 г. и начал активно заниматься наукой и публицистикой, печатался в Revue des Deux Mondes («Журнале двух миров») и Le Tour du monde («Вокруг света»), был принят в Парижское Географическое общество. В том же году издательский дом Hachette предложил ему работу редактора путеводителей.
В 1862 г. Реклю стал одним из основателей Société du Crédit au Travail («Кредитного общества труда»), банка, преследующего цель создания рабочих обществ. В 1864 г. вместе со своим братом Эли он вошёл в число 27 основателей Общей ассоциации снабжения и потребления – первого парижского кооператива, построенного по образцу Рочдейлского общества равноправных пионеров, созданного в 1844 г. ткачами в английском г. Рочдейл.
В 1864 г. Реклю вместе с братом Эли вступил в 1-й Интернационал, поддерживал тесные отношения с М. А. Бакуниным. Вместе с ним братья Реклю работали в тайном обществе «Международное братство». В 1867 г. Реклю принял участие во 2-м Конгрессе международного товарищества рабочих в Лозанне, а затем в 1-м Конгрессе Лиги мира и свободы в Женеве. На 2-м Конгрессе Лиги мира и свободы, прошедшем в Берне, он выступил с речью, в которой впервые публично поддержал идеи анархизма. Вместе с Бакуниным он разошёлся с большинством делегатов конгресса, выступивших за децентрализацию, и вышел из лиги.
Делом жизни Реклю считал подготовку и издание полного географического описания всего земного шара, стран и народов, их населяющих. В 1896 г. вышла книга «Земля. Описание жизненных явлений земного шара» – первое из его цикла описаний земного шара, в котором физический подход к географии сочетался с гуманитарным, базируясь на идее первичной гармонии между человеком, Землёй и космосом. Реклю считал, что в результате индустриализации человек активно преобразует Землю в соответствии со своими потребностями, нарушая эту гармонию, что приводит в современной интерпретации к серьёзным экологическим проблемам. Реклю предлагал вновь вернуть Земле её первоначальную красоту, руководствуясь принципам любви, а не насильственных преобразований. Человеческая солидарность (ключевое понятие анархии в работах П. А. Кропоткина, Л. И. Мечникова и др.), по мнению Реклю, – единственный способ положить конец экономическому и социальному неравенству и перейти к подлинной эволюции. В том же году он вступил в анархическую организацию «Международный альянс социалистической демократии» Бакунина. В этот период Реклю состоял в активной переписке с американским географом Дж. П. Маршем, который одним из первых заявил о негативном влиянии человека на Землю.
В 1870 г. Реклю был рекрутирован для обороны Коммуны, в апреле 1871 г. с винтовкой в руках попал в плен к версальцам и осуждён на ссылку в Новую Каледонию, от которой, однако, его спасло заступничество географов, собравшихся в том же году на первый Международный географический конгресс в Антверпене. В 1872 г. Реклю эмигрировал в Швейцарию, где познакомился с одним из теоретиков анархизма П. А. Кропоткиным, который также занимался географией и этнографией. В Швейцарии Реклю продолжал оставаться членом Юрской федерации, написал предисловие к опубликованной в 1882 г. работе Бакунина «Бог и государства». В 1873–1874 гг. Реклю сотрудничал с анархистским изданием Almanach du peuple («Народный альманах»), в 1877 г. – с изданием La Commune («Коммуна»). 3 июля 1876 г. участвовал в похоронах Бакунина в Берне, где прочёл надгробную речь. В 1875 г. вышла работа Реклю «История одной горы» – оригинальный опыт в стиле геопоэтики, в котором описание альпийских гор сочетается с размышлениями автора о свободе и человеческой природе. Весной 1877 г. Реклю вместе с Ш. Перроном и Н. Жуковским начал публиковать в Женеве журнал Le Travailleur («Трудящийся»). В октябре 1880 г. он принял участие в конгрессе Юрской федерации, на котором отстаивал принципы «освободительного коммунизма», указывая также на необходимость коллективизации не только средств производства, но также и потребления продуктов труда (Le Révolté, 17 октября 1880). В 1883 г. был вовлечён в процесс против Кропоткина и лионских анархистов, однако был освобождён от преследования.
Наиболее значительной работой географического профиля стала публикация в период 1875–1894 гг. 19 томов (по 1 тому в год) фундаментального сочинения «Новая всеобщая география. Земля и люди». В нём по всему земному шару были даны детальные описания не только природы, но главным образом народов, стран, городов и отдельных достопримечательностей. Описание европейских стран, как и азиатских, были представлены 5 томами, 11-й том посвящён Австралии и островам Тихого океана. По 4 тома занимает описание Африки и Америки. При подготовке этой серии Реклю стремился посетить как можно больше стран. В работе над ней ему помогал его личный секретарь (1876–1888), соратник и друг Л. И. Мечников. В работе над томом, посвящённом России, принимал участие Кропоткин. В 1890 г. Реклю вернулся во Францию, но вынужден был снова покинуть страну в 1893 г. из-за ужесточения законодательства по отношению к анархистам, вызванного рядом терактов. В 1895 г. он участвовал в проекте создания глобуса высотой 127,5 м (в масштабе 1:100 000) для Всемирной выставки 1900 г., однако этот план осуществить не удалось.
В 1894 г. Реклю, к тому времени известный анархист, сторонник свободных брачных отношений, натурист и вегетарианец, принял участие в создании Нового университета в Брюсселе, открытого, когда из-за дела анархиста-террориста О. Вайяна под ударом оказался Свободный университет Брюсселя. Французские власти обвинили Реклю в моральной ответственности за теракт Вайяна в парламенте, поскольку Вайян был связан с племянником Реклю Полем. В кампусе университета получил распространение текст Реклю «Почему мы анархисты?» (La Société nouvelle. 1889. Vol. 5. P. 153–155). Свободный университет Брюсселя, созданный в ответ на репрессивные меры правительства, стал одним из первых европейских институтов высшего образования, не встроенных в государственную систему.
Главный труд и итог исследований Реклю «Человек и Земля» остался незавершённым. При его жизни в апреле 1905 г. вышел только 1-й том. Остальные 5 томов были изданы посмертно его племянником. В нём Реклю попытался объяснить развитие общества географической обусловленностью, показать систему взаимосвязей природы и человека. Реклю описал историю человечества, показывая, что вся жизнь и деятельность людей, вся история разных стран и народов, тесно связаны с окружающей географической средой. В качестве эпиграфа Реклю поставил знаменитую фразу: «...география, по отношению к человеку, не что иное, как история в пространстве, точно так же, как история является географией во времени» (Реклю. 1906. Т. 1. С. 4).
Географические работы Реклю долгое время не привлекали должного внимания, в том числе из-за того, что он не был интегрирован в академическую систему, а потому слава создания «географии человека» досталась П. Видалю де ла Блашу, а не Реклю. Также академическое сообщество не одобряло анархистские взгляды Реклю. Всплеск интереса к научному творчеству Реклю возник только после 1968 г., чему способствовала деятельность радикального географического журнала Hérodote («Геродот») (Giblin. 1976). Реклю был признан одним из основателей радикальной географии и политической экологии, его работы отличаются оптимистической верой в возможность гармоничного сосуществования человека и природы.
Анархистское наследие Реклю тесно связано с его географическими трудами. Вместе с П. А. Кропоткиным и Л. И. Мечниковым Реклю представлял анархизм в качестве элемента общей научной доктрины эволюционно-позитивистского толка. Одним из главным тезисов его основной анархистской работы «Эволюция, революция и идеалы анархизма» (Реклю. 2009) является критика идей Мальтуса и обоснование представления о почти безграничном потенциале Земли, реализации которого мешает невежество и несправедливость способа производства. Реклю указывал, что Земля может прокормить значительные городские агломерации (Реклю. 2009), предполагая, что Лондон и Нью-Йорк вырастут до 10–20 млн человек. В отличие от некоторых других направлений анархизма, Реклю (как и Кропоткин) не разделял катастрофических настроений (видя в них наследие мальтузианства) и выступал против попыток анархистов построить независимые коммуны вне обычного общества. Приняв положения Кропоткина о необходимости «взаимопомощи» как факторе эволюции, Реклю дополнил эволюционную теорию представлением о «революционизме», то есть о возможности резких изменений, а также идеей о неоднородности эволюционного процесса, в котором всегда есть место для «прогресса» и «регресса» – в этом он опирался на идеи Дж. Вико о «corsi et ricorsi», т. е. круговороте движений, направленных вперёд и назад.
Несмотря на позитивизм эволюционной теории, Реклю вместе с другим анархистом, Мечниковым, разработал теорию взаимодействия человека и среды, позволившую ему уйти от географического детерминизма. В «Человеке и земле» он определил человека как природу «познающую саму себя», став, таким образом, предшественником теорий таких авторов, как П. Тейяр де Шарден и В. И. Вернадский. По мнению некоторых исследователей (Manfredonia. 2009), Реклю в своём анархистском синтезе сумел преодолеть противоречия между анархическим индивидуализмом, анархо-коммунизмом и анархо-синдикализмом. Отказавшись как от волюнтаризма, так и от натурализма, Реклю попытался представить географию в качестве науки, наиболее органично сочетающейся с анархизмом, поскольку она, по сути, подрывает господствовавшее на Западе представление о линейном развитии цивилизации, сосредоточенной в развитых странах. География показывает локальность и ненадёжность всякого прогрессивного развития, её зависимость от многообразия природных и культурных факторов. В этом Реклю может считаться прародителем анархистской антропологии и географии, представленной такими авторами, как Д. Грэбер и Дж. Скотт.