Пабло Неруда
Па́бло Неру́да (Pablo Neruda; настоящие имя и фамилия Рикардо Нефтали Рейес Басоальто, Ricardo Neftalí Reyes Basoalto) (12.7.1904, Парраль – 23.9.1973, Сантьяго), чилийский поэт, дипломат, общественный деятель.
Родился в семье железнодорожного служащего. Рано потерял мать; детство провёл в г. Темуко. В 1921 г. поступил в педагогический институт Сантьяго, однако в 1925 г. бросил учёбу, увлёкшись поэзией. Большое влияние на формирование поэтических вкусов Неруды оказала встреча с Г. Мистраль. В 1927–1932 гг. на дипломатической работе в странах Азии, в 1933 г. – в Аргентине, где познакомился с Ф. Гарсией Лоркой. С 1934 г. консул в Барселоне, затем в Мадриде. Вместе с Гарсией Лоркой издавал литературный журнал El caballo verde pasa la poesia («Зелёная лошадь для поэзии»); сблизился с Р. Альберти, М. Эрнандесом. В 1938 г. направлен с краткосрочной миссией в Париж, где помогал испанским республиканцам эмигрировать в Латинскую Америку. В 1939–1944 гг. секретарь, затем консул чилийского посольства в Мехико. Вернувшись в Чили, занялся активной политической деятельностью, был избран в сенат. В 1945 г. вступил в Коммунистическую партию Чили. В 1946 г. публично осудил деятельность правительства, был обвинён в государственной измене и бежал в Мексику (1949). Смягчение законов, направленных против представителей левых партий, позволило Неруде вернуться на родину в 1953 г. В 1970 г. выдвинут на пост президента страны от компартии, но снял свою кандидатуру в пользу С. Альенде Госсенса, после победы которого был назначен послом во Францию. В 1972 г. вернулся в Чили.
Стихи начал писать в возрасте 10 лет. В 1921 г. стихотворение «Праздничная песня» («Canción de la fiesta») получило главный приз на студенческом конкурсе. Первый поэтический сборник «Собрание закатов» («Crepusculario», 1923) – в духе модернистской поэзии. Пронизанный мотивами трагической безысходности и одиночества сборник «Двадцать поэм любви и одна песнь отчаяния» («Veinte poemas de amor у una cancion desesperada», 1924), в котором нашла отражение любовная драма Неруды, принёс ему славу одного из ведущих латиноамериканских поэтов. Отказ от традиционных ритмов и рифмы, увлечение приёмами сюрреализма характерны для сборника «Попытка бесконечного человека» («Tentativa del hombre in finito», 1926) и книги стихотворений в прозе «Кольца» («Anillos», 1926, в соавторстве с Т. Лаго), повествующих о внутреннем смятении, хаосе сознания и мироздания. Стремлением постичь онтологическую тайну Вселенной проникнут поэтический сборник «Местожительство – Земля» («Residencia en la tierra», vol. 1–2, 1933–1935), который отличают смелая, часто весьма «тёмная» ассоциативная образность, эксперименты с синтаксисом, рифмой, строфикой. Антифашистский пафос присущ лирике середины 1930-х гг.; трагедия гражданской войны и убийство Гарсии Лорки отозвались в сборнике «Испания в сердце» («Espana en el corazón», 1937, русский перевод 1939). Темы свободы, братства, всеобщего единения в борьбе со злом пронизывают стихотворения «Песнь Сталинграду» («Canto a Stalingrado», 1942) и «Новая песнь любви Сталинграду» («Nuevo canto de amor a Stalingrado», 1943).
Вершина творчества – поэтическая эпопея «Всеобщая песнь» («Canto general», 1950, русский перевод 1954), в которой Неруда воспел природу и историю родного континента, его прошлое и настоящее. Поэзия Неруды 1950-х гг. отмечена стремлением к эпическому охвату действительности, а также многочисленными формальными экспериментами (замысловатые метафоры, необычный ритм, свободный стих) – сборник «Виноградники и ветер» («Las uvas y el viento», 1954) и др. Философское осмысление экзистенциальных основ жизни и её малых, обыденных явлений, тонкие размышления о любви характерны для сборников «Оды изначальным вещам» («Odas elementales», vol. 1–3, 1954–1957), «Эстравагарио» («Estravagario», 1958), «Плавания и возвращения» («Navegaciones y regresos», 1959), «Сто сонетов о любви» («Cien sonetos de amor», 1959), «Светопреставление» («Fin de mundo», 1969), а также для автобиографической поэмы «Мемориал Чёрного Острова» («Memorial de Isla negra», pt. 1–5, 1964), драматической поэмы «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» («Fulgor y muerte de Joaquí n Murieta», 1967).
Среди других произведений: эссе, литературно-критические и публицистические статьи, воспоминания.
Нобелевская премия (1971). Международная премия мира (1950), Международная Ленинская премия (1953).