Линидж
Ли́нидж (англ. lineage, от лат. linea – нить, линия), экзогамная унилинейная родственная группа, подразделение (низший уровень иерархии) клановой (родовой) организации. Фактически каждый клан состоит из линиджей. Система неравноправных линиджей (иногда обозначается термином «рэмидж», т. е. «ветвь») считается основой конического клана. В отличие от собственно клана, в линиджах происхождение ведётся от реального, а не от мифического предка. Обычно линидж ограничивается 3–4 поколениями. Различаются матрилинейные и патрилинейные линиджи (матри- и патрилиниджи), а также минимальные (родственное ядро большесемейной общины), малые, большие и максимальные линиджи (или уровни линиджей).
Концепт линиджа появился в 1940 г. в сборнике статей «Африканские политические системы» и в работах Э. Э. Эванс-Причарда, который в монографии «Нуэры. Описание способов жизнеобеспечения и политических институтов одного из нилотских народов» выделил два параллельно существующих способа социальной организации: политическую систему и систему патрилинейных линиджей. Эти системы были схожи друг с другом и включали по пять уровней. Политическая система включала следующие таксономические уровни: племя – первичный отдел – вторичный отдел – третичный отдел – деревенская община, а система линиджей была представлена линией: клан – максимальный линидж – большой линидж – малый линидж – минимальный линидж.
В большинстве случаев при отнесении себя к той или иной группе жители деревень называли третичный отдел племени, который соответствовал древнейшему и, как правило, наиболее многочисленному линиджу в каждой конкретной местности. Например, человек из линиджа Квачукуна из клана Джилем, проживавший в деревне Паркур, где большинство жителей относилось к линиджу Ньяпир из клана Гаатбал, говорил, что его поселение – Ньяпир из клана Гаатбал. Антрополог заметил, что помимо линиджей Ньяпир и Квачкуна в деревне Паркур проживали представители нуэрских линиджей Генг и Руал, а также линиджа Чуор народа динка. В большинстве военных походов все они действовали как представители линиджа Ньяпир. Однако если речь шла о брачных отношениях и совершении ритуалов, то участие в этих практиках определяется именно линиджной структурой. Эванс-Причард отмечал, что линиджи включают 3–4 поколения живущих людей, а также 8–9 поколений умерших. Однако рождение новых поколений родственников не приводило к увеличению исторических поколений – их всегда было 11–12, поскольку в памяти людей оставались только наиболее значимые предки, а менее значимые исчезали, как правило, сливаясь с более значимым одноимённым предком. Аналогичную схему линиджей представил М. Фортес в монографии «Динамика клановости у талленси». Его схема была значительно менее формализованной и стройной, однако более полной и нюансированной.
В отечественной социальной антропологии линидж часто отождествляют с родом или его подразделениями (подрод и т. п.), а также с патронимией/матронимией. В позднепервобытных обществах в рамках линиджа возникла генеалогия, которая с появлением письменности стала фиксироваться и явилась одним из источников легитимизации власти в раннеполитических образованиях.