Синкретические религии
Синкрети́ческие рели́гии, верования и культы, образовавшиеся в результате слияния религий или их элементов. Синкретизм, в той или иной степени присущий любой религии, если она не развивалась в полной изоляции, для синкретических религий является ключевой характеристикой. Применительно к религиозным системам термин «синкретизм» стал использоваться со второй половины 19 в. и ныне включает в себя целый конгломерат феноменов – влияние одной религии на другую, взаимопроникновение двух религиозных систем, взаимовлияния местных религий, привнесение и распространение чуждых культов, слияние атрибутов разных божеств в одно. К синкретическим религиям относят манихейство, гностицизм, эллинистические культы – Сераписа, Исиды, Митры, религии друзов, берегватов, сикхизм, ряд мистических традиций (например, каббала, соединившая в себе иудаизм и идеи неоплатонизма) и т. д. Как правило, о синкретических религиях можно говорить применительно к системам, возникающим на стыке автохтонных верований и мировых религий. Классические примеры – религия вуду (смешение христианства и западноафриканского анимизма) и тибетский буддизм, сохранивший многие элементы религии бон (о других синкретических религиозных течениях см. также Афрохристианские синкретические культы, Вьетнамские синкретические культы, Индонезийские синкретические культы, Карибские синкретические культы, Корейские синкретические культы, Новозеландские синкретические культы). В Китае возникла концепция сань цзяо – «три учения», которая позволяла человеку совмещать вероучение и практики даосизма, конфуцианства и буддизма. Схожая ситуация существует в Японии, где можно одновременно быть и буддистом, и синтоистом. Синкретизм также свойствен большинству новых религиозных движений. Вера бахаи изначально зародилась в русле шиитского ислама и вобрала в себя многое из его вероучения. В Нигерии с 1980-х гг. существует движение хрислам – попытка слияния христианства и ислама. Синкретизм является также важнейшей особенностью движения Нью Эйдж, для которого характерна тенденция к привнесению «восточной духовности» в западную культуру, и теософского общества, в эмблеме которого присутствует символика индуизма, иудаизма, древнеегипетской религии и средневековой европейской алхимии.