#Исследователи хореографического искусства
Исследователи хореографического искусства
Тег

Исследователи хореографического искусства

Исследователи хореографического искусства
Найденo 12 статей
Хореография
КритикиКритики
Красовская Вера Михайловна
Красо́вская Ве́ра Миха́йловна (1915–1999), российский историк балета, критик. В 1933–1941 гг. артистка балета Ленинградского театра оперы и балета имени С. М. Кирова (ныне Мариинский театр). Кандидат искусствоведения (1954). Доктор искусствоведения (1965). Профессор (1975). С 1955 г. научный сотрудник Ленинградского научно-исследовательского института театра, музыки и кинематографии (позднее ЛГИТМиК, СПГАТИ; ныне РГИСИ), в 1961–1970 гг. профессор кафедры русского театра, в 1971–1995 гг. профессор-консультант кафедры зарубежного театра. В 1996–1999 гг. заведующая кафедрой истории и теории хореографического искусства Академии русского балета имени А. Я. Вагановой. Труды Красовской по истории русского и западноевропейского балета стали основополагающими в российском балетоведении. Премия «Триумф» (1998).
Балетоведы
Дешкова Ирина Павловна
Дешко́ва Ири́на Па́вловна (род. 1958), российский историк балета, сценарист, педагог. В  1985–1987 гг. редактор репертуарного отдела Главного управления культуры г. Москвы. В 1987–1990 гг. редактор театрального отдела Агентства по пропаганде театрального искусства при Союзе театральных деятелей РСФСР. С 1990–2000 гг. преподаватель истории балета и эстетики в Московском государственном хореографическом институте (ныне МГАХ). В 2002–2008 гг. PR-директор издательского дома «Весёлые картинки». С 2009 г. член попечительского совета, PR-директор благотворительного фонда «Новое рождение искусства» (Москва). Публикуется с 1978 г. Член Союза писателей России. Медаль «За мастерство и подвижничество во благо русской литературы» (2021). Почётный член Академии художеств РФ (2023). Литературная премия Союза театральных деятелей РФ «Театральный роман» (за 2023, вручена в 2024).
Ирина Дешкова
Балетоведы
Володченков Роман Геннадиевич
Воло́дченков Рома́н Генна́диевич (род. 1976), российский артист балета, балетовед, балетный критик, педагог. В 1998–2018 гг. артист театра «Кремлёвский балет». Автор-составитель книг о деятелях балета. Преподаёт в Московской академии образования Натальи Нестеровой, Московском государственном хореографическом училище имени Л. М. Лавровского, Колледже музыкально-театрального искусства имени Г. П. Вишневской и др.
Роман Володченков
Балетоведы
Левенков Олег Романович
Левенко́в Оле́г Рома́нович (1946–2016), российский артист балета, балетовед, продюсер. В 1966–1987 гг. солист Пермского государственного театра оперы и балета имени П. И. Чайковского. В 2007 г. опубликовал первый на русском языке фундаментальный научный труд о творчестве Дж. Баланчина до 1957 г. В 2003–2016 гг. директор Международного фестиваля «Дягилевские сезоны: Пермь – Петербург – Париж» (с 2012 – Дягилевский фестиваль).
Олег Левенков
Балетоведы
Гаевский Вадим Моисеевич
Гае́вский Вади́м Моисе́евич (1928–2021), российский историк балета, балетный и театральный критик, педагог, заслуженный деятель искусств РФ (1997). Начал публиковаться в 1953 г. Автор знаковых для истории балета книг «Дивертисмент. Судьбы классического балета» (1981), «Дом Петипа» (2000) и др. В 1992–2000 гг. заведующий кафедрой театроведения историко-филологического факультета Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ). В 2001–2015 гг. профессор, с 2016 г. профессор-консультант кафедры истории театра и кино историко-филологического факультета РГГУ.
Театр
Балетоведы
Суриц Елизавета Яковлевна
Су́риц Елизаве́та Я́ковлевна (1923–2021), российский историк балета, критик, переводчик, заслуженный деятель искусств РФ (2000). Один из крупнейших отечественных исследователей хореографического искусства. С 1964 г. во Всесоюзном научно-исследовательском институте искусствознания (ныне Государственный институт искусствознания, Москва). Автор монографий и статей, составитель, комментатор научных сборников по истории балета и сценического танца (отечественного балета 19 в., студийного движения 1920-х гг., балета русского зарубежья, Европы и США). Международная премия Станиславского (2019).
Хореография
Критики
Мамонтов Сергей Саввич
Ма́монтов Серге́й Са́ввич (1867–1915), российский художественный, балетный и театральный критик, журналист, драматург, поэт; штабс-ротмистр. Из рода Мамонтовых, сын С. И. Мамонтова. Сотрудничал с газетами «Русское слово» и «Россия», журналами «Рампа и жизнь», «Русский артист», «Ежегодник Императорских театров» и др. Автор пьес, исторических очерков и т. п. Поэзия проникнута религиозными мотивами, в ней заметно влияние М. Ю. Лермонтова и Я. П. Полонского. Награждён орденами Святого Станислава 2-й степени, Святой Анны 2-й степени (оба –1914).
Театр
Музыканты
Жак-Далькроз Эмиль
Жак-Далькро́з Эми́ль (1865–1950), швейцарский пе­да­гог, ком­по­зи­тор, об­щественный дея­тель. Создатель системы музыкально-ритмического воспитания. Раз­ра­бо­танная им рит­мическая гим­на­сти­ка (рит­ми­ка) при­об­ре­ла по­пу­ляр­ность у лю­дей, ин­те­ре­сую­щих­ся ху­дожественным дви­же­ни­ем, в том числе тан­цем. В 1910 г. от­крыл Шко­лу му­зы­ки и рит­ма в Хел­ле­рау (близ Дрез­де­на), в 1915 г. – Институт Жака-Дальк­ро­за в Же­не­ве. Тео­рии Жака-Далькроза по­лу­чи­ли сце­ническое во­пло­ще­ние в рит­мо­пла­стической ин­тер­пре­та­ции различных музыкальных про­из­ве­де­ний. В Рос­сии его идеи про­па­ган­ди­ро­вал С. М. Вол­кон­ский. Сре­ди уче­ни­ков Жака-Далькроза: М. Рам­бер, М. Виг­ман, Р. Сент-Де­нис, Ханья Хольм; его сис­те­ма ока­за­ла влия­ние на твор­че­ст­во В. Ф. Ни­жин­ско­го, К. Йос­са и др.
Музыка
Артисты балета
Степанов Владимир Иванович
Степа́нов Влади́мир Ива́нович (1866–1896), российский артист балета, педагог. Создатель системы записи танца (система Степанова). С 1885 г. в петербургской труппе. С 1893 г. педагог Санкт-Петербургского Императорского театрального училища. В 1892 г. издал в Париже книгу «Alphabet des mouvements du corps humain» («Алфавит движений человеческого тела»), в которой изложил принципы своей системы. Значительная часть нотаций, выполненных в конце 19 – начале 20 вв. по системе Степанова, дошла до 21 в. и используется современными хореографами при восстановлении балетов классического наследия.
Владимир Степанов. Фото из книги: Ежегодник императорских театров. Сезон 1895–1896 гг. Санкт-Петербург, 1897. С. 505
1
2