Роман I Лакапин (византийский император)
Рома́н I Лакапи́н (Ῥωμανός ὁ Α′ Λακαπηνός; Роман I Лекапин, Ῥωμανός ὁ Α′ Λεκαπηνός) [около 870, Лакапа (Лакабин) близ Мелитины (Мелитены), ныне Малатья, Турция – 948, о. Проти, ныне Кыналыада, Турция], византийский император в 920–944 гг. (совместно с Константином VII Багрянородным).
Возвышение Романа
Отец Романа, Феофилакт Авастакт, армянин по происхождению, поступил на императорскую службу в 872 г. при Василии I Македонянине. Фамильное имя будущего императора происходит от г. Лакапа, близ которого его отец получил земельное пожалование. Первые сведения о военной карьере Романа относятся к концу правления Льва VI Мудрого, когда он был стратигом о. Самос и участвовал в военной экспедиции против арабов.
В правление Зои Карвонопсины (Углеокой), ставшей регентом при малолетнем Константине VII после смерти его отца и старшего брата, Роману Лакапину была дарована должность друнгария (командующего) флота. Одной из важнейших внешнеполитических задач Византийской империи в этот период стала борьба с Болгарией, правитель которой, Симеон, опустошал Фракию. Участие в антиболгарской кампании закончилось для Романа Лакапина неудачей: он не смог доставить в распоряжение командующего войском, стратига Херсона Иоанна Воги, печенегов, выступавших в качестве союзников византийцев, но в последний момент отказавшихся от участия в военных действиях. В результате доместик схол (главнокомандующий) Лев Фока, также участвовавший в кампании, остановил преследование болгар, что вызвало панику в среде византийцев. В Константинополе Романа обвинили в преступном небрежении или даже злом умысле, и суд приговорил его к ослеплению. Только благодаря ходатайству влиятельных придворных приговор был отменён.
Византийские хронисты приводят различные объяснения причин несогласованности действий Иоанна Воги и Романа Лакапина, в том числе опасения Льва Фоки, который утверждал, что Роман попытается захватить императорскую власть с помощью подчинённых ему сил. Это объяснение вполне логично, поскольку Лев Фока, являвшийся зятем паракимомена (придворного постельничего) Константина Пафлагона, сам претендовал на престол. Кроме того, успешные действия болгар, контролировавших теперь бо́льшую часть Балканского полуострова, привели к ослаблению позиций Зои Карвонопсины. Стремясь предотвратить возможный заговор, в 919 г. воспитатель императора, Феодор, вступил в союз с Романом. В результате последний арестовал Константина Пафлагона, чем способствовал уменьшению влияния Льва Фоки (хотя Роман и дал Льву обещание заключить с ним союз, скреплённый браком между представителями их родов), и отстранил Зою Карвонопсину от обязанностей регента, оставив её при дворе.
25 марта 919 г., в праздник Благовещения, на древе Креста Господня Роман Лакапин подтвердил, что целью его действий была защита императора, которому он принёс клятву верности. Вскоре Роман стал магистром, а в мае 919 г. его 14-летняя дочь, Елена, вступила в брак с Константином, после чего Роман получил титул василеопатора (отца императора). Зоя Карвонопсина была окончательно отстранена от власти и пострижена в монашество. В сентябре 920 г. Роман Лакапин стал кесарем, а 17 декабря был коронован как соправитель Константина VII по именем Романа I. Более того, в 921 г. Константин VII возложил венец на первенца Романа I, Христофора. Средние сыновья были коронованы уже самим Романом I. Последний, таким образом, превращался из соправителя в автократора. Его младший сын, Феофилакт, занял должность синкелла патриарха Николая I Мистика (901–907, 912–925), с тем чтобы после смерти последнего занять Константинопольскую кафедру (занял её в 933). Рукоположение 16-летнего Феофилакта, мало интересовавшегося церковными делами, совершили легаты папы Римского Иоанна XI (931–936).
Внешняя политика Романа I Лакапина
Возвышение Романа I Лакапина резко негативно воспринял царь Болгарии Симеон, который также претендовал на византийский престол. Эти претензии, формальным основанием для которых было возложение Николаем I Мистиком на голову Николая Симеона венца после заключения перемирия 913 г., подкреплялись и военными успехами болгарской армии, захватившей Фракию и Македонию. Пребывание войск Симеона под стенами Константинополя вынудило императора принять участие в личной встрече с правителем Болгарии осенью 924 г. Спустя несколько месяцев Симеон, поставивший под свой контроль и Сербию, провозгласил себя «василевсом болгар и римлян» (βασιλεὺς Βουλγάρων καὶ Ῥωμαίων). Переписка с ним Романа I Лакапина, последовавшая вскоре, содержала требования к Симеону вернуть все византийские земли, захваченные после 913 г., а также указание на невозможность использования им титула «василевс римлян». С оговорками Роман I был готов признать допустимым лишь именование «василевс болгар». Это именование было официально признано за новым болгарским царём, Петром (927–969), занявшим престол после кончины Симеона. Пётр вступил в брак с внучкой Романа I Лакапина, Марией, которая в ознаменование болгаро-византийского мира приняла имя Ирина. Уступки, сделанные Романом I Лакапином Болгарии, носили умеренный характер и способствовали при этом усилению влияния Византии на славянских землях.
Роман I предпринимал успешные меры по усилению флота, которые привели, в частности, к разгрому арабской эксадры при о. Лемнос (924) и к восстановлению византийского господства в Эгейском море. На суше (Северная Месопотамия, Армения) военные действия шли с переменным успехом. Ситуация изменилась после разгрома русов, пришедших к Константинополю в 941 г. во главе с киевским князем Игорем, о чём подробно сообщается в «Повести временных лет», в отрывке из «Хроники» Симеона Логофета (отрывок сохранился в «Хронике продолжателя Феофана»), а также в «Антаподосисе» Лиутпранда Кремонского. В 944 г. был заключён русско-византийский договор (славянский текст приведён в «Повести временных лет»). Продолжив кампанию в Северной Месопотамии, в 943 г. византийцы заняли г. Амида (ныне Диярбакыр, Турция) и Нисибин (ныне Нусайбин, там же), а спустя год вернули из г. Эдесса (ныне Шанлыурфа, там же) в Константинополь Нерукотворный образ Христа.
Внутренняя политика Романа I Лакапина. Отстранение от власти
В сфере внутренней политики Роман I Лакапин предпринимал меры по защите мелкого крестьянского землевладения от динатов. В 922 г. был восстановлен протимисис, то есть право предпочтительной покупки или аренды земли родственниками-совладельцами и соседями. Однако указанная мера не остановила расширение крупного землевладения и рост числа париков. Роман I оказывал большое влияние на церковные дела ещё до избрания на Патриарший престол Феофилакта. В 920 г. был созван Константинопольский собор, который был призван рассмотреть вопрос о каноничности 4-го брака Льва VI Мудрого, заключённого с Зоей Карвонопсиной. Собор, в работе которого принимали участие и папские легаты, принял «Томос единения», полностью запрещавший 4-й брак, а 3-й допускавший только при соблюдении определённых условий.
Указанные постановления привели к уменьшению влияния Македонской династии. Ту же цель преследовала и самостоятельная коронация Романом I своих средних сыновей – Стефана и Константина. При этом после смерти старшего сына, Христофора, в 931 г. император не предоставил средним сыновьям преимущество перед Константином VII Багрянородным, которым обладал Христофор. В результате Стефан и Константин способствовали смещению Романа I Лакапина с престола и его удалению на о. Проти. Вскоре Константин VII приказал отправить братьев в ссылку. Роман Лакапин, однако, остался на Проти, где и скончался, приняв незадолго до смерти монашеский постриг.