Грабар Андре
Граба́р Андре́ (André Grabar; Андрей Николаевич Грабар) [26.7(7.8).1896, Киев – 5.10.1990, Париж], французский медиевист, историк искусства, педагог; один из создателей французской школы современного византиноведения.
В 1914 г., после окончания частной мужской гимназии Киева и недолгого пребывания на фронте Первой мировой войны, поступил на историко-филологический факультет Университета Святого Владимира в Киеве. В 1915 г. перевёлся в Петроградский университет, где учился до октября 1917 г. Среди его учителей – Я. И. Смирнов, Н. П. Кондаков, Д. В. Айналов (его семинары посещал вместе с будущим историком искусства, исследователем древнерусского, византийского, балканского искусства и архитектуры Н. Л. Окунёвым). Затем вернулся в Киев и до января 1919 г. продолжал обучение в Университете Святого Владимира. Первую самостоятельную научную работу опубликовал в студенческие годы и посвятил древнерусскому искусству («Фрески Апостольского придела Киево-Софийского собора», 1917).
Диплом 1-й степени защитил в 1919 г. в Новороссийском университете в Одессе. В январе 1920 г. эмигрировал в Болгарию, работал в Национальном археологическом музее Софии (ныне Национальный археологический институт и музей Софии). Занимался изучением средневековых памятников 6–15 вв., результатом которого стала монография о фресках Боянской церкви (впервые опубликована в Софии в 1924), позже – книги «Религиозная живопись в Болгарии» (в двух томах) и «Восточные влияния в балканском искусстве» (обе – Париж, 1928, на французском языке), которые составили докторскую диссертацию исследователя.
С октября 1922 г. жил во Франции; в 1924–1937 гг. преподавал в Страсбурском университете сначала русский язык, после защиты диссертации в 1928 г. – искусство Византии и Восточной Европы. В Страсбурском университете слушал лекции французских историков М. Блока и П. Пердризе. В 1937 г., после издания книги «Император в византийском искусстве» (1936), Грабар получил приглашение византиниста Г. Милле занять место директора по изучению византийского искусства и археологии в Высшей школе практических исследований в Париже, где продолжил работать до 1966 г. С 1945 г. Грабар был организатором и редактором научного журнала Cahiers archéologiques, посвящённого позднеантичному и раннесредневековому искусству. В 1946–1966 гг. профессор раннехристианской и византийской археологии в Коллеж де Франс. В 1947–1961 гг. сотрудничал с центром византинистики Дамбартон-Окс (Вашингтон), выступал в качестве участника и организатора ряда симпозиумов центра (в частности, председатель симпозиума «Император и дворец», 1950).
Научные предпочтения Грабара определились в годы учёбы в Киеве, Петрограде (ныне Санкт-Петербург), Одессе. В публикациях учёного реализовался новаторский подход к исследованию средневекового искусства на основе выработанного им «динамического иконографического метода» (термин Г. Бабич). Его суть – изучение иконографических характеристик различных памятников в широком историко-культурном контексте эпохи на основе их структурно-функционального анализа. Искусство при этом рассматривалось как форма отражения идей, изменявших жизнь общества и изменявшихся вместе с ним.
Одним из наиболее важных трудов Грабара стала книга «Император в византийском искусстве». Целью исследования был поиск выражения в искусстве идей византийской монархической «теологии», поэтому в центре исследования оказался император как смысловое понятие, точка соединения и воплощения этих идей. Новаторская «включённость произведений искусства в целостность всего, что известно о жизни эпохи, о социальной среде, о религии, обо всём том, откуда вышли анализируемые произведения» позволила увидеть их по-новому. По мнению историка Ж. Дагрона, «безупречная эрудиция [автора] сочетается с всеобъемлющим, исключительно точным и плодотворным взглядом на происхождение и развитие Византийской империи» (Dagron. 2010). Смелым для того времени, но безусловно закономерным стал вывод Грабара о заимствовании Византией не только изобразительных схем античных императорских культов, но и отдельных тем, продолживших существование в христианской державе. Римская имперская иконография оказала прямое воздействие на формирование религиозной иконографии, будучи способной к выражению идей, внутренне близких византийскому христианству.
Программной для целого поколения историков средневековой архитектуры стала работа «Мартирий: исследование культа мощей в раннехристианском искусстве» (1943–1946). В этой книге Грабар, отказавшись от формально-типологического подхода, впервые поставил происхождение, обособление и развитие различных типов культовых сооружений в прямую зависимость от их предназначения и использования. Он развил идею о первоначальном разграничении двух главных функций христианского храма как места соборного богослужения и как места, где хранятся и почитаются реликвии и мощи мучеников. Грабар обосновал этим гипотезу о типологическом разделении христианской архитектуры на соборные базилики и центрические мартирии, прототипы будущих купольных храмов Византии. Р. Краутхаймер в рецензии на эту работу подчёркивал, что через противопоставление отношения к реликвиям в храме Грабар раскрыл суть проблемы происхождения различий в церковной архитектуре Востока и Запада (Krautheimer. 1953. P. 57–61). Привлечение внимания к литургическим потребностям культа было плодотворной частью в теории Грабара, нуждавшейся в дальнейших уточнениях и доработке.
Грабар указал также на причинно-следственную связь между функцией культового места и собранными в нём изображениями, что открывало возможность для их дальнейшей интерпретации. Его исследование «Ампулы Святой Земли: Монца – Боббио» (1958) во многом повлияло на популярное в современной медиевистике направление – изучение христианских реликвий, а публикация миниатюр Литургического свитка из Константинополя (Библиотека греческого патриархата, Иерусалим; 11 в.) в 1954 г. положила начало анализу взаимосвязи византийской храмовой декорации и литургии.
В книге «Иконоборчество: археологическое досье» (1957) Грабар представил корпус материальных и литературных источников, проясняющих пути развития искусства в этот период византийской истории. Совокупность задействованных источников позволила исследователю раскрыть смысл христианского образа, а также его статус и восприятие на протяжении нескольких столетий – в 6–9 вв.
Грабар непрерывно совершенствовал и обогащал свою методологию. Результаты многолетнего изучения процессов формирования и развития христианского искусства подытожены в книгах 1968 г. («Христианская иконография: исследование истоков», «Искусство поздней Античности и Средневековья», «Искусство Средневековья в Восточной Европе») и 1979 г. («Пути развития христианской иконографии: Античность и Средневековье»), где были собраны его статьи по иконографии на различные темы. Учёному удалось создать целостную панораму иконографического развития византийского искусства и ареала его воздействия. Грабару принадлежит также издание полного свода византийской скульптуры 4–14 вв. [«Византийские скульптуры Константинополя (IV–X века)», 1963; «Византийские скульптуры Средневековья (XI–XIV века)», 1976].
С 1955 г. член французской Академии надписей и изящной словесности. Член научных академий Великобритании, Дании, Норвегии, Австрии, Болгарии, Сербии и США, почётный доктор Принстонского, Уппсальского и Эдинбургского университетов.
В числе учеников Грабара – C. Дюфрен, Н. Тьерри, Р. Штихель, А. Хачатрян, Т. Вельманс, К. Уолтер, В. Корач, Г. Бабич, В. Джурич, протоиерей Н. Озолин.