Манго Сирил
Ма́нго Си́рил, Сирил (Кирилл) Александр Манго (Cyril Alexander Mango) (14.4.1928, Стамбул – 8.2.2021), британский историк и историк искусства, византинист.
Семья Манго принадлежала к греческой общине Стамбула. Мать, Аделаида Манго (урождённая Дамонова), происходила из семьи русских эмигрантов, отец, Александр Манго, – юрист греческо-итальянского происхождения. Брат, Эндрю Манго (1926–2014), – историк, специалист по новейшей истории Турции и биограф первого президента Турецкой республики Мустафы Кемаля Ататюрка. С детства С. Манго владел французским, греческим, русским, турецким, итальянским и испанским языками, а также проявлял интерес к истории Константинополя. Первым его учителем стал археолог-любитель Э. Мамбури, преподаватель Галатасарайского лицея, участник многих археологических раскопок 1920 – 1930-х гг. в Стамбуле, в частности Большого императорского дворца, выпустивший первый в истории путеводитель по средневековому Стамбулу (Mamboury E. Constantinople. Constantinople, 1925).
С. Манго получил образование в Университете Сент-Андрус в Шотландии (магистр гуманитарных наук, 1949), затем в Сорбонне в Париже (доктор исторических наук, 1953). В 1951 г. ещё до получения докторской степени стал младшим научным сотрудником центра византинистики Дамбартон-Окс в Вашингтоне (с 1953 научный сотрудник, в 1962–1963 доцент, в 1968–1973 профессор византийской археологии отделения византийских исследований). Уже в докторской диссертации «Бронзовый дом: вестибюль Императорского дворца в Константинополе» (опубликована в 1959) Манго использовал научный подход, основанный на блестящем владении текстовыми, археологическими, эпиграфическими и нумизматическими источниками. Манго участвовал в ряде экспедиций Дамбартон-Окс, направленных на изучение памятников византийской архитектуры Стамбула: в 1950-х гг. вместе с историком архитектуры П. А. Андервудом исследовал храм Святой Софии и монастырь Хора (Карие-джами), в 1960-х гг. с выдающимся реставратором Э. Хокинсом – мозаики Святой Софии (в главной апсиде), монастырей Паммакаристос (Фетхие-джами) и Липса (Фенари-Иса-джами), с И. Шевченко участвовал в археологических раскопках и атрибуции руин церкви Святого Полиевкта (524–527), крупнейшей церкви Константинополя до возведения императором Юстинианом I новой Святой Софии в 532–537 гг.
Совместно с Шевченко им был разработан метод «тотальной византинистики», который подразумевал комплексное исследование культуры: литературы, в том числе агиографии, искусства, архитектуры, археологии; он позволял глубже осознать образ мышления византийцев, их понимание собственного прошлого. Широкую известность получила характеристика византийской литературы как «кривого зеркала», представленная Манго на лекции при вступлении в должность профессора Оксфордского университета 21 мая 1974 г. (Mango C. A. Byzantine literature as a distorting mirror. Oxford, 1975). Целью византийских авторов, по его мнению, было создание вневременной «обшивки», призванной завуалировать смену социокультурной среды. Тексты, насыщенные аллюзиями, повторениями и отсылками к древним источникам, создавали искажённую реальность, не позволяющую достоверно соотнести её с определённым периодом времени или событием.
Учёность Манго была широкой и разносторонней, он не только владел множеством языков, но и был знатоком ряда дисциплин, включая филологию, палеографию, эпиграфику, нумизматику и сфрагистику. Исключительная эрудиция и междисциплинарный подход учёного характеризуют его труды о Византийской империи: «Мозаики Святой Софии в Стамбуле» (1962), «Городское развитие Константинополя, 4–7 вв.» (1985), «Византия: империя Нового Рима» (1980), «Византия и её образы: история и культура Византийской империи и её наследие» (1984), «Константинополь и периферия» (1995). Им были переведены и изданы византийские письменные источники: 18 гомилий (проповедей) Фотия (1958), «Бревиарий» патриарха Никифора Константинопольского (1990), «Письма» Игнатия Диакона (1997) и «Хроника» Феофана Исповедника (1997). С 1978 г. Манго вместе с Шевченко составлял «Корпус датированных византийских надписей Константинополя, Вифинии и Восточной Фракии» (не опубликован). Значителен его вклад в издание «Оксфордской истории Византии» (2002; составитель-редактор, автор введения и ряда глав). Хотя научные интересы Манго были сфокусированы на Константинополе, они охватывали также Кипр, Баргалу в Северной Македонии и долину Евфрата; в составе археологических экспедиций Дамбартон-Окс и Оксфордского университета он скрупулёзно описывал памятники византийской культуры на этих землях, фотографируя руины, обмеряя планы, фиксируя и дешифруя надписи. Руководил проектами Дамбартон-Окс «Христианские памятники турецкой Месопотамии» (1982–1990) и «Собор Нисибина» (1990–1991).
В 1963–1968 гг. профессор византийской и новогреческой истории, языка и литературы в Королевском колледже Лондона, в 1973–1995 гг. профессор кафедры византийского и новогреческого языка и литературы в Оксфордском университете. С 1976 г. член Британской академии, с 1992 г. иностранный почётный член Американской академии искусств и наук, с 2002 г. член-корреспондент французской Академии надписей и изящной словесности.
С 1953 г. его женой была Мейбл Гроувер-Манго, с 1964 г. – Сьюзен Манго (урождённая Герштель; оба брака завершились разводом); с 1976 г. – Марлия (Мария Корделия) Манделл-Манго, историк византийского искусства.