Захарова Лариса Георгиевна
Заха́рова Лари́са Гео́ргиевна (урождённая Тер-Захарова, с 1949 – Захарова, в 1959–1966 – Мамулова) (17.2.1933, Тбилиси – 13.1.2017, там же), советский и российский историк, педагог. Из семьи служащих. Окончила исторический факультет Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова (МГУ) (1956, с отличием). Ученица П. А. Зайончковского.
Биография
В 1956–1959 гг. училась в очной аспирантуре исторического факультета МГУ. В 1959–1961 гг. старший редактор в журнале «Научные доклады высшей школы. Серия исторических наук».
Кандидат исторических наук (1962), доктор исторических наук (1983).
С ноября 1962 г. до конца жизни преподавала на кафедре истории СССР периода капитализма (с 1992 – истории России 19 – начала 20 вв.) исторического факультета МГУ: ассистент (1962–1966), старший преподаватель (1966–1968), доцент (1968–1984), профессор (с 1984). Заслуженный профессор Московского университета (2004). Постоянно обновляла содержание своего лекционного курса, её лекции неизменно производили яркое впечатление и надолго запоминались.
С конца 1980-х гг. неоднократно читала лекции за границей – в США, Германии, Франции, Японии. С 1989 г. входила в редколлегию журнала Russian Studies in History (Нью-Йорк).
В 1994–2010 гг. участвовала в работе секции «Отечественная история с древнейших времен до ХХ века» Экспертного совета по истории, археологии и этнографии РГНФ (до 2004 исполняла обязанности её координатора). В 2010–2014 гг. заместитель председателя диссертационного совета по защите докторских и кандидатских диссертаций при Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете, курировала в нём специальность «отечественная история».
С 2013 г. много времени проводила в Тбилиси.
С 1970-х гг. формировалась научная школа Л. Г. Захаровой. Среди её учеников 5 докторов исторических наук (В. Л. Степанов, А. В. Павловская, А. Ю. Полунов, И. А. Христофоров и Ф. А. Гайда), под её руководством защищены 44 кандидатские диссертации, в том числе 3 после её кончины. С середины 1980-х гг. она периодически собирала «домашний семинар», на котором выступали с докладами известные отечественные и зарубежные учёные (Т. Эммонс, Д. Филд, Дж. Бушнелл, Б. Эклоф, Д. Ливен и др.), обсуждались рукописи статей и монографий, новейшие тенденции в историографии и т. п.
Научные труды
Под руководством П. А. Зайончковского в студенческие годы изучала предпосылки голода 1891 г. в средневолжских губерниях Российской империи (эта проблема стала темой её дипломной работы). Изучение этого вопроса вывело исследовательницу на проблематику, связанную с деятельностью земских учреждений и их преобразованием на рубеже 1880–1890-х гг. В кандидатской диссертации «Земская контрреформа 1890 г.» (опубликована в качестве монографии в 1968) рассматривала контрреформу в контексте изменения социального состава гласных земских собраний, который в 1860–1880-х гг. в уездах постепенно демократизировался, и борьбы в правительственных сферах в 1870–1880-х гг. Показала, каким образом разногласия в среде высшей бюрократии (в частности, наличие либеральной оппозиции в Государственном совете) корректировали и отчасти выхолащивали идеи первоначального проекта А. Д. Пазухина и графа Д. А. Толстого, предполагавшего ликвидацию самостоятельности земства и его превращение в одну из структур Министерства внутренних дел. Эти наблюдения существенно меняли представления о едином реакционном «правительственном лагере», господствовавшие в советской историографии. Логическим продолжением этой работы (настойчиво рекомендованным Зайончковским) стало исследование внутренней политики и борьбы «в верхах» в первое десятилетие царствования Николая II. Однако цензурные препятствия, возникшие при публикации статьи на данную тему рубежа 19–20 вв., заставили изменить направление научного поиска.
С 1972 г. занималась изучением подготовки крестьянской реформы 1861 г. В докторской диссертации «Самодержавие и отмена крепостного права в России, 1856–1861» (опубликована в 1984 в виде монографии) проследила эволюцию правительственной программы освобождения крестьян, раскрыла роль императора, его окружения, различных государственных институтов и прежде всего Редакционных комиссий в разработке «Положений» 19 февраля (3 марта) 1861 г. Вопреки марксистским схемам, убедительно показала, что и царь, и либеральные реформаторы стремились обеспечить баланс интересов разных сословий и социальных групп, преследовали отнюдь не классовые, а государственные интересы и заботились прежде всего об увеличении и динамичном развитии сил Российской империи. Многочисленные записки, доклады, письма, а также обстоятельства их обсуждения в правительственных комитетах и комиссиях убедительно свидетельствовали, что реформа 1861 г. не являлась «побочным продуктом» деятельности революционеров или «уступкой», вызванной страхом перед крестьянским движением. Готовя её, лидеры Редакционных комиссий (Н. А. Милютин, Ю. Ф. Самарин, князь В. А. Черкасский и др.) закладывали в свои проекты механизм создания в России широкого слоя крестьян-собственников, обеспеченного землёй и независимого в социальном и экономическом отношении от помещиков и их хозяйств.
В конце 1980-х – начале 1990-х гг. в ряде статей и выступлений на международных конференциях осветила инициативную роль монархии и либеральной бюрократии в преобразованиях 1860–1870-х гг., возвращая в историографию представление о Великих реформах как комплексе взаимосвязанных мероприятий, качественно обновивших все стороны общественной жизни России.
В 1990–2000-х гг. активно занималась публикацией исторических источников, отражающих взгляды реформаторов середины 19 в. – императора Александра II, великого князя Константина Николаевича, Н. А. Милютина и Д. А. Милютина. В 1997–2013 гг. под её редакцией опубликованы 12 томов воспоминаний и дневников Д. А. Милютина, охватывающих почти целое столетие (1816–1899) и являющихся одним из крупнейших мемуарных памятников Российской империи. Издание переписки великого князя Александра Николаевича (с 1855 императора Александра II) с отцом, императором Николаем I, и младшим братом, великим князем Константином Николаевичем, должно было стать основой для задуманной в 1990-е гг. книги об императоре Александре II, однако напряжённая публикаторская и педагогическая работа помешала осуществлению этого замысла. Л. Г. Захарова успела написать лишь серию статей о личности и внешней политике императора. При этом она отмечала как непосредственное влияние Александра II на международные отношения середины 1850–1870-х гг., так и то, что его подходы далеко не всегда совпадали с курсом министра иностранных дел князя А. М. Горчакова, что не раз приводило к противоречивости и двойственности российской дипломатии.
Большое внимание Л. Г. Захарова уделяла сохранению памяти о своём учителе – П. А. Зайончковском, особо отмечая его приверженность к традициям позитивизма и государственной школы русской дореволюционной историографии, «бережное отношение к историческому факту» (Захарова. 1998. С. 7), вопреки идеологизации и партийному диктату, а также обработку им обширного массива архивных источников и библиографии, способность находить неизученные сюжеты, заботу об учениках и умение сближать исследователей разных поколений и стран. Благодаря усилиям Л. Г. Захаровой в МГУ прошли представительные международные научные конференции, посвящённые 90-летию (в 1994) и столетию (в 2004) со дня рождения Зайончковского, публиковались оставшиеся неоконченными рукописи и письма учёного.
Автор раздела об отмене крепостного права в «Кембриджской истории России» (2006) и ряда статей в «Большой советской энциклопедии» (3-е издание), «Советской исторической энциклопедии», энциклопедии «Отечественная история» (1994–2000. Т. 1–3).
Похоронена на Кукийском кладбище Тбилиси.