Крестьянская реформа в Остзейском крае 1804–1819
Крестья́нская рефо́рма в Остзе́йском кра́е 1804–1819, серия реформ, в результате которых было отменено крепостное право, осуществлены аграрные преобразования и введено крестьянское самоуправление в Лифляндской, Эстляндской и Курляндской губерниях Российской империи.
Первый этап реформы (1804–1809)
Непосредственным поводом для проведения первого этапа реформ стало восстание крестьян в имении Каугуры (Каугерн) Лифляндской губернии (ныне в черте г. Юрмала; осень 1802), подавленное войсками, о чём императора Александра I подробно информировал профессор Дерптского университета Г. Ф. Паррот, который считал основной причиной беспорядков сохранение крепостного права. Для подготовки проекта реформы был учреждён Лифляндский комитет (весна 1803). В его состав входили министр внутренних дел В. П. Кочубей, товарищ министра внутренних дел граф П. А. Строганов, присутствующий в Общем собрании 1-го депаратмента Сената О. П. Козодавлев, правитель дел Я. А. Дружинин и два представителя лифляндского дворянства (Г. Будденброк и Р. Анреп). Комитет подготовил «Положение о лифляндских крестьянах», которое император Александр I утвердил 20 февраля (3 марта) 1804 г.
По нему крестьяне объявлялись прикреплёнными к земле, а не к личности помещика, их запрещалось продавать и покупать без земли. Крестьяне делились на хлебопашцев (дворохозяева и безземельные) и дворовых. Дворохозяева освобождались от рекрутской повинности, телесным наказаниям их можно было подвергнуть только по суду. Они получили право передавать свои усадьбы по наследству, помещикам запрещалось сгонять их с земли, переводить в другие имения, превращать в дворовых. Свой земельный надел дворохозяин мог потерять только при неисполнении своих обязанностей перед помещиком и только по суду. Повинности дворохозяев устанавливались в соответствии с доходностью надела (её определяли специальные ревизионные комиссии, председателями которых были чиновники, присланные из столицы, а членами – местные дворяне). Размеры и качество крестьянских наделов, их доходность, виды и нормы повинностей заносились в описи (вакенбухи). Барщина составляла 75 % общего объёма повинностей, оброк – 25 %. Помещикам запрещалось произвольно повышать повинности и расширять свои поля за счёт крестьянских наделов. Положение бобылей, батраков и дворовых осталось прежним.
Создавались волостные суды в составе 3 членов: одного назначал помещик, второго избирали дворохозяева, третьего – батраки. Несмотря на это, деятельность волостных судов находилась под контролем помещиков. Суды разбирали споры между крестьянами, обеспечивали исправный платёж дворохозяевами оброка и выполнение барщинных работ, распределяли батраков между дворохозяевами. Второй судебной инстанцией были приходские суды, состоявшие из председателя (помещика) и 3 заседателей, избираемых из числа дворохозяев.
В 1809 г. изданы «Дополнительные статьи», по которым помещики получили право самим определять доходность крестьянских наделов, заменять оброк барщиной при 12-часовой продолжительности барщинного дня.
В 1804 г. «Положение о лифляндских крестьянах» было распространено на Эстляндскую губернию и дополнено «Положением о крестьянских судах Эстляндии» (опубликованы в 1805 на немецком и эстонском языках). Описи доходности крестьянских наделов, виды и нормы повинностей составлялись по договорённости между помещиком и крестьянами. Однако крестьяне могли потребовать проведения обмера и оценки земли.
Второй этап реформы (1816–1819)
В 1811 г. дворяне Эстляндской губернии представили императору Александру I проект отмены крепостного права. Последующая разработка проекта была приостановлена Отечественной войной 1812 г. и Заграничными походами российской армии 1813–1814 гг.
23 мая (4 июня) 1816 г. император Александр I утвердил ряд документов («Учреждение для эстляндских крестьян», «Положение об эстляндских крестьянах», «Инструкция Комиссии для введения нового положения о эстляндских крестьянах»), по которым крестьяне получали личную свободу, но без земли (она оставалась собственностью помещиков). Лично свободный крестьянин (освобождение происходило в течение установленного 14-летнего срока) становился арендатором земли у помещика. По закону крестьяне могли, при согласии помещика, выкупить свой прежний надел. Также они получили право заключать сделки (в том числе приобретать движимое и недвижимое, за исключением имений, имущество). Однако при этом перемена места жительства и получение паспорта зависели от помещика.
Вводилось крестьянское самоуправление. Крестьяне помещичьего имения составляли волостную общину. Они избирали на 3 года волостное правление (отвечало за исправный платёж крестьянами государственных податей, рекрутский набор, призрение нетрудоспособных членов общины и т. д.) во главе с волостным старшиной, которого утверждал в должности помещик. За ними же сохранялись полицейская власть в их имениях и надзор за крестьянскими судами.
По настоянию императора Александра I ландтаги курляндского и лифляндского дворянства также согласились на отмену крепостного права в своих губерниях. Были утверждены аналогичные эстляндскому «Положения» для крестьян Курляндской губернии от 25 августа (6 сентября) 1817 г. и Лифляндской губернии от 26 марта (7 апреля) 1819 г.
Окончательную свободу эстляндское крестьянство получило фактически к 1831 г., курляндское и лифляндское – к 1832 г., когда им было дано право свободного передвижения, но только в пределах собственной губернии и с запретом селиться в городах.
Условия реформы, тяжёлые для крестьян (отсутствие пахотной земли, сохранение вотчинной власти помещиков и др.), стали причиной сохранения социальной напряжённости в аграрном секторе Эстляндской, Лифляндской и Курляндской губерний на протяжении 19 – начала 20 вв.