Компьютерная психодиагностика
Компью́терная психодиагно́стика, направление в психодиагностике, основанное на использовании возможностей современных компьютеров наглядно отображать, компактно хранить, быстро извлекать, оперативно обрабатывать, всесторонне анализировать и передавать на расстояние психологическую информацию. Впервые в российской научно-психологической литературе термин «компьютерная психодиагностика» был введён А. Г. Шмелевым (Шмелев. 1984), который являлся организатором и председателем секции «Компьютерная психодиагностика» при Обществе психологов СССР (1986–1991). В дальнейшем содержание данного направления было наиболее полно раскрыто в монографиях В. А. Дюка (Дюк. 1994) и К. Р. Червинской (Червинская. 2003). Заметный вклад в компьютерную психодиагностику внесла работа сотрудников лаборатории клинической психологии Психоневрологического института имени В. М. Бехтерева (Вассерман. 1997). Близким к термину «компьютерная психодиагностика» в англоязычной литературе явилось понятие CAPA – computer-assisted psychological assessment, а также более короткий термин CT – computer testing (Hart. 1986). В смежной с психологическим тестированием области педагогических измерений близкие термины это computer based testing и electronic assessment (Alkhadher. 1994).
Внедрение компьютеров в психодиагностику на рубеже 20 и 21 вв. идёт главным образом по пути создания автоматизированных версий отдельных методик. Большинство этих версий касается методик со стандартизированными вербальными стимулами, т. е. вопросами, утверждениями и заданиями, выраженными словами, одинаковыми для всех испытуемых, и статическими невербальными стимулами, т. е. картинками, фигурами, значками, пятнами, акустическими и осязательными стимулами, постоянными во времени, на которые испытуемый даёт ответы закрытого типа, когда все возможные виды ответов заранее известны. Таким образом, прежде всего речь идёт о компьютеризации стандартизированных психодиагностических методик – тестов (различия между тестами и другими нетестовыми психодиагностическими методиками описывает тестология).
Переложение на компьютерную основу таких методик, ранее разработанных для «ручного употребления» и имеющих хорошо формализованную структуру, не представляет особой сложности. При этом проявляются положительные для практической психодиагностики эффекты:
Быстрое получение диагностических результатов, что крайне необходимо, например, при массовых обследованиях.
Эксперт освобождается от трудоёмких рутинных операций (инструктирование испытуемого, предъявление ему задания, проверка правильности ответов, ведение протокола обследования, обработка результатов).
Точность регистрации результатов, отсутствие ошибок при их обработке.
Оперативность обработки данных, что позволяет проводить в сжатые сроки массовые психодиагностические обследования путём параллельного тестирования многих испытуемых.
Как следствие, компьютеризация психодиагностических методик оказывает положительное действие на повышение качества и снижение стоимости психодиагностического обследования.
Применение компьютерной техники способствует повышению уровня стандартизации условий психодиагностического обследования за счёт единообразного инструктирования обследуемых и предъявления заданий, не зависящих от индивидуальных качеств и состояния как экспериментатора, так и обследуемого. Конфиденциальность автоматизированного тестирования позволяет обследуемому быть более откровенным и естественным во время сеанса тестирования (эксперимента).
Положительные черты компьютерного обследования имеют и свою оборотную сторону, которую необходимо учитывать. Изменение условий психодиагностического обследования даже в лучшую сторону с позиций стандартизации требует обязательной проверки компьютерной версии методики на её адекватность традиционному «ручному» аналогу. При общении с компьютером у обследуемого могут возникать, например, эффекты психологического барьера и сверхдоверия. Поэтому автоматизированные варианты психодиагностических методик, как минимум, должны подвергаться рестандартизации. Таким образом, не только при переводе методики с одного языка на другой требуется её психометрическая адаптация (перепроверка психометрических свойств теста), но и при переводе методики из бумажно-карандашного формата (paper-and-pencil) в компьютеризированный формат.
Кроме перечисленных выше эффектов от применения компьютеров, психологу предоставляются качественно новые возможности организации компьютерного психодиагностического обследования.
1. Динамическая и полимодальная стимуляция. На экране дисплея современного компьютера можно изображать средствами компьютерной графики динамические объекты, что приближает модельную деятельность по выполнению теста к реальной деятельности, для прогноза которой тест предназначен (Шмелев. 1990). Принципиальной также является возможность полимодальной стимуляции – сочетание её зрительной, слуховой и тактильной форм. В самое ближайшее время ожидается появление тестовых заданий в формате кейсов (моделей проблемных ситуаций), не просто представленных на экране компьютера в виде текста, а показанных в виде киноэпизодов – видеозаписи реальной сцены из опыта делового взаимодействия и общения людей.
2. Автоматизация в создании последовательности тестовых заданий в рамках сеанса тестирования. Компьютерные программы обеспечивают автоматизированное формирование на экране компьютера всех пар объектов-стимулов, что необходимо для реализации метода парных сравнений, а также для компьютеризации т. н. ипсативных методик. Кроме того, существенно повышается достоверность процедуры тестирования (защищённость методики от фальсификаций), если происходит формирование индивидуального варианта «на лету» (on the fly) путём применения алгоритмов RSIP – случайного выбора из банка заданий (random selection from item pool) (Шмелев. 2013).
3. Переменный порядок предъявления тестовых стимулов. Простейшим вариантом реализации этой возможности является случайный порядок организации последовательности стимулов, который требуется для проведения рандомизированных экспериментов. На этом принципе построено также адаптивное тестирование, при котором последовательность предъявляемых обследуемому заданий зависит от результатов его ответов на предыдущие задания. Вследствие этого обследуемому в процессе многоступенчатого тестирования может предъявляться гораздо меньше заданий с сохранением диагностической способности целого теста. За счёт адаптивного подхода удаётся значительно снизить трудоёмкость и время тестирования.
4. Время как фактор психодиагностического обследования. Психодиагност с помощью компьютера способен регулировать и устанавливать требуемый темп психодиагностического тестирования. Этот темп может также подбираться автоматически, без непосредственного участия психодиагноста. С другой стороны, время может служить собственно диагностическим параметром, например как показатель временно́й динамики ответов обследуемого на вопросы теста.
5. База психодиагностических данных. Основная задача управления компьютерными базами данных заключается в унификации внутреннего представления разнотипной информации и в устранении дублирования информации, требуемой для различных алгоритмов. Ведение базы данных, в которой накапливаются результаты психодиагностических исследований, позволяет значительно ускорить процесс получения достоверных, эмпирически обоснованных тестовых норм для различных контингентов обследуемых. Наличие базы психодиагностических данных создаёт предпосылки для широкого использования диагностического подхода, основанного на поиске прецедентов из множества хорошо изученных случаев психодиагностической практики.
6. Сложные алгоритмы обработки информации. Возможна оперативная реализация широкого спектра различных трудоёмких процедур для расчёта шкал, индексов, вспомогательных показателей, для проведения диагностического анализа, связанного с поиском прецедентов в банке данных и т. д. Методы анализа данных реализуются, как правило, в виде пакетов прикладных программ, в состав которых входят известные процедуры дисперсионного, корреляционного, регрессионного, факторного, дискриминантного и кластерного анализа, а также другие процедуры многомерной прикладной статистики (Сидоренко. 2010). Эти процедуры относятся к классу линейных диагностических правил и превалируют в психодиагностике, но адекватность их применения для решения многих задач дифференциальной психометрии вызывает определённые сомнения – они ограничивают возможности извлечения ценной диагностической информации, которая может быть заключена в особенностях структуры экспериментальных данных.
Совершенствование сложившихся психодиагностических подходов заключается в применении методов машинного обучения как одного из основных разделов современного искусственного интеллекта. Развитие компьютерных информационных технологий даёт основание считать применение методов машинного обучения в качестве ближайшей реальной перспективы совершенствования психодиагностики (Дюк. 1994; Бобкова. 2020; Machine Learning in Psychometrics ... 2020).
7. Игровая мотивация. Включение игровой мотивации повышает привлекательность процесса тестирования и повышает достоверность результатов. С помощью компьютерных игр можно моделировать те или иные виды деятельности. В компьютерной психодиагностической игре существует возможность сочетания вербальных и невербальных стимулов. С одной стороны, компьютерная игра способна совмещать функции тестов-опросников и критериально-ориентированных тестов деятельности. С другой – игровая компонента может служить отвлекающим фактором для тестируемого. Первые работы по развитию игрового подхода были выполнены в российской экспериментальной психологии и компьютерной психодиагностике ещё в конце 20 в. В начале 21 в. психологи исследуют и обсуждают в своих работах не только полезный эффект геймификации, но и факторы, снижающие валидность компьютерных психодиагностических методов, построенных на использовании игровых элементов (Шмелев. 2016).
8. Отображение результатов. С помощью средств отображения информации на современных компьютерах возможно организовать выдачу результатов психодиагностического обследования на экран дисплея в форме профиля личности, графика или таблицы, а результаты обследования выборки испытуемых – посредством диаграмм и гистограмм распределения значений заданного психодиагностического показателя. Возможно также преобразовать с помощью методов многомерного шкалирования и отобразить результаты многомерных тестов в виде двух- и трёхмерных картинок, позволяющих оценивать группировки испытуемых в пространстве той или иной многомерной методики.
9. Интеллектуальный интерфейс. Возможность получения посредством диалога с компьютером различных справок, разъяснений, рекомендаций по подготовке психодиагностического обследования и в процессе его проведения, а также получения обоснованного психодиагностического заключения в развёрнутой форме. Формирование профессиональной интерпретации результатов психодиагностического тестирования рассматривается либо как задача построения экспертной системы, в которой аккумулируются знания нескольких наиболее квалифицированных специалистов, либо как задача эмпирического накопления диагностических прецедентов и разработки типовых образцов интерпретации. Первый подход позволяет не только получать результирующую интерпретацию, но и узнавать аргументированные ответы на вопросы о том, какие закономерности лежат в основе конструирования полного и непротиворечивого вербального психологического заключения.
10. Дистанционная психодиагностика. С появлением и развитием Интернета, особенно в начале 21 в., дистанционные технологии активно набирают обороты.
Одно из основных свойств дистанционной оценки – экономия времени при сохранении точности и прогнозируемости полученных данных. Основные преимущества дистанционной психодиагностики: экономия рабочего времени; независимость от помещения и расстояния между оценщиком и оцениваемым (который может быть в другой стране, городе); экономия денег на специально оборудованном помещении, командировочных расходах и прочем; независимость от карантинных и подобных ограничений. В то же время требует особого контроля доступ к диагностическим методикам, который приводит к эффекту разглашения (disclosure effect).