Короткая октава
Коро́ткая окта́ва (нем. kurze Oktave, англ. short octave), специальное конструктивное соответствие клавиш музыкального инструмента ступеням звукоряда.
За счёт отказа от хроматических ступеней короткая октава позволяет расширить диапазон звучания инструмента. Две наиболее распространённые схемы короткой октавы показаны на рис. 1 (существовали и другие). На схеме 1a отсутствуют ступени Fis и Gis, а звучащие ступени C, D, E соответствуют клавишам E, Fis, Gis.
Короткая октава располагалась в нижней части клавиатуры (контроктава и/или большая октава), правее (выше по звучанию) следовали клавиши, обычным образом соответствующие ступеням звукоряда по полутонам. Исторически появление короткой октавы стало следствием расширения диапазона клавишных музыкальных инструментов во второй половине 16 – начале 17 вв., которое инструментальные мастера сочетали с экономичностью конструкции, обусловленной предполагаемой редкостью использования хроматических ступеней в нижнем диапазоне. Вместе с тем было и обратное влияние: в клавирных сочинениях той эпохи, даже относительно богатых на хроматизмы, последние в большой октаве встречаются сравнительно редко.
Существовала особая разновидность короткой октавы – т. н. ломаная короткая октава (нем. gebrochene kurze Oktave, Oktave mit gebrochenen Obertasten), в которой чёрные клавиши разделены на две – ближнюю и дальнюю, располагающуюся над ближней. Дополнительные чёрные клавиши восполняли недостающие хроматические ступени (см. рис. 2). Такую октаву как тип клавиатуры не следует путать с другим, внешне сходным, типом клавиатуры с «субполутонами» (subsemitonia), т. е. с разделёнными чёрными клавишами, соответствующими диезам и бемолям – Dis/Es, Gis/As и т. п. – при настройке, не допускающей энгармоническое равенство соответствующих ступеней.
Клавишные инструменты с короткой октавой строились вплоть до последней четверти 18 в. Примечательно, что из всех сохранившихся органных сочинений И. С. Баха Cis большой октавы используется лишь в шести.
Сохранилось некоторое количество исторических инструментов с короткой октавой, среди них – орган И. Компениуса (1610) в замке Фредериксборг (Дания). Существуют органы с короткой октавой, построенные в конце 20 в.