Харт Дэвид Бентли
Харт Дэ́вид Бе́нтли (David Bentley Hart) (род. 20.2.1965, Балтимор, штат Мэриленд), американский православный богослов, философ, писатель, поэт и культурный критик.
Бакалаврскую степень получил в Университете Мэриленда (1986), где помимо философии и теологии изучал классическую филологию, историю и мировую литературу, параллельно осваивая санскрит и китайский язык. Кроме них, в разной степени владеет латынью, древнегреческим, французским, немецким, испанским, итальянским, русским и новогреческим языками. Под влиянием богословия отцов церкви в возрасте 18 лет перешёл из англиканства в православие. Продолжил образование в университетах Кембриджа и Виргинии, получив степени магистра (1989) и доктора философии соответственно (1997). Его диссертация «Красота, насилие и бесконечность: вопрос о христианской риторике» («Beauty, Violence, and Infinity: A Question Concerning Christian Rhetoric») позже была переработана в монографию «Красота бесконечного. Эстетика христианской истины», принёсшую ему широкую известность («The Beauty of the Infinite: The Aesthetics of Christian Truth», 2003; рус. пер. 2010). В этой работе Харт прояснил наиболее фундаментальные для христианства догматические идеи через обращение к категории красоты. Преподавал и вёл научную деятельность в различных университетах США, с 2015 г. является научным сотрудником Университета Нотр-Дам.
Другая его книга, «Иллюзии атеистов. Христианская революция и её новомодные критики» («Atheist Delusions: The Christian Revolution and Its Fashionable Enemies», 2009), представляет собой интеллектуальную историю раннего христианства и написана в полемике с «новыми атеистами» (Р. Докинз, Д. Деннет, С. Харрис и К. Хитченс). За эту книгу в 2011 г. Харт получил учреждённую архиепископом Кентерберийским премию Майкла Рэмзи. Из других работ Харта следует упомянуть «Врата моря. Где был Бог во время цунами?» («The Door in the Sea: Where Was God in the Tsunami?», 2005), которая была написана по следам природной катастрофы 2004 г. в Индийском океане и посвящена вопросу теодицеи; «Бог. Новые ответы у границ разума» («The Experience of God: Being, Consciousness, Bliss», 2013), в которой Харт развивает проект классического теизма в философском и межрелигиозном аспектах; «Чтобы все спаслись: рай, ад и всеобщее спасение» («That All Shall Be Saved: Heaven, Hell, and Universal Salvation», 2019), посвящённая развёрнутому обоснованию учения об апокатастасисе.
Наибольшее влияние на Харта как теолога оказали труды Григория Нисского, богословская эстетика Х. У. фон Бальтазара, проект «радикальной ортодоксии» Дж. Милбанка, а также софиологические труды С. Н. Булгакова и метафизика Э. Пшивары, чей главный труд «Analogia Entis» Харт совместно с Дж. Бетцом перевёл на английский язык.
Под влиянием этих и других мыслителей Харт развивает классическое теистическое богословие с его фундаментальной доктриной «сотворения из ничего» (creatio ex nihilo) и верой в полную независимость Творца от творения. Бог понимается как вечная полнота бытия, как само бытие, а также как благо и истина. Отстаивая божественную простоту, неизменность и бесстрастность, Харт последовательно выступает против пост- и антиметафизических течений богословской и философской мысли, берущих своё начало от Ф. Ницше и М. Хайдеггера, и является сторонником возвращения к метафизике. Теолог считает, что классическая христианская метафизика носит не предписывающий, а скорее нормирующий характер. Выступая в качестве регулятивной «понятийной гигиены», метафизика, по Харту, помогает избежать имманентистских форм мысли, характерных для западной культуры модерна и постмодерна, и сохранить возможность мышления о Боге как об истинно трансцендентном, но открывающемся в имманентности.
Харт считает, что такая подлинная метафизика может быть выстроена вокруг понятия божественной красоты. Он развивает основную интенцию теоэстетики Х. У. фон Бальтазара о красоте как отражении нераздельного единства трансценденталий – истины и блага. По Харту, христианский Бог бесконечен и бесконечно прекрасен, что соответствует совпадению категорий бесконечного и прекрасного. В качестве трансценденталии красота свидетельствует о мире как о проявлении славы Божией. Единство трансценденталий позволяет мыслить бытие как божественный дар, достигающий кульминации в событии Боговоплощения. Харт утверждает, что классическая христианская метафизика, выросшая из платонизма и рассматривающая бытие как дар и благо, а различие – как проявление любви, составляет альтернативу нигилистической онтологии насилия, сформировавшейся в мысли модерна и постмодерна. Согласно Харту, подлинное различие бытия и сущего обнаруживается именно в христианском нарративе, центрированном вокруг понятий Троицы, творения, Боговоплощения и спасения. Именно Троица, внутри божественной жизни которой находится различие, фундирует христианское понимание красоты. Взаимопроникновение (перихоресис) лиц Троицы охватывает частные различия и тем самым даёт начало онтологии, которая строится на категории дистанции между Богом и творением, а не на иерархии сущего. Тринитарные основания такой онтологии позволяют говорить о божественном бытии как даре другому.
Для богословия Харта также характерны следующие черты: отстаивание аналогии бытия (analogia entis) в качестве подлинного способа мышления трансцендентности Бога, отрицание различия между западной и восточной тринитарными моделями (т. н. парадигма де Реньона), отрицание различия между верой и разумом (и, как следствие, отрицание различия между теологией и философией), критическое отношение к западной культуре модерна и постмодерна, а также внимание к стилю и риторике христианского провозвестия. Ещё одной характерной чертой богословия Харта является частое обращение к нехристианским, в частности восточным, религиям. Нагляднее всего это выражено в книге «Бог. Новые ответы у границ разума», где Харт, не преуменьшая реальные различия между мировыми религиями, утверждает, что в основе этих различий лежит общий набор определённых утверждений о Боге (в первую очередь утверждение его трансцендентности), который можно найти в иудаизме, христианстве, исламе, классическом (ведантическом) и бхактическом индуизме, сикхизме и различных формах древнего политеизма.
Широкую известность получил единолично выполненный Хартом перевод Нового Завета, целью которого является восстановление «радикальности» провозвестия Христа и «освобождение» новозаветного текста от более поздних интерпретаций «доктринальной истории».
Помимо академических исследований, Харт пишет художественную литературу, детские сказки и поэтические произведения. Политически идентифицирует себя как демократического социалиста и состоит в организации «Демократические социалисты Америки».
Имеет двух братьев, Эддисона и Роберта, которые являются англиканскими священниками. В 1997 г. Эддисон, который также пишет книги на религиозные темы, перешёл в католичество, но в 2011 г. оставил его из-за догматических разногласий и вернулся в англиканство.