#Православные богословыПравославные богословыИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегПравославные богословыПравославные богословыНайденo 33 статьиБогословыБогословы Псевдо-Дионисий АреопагитПсе́вдо-Диони́сий Ареопаги́т, автор «Ареопагитик» – корпуса греческих богословских текстов рубежа 5–6 вв., в котором интуиции платонической философской традиции объединены с христианским вероучением. В корпусе излагаются ключевые для средневекового христианского миросозерцания идеи: иерархичность мира в отношении близости сущностей к Богу, соответствующие этому структура богословия и путь богопознания, а также символическое понимание таинств как способа приобщения Богу.Епископы Феофан (Прокопович)Феофа́н (1677 или 1681 – 1736), русский церковный деятель, епископ Псковский (1718–1725, с 1720/1721 архиепископ), архиепископ Новгородский (1725–1736). Окончил Киево-Могилянскую коллегию (1694, по другим данным, 1698). Принял унию, в 1698–1701 гг. учился в Папской греческой коллегии святого Афанасия в Риме. После возвращения вернулся в православие. Преподаватель (с 1704), ректор Киево-Могилянской академии (1711–1716). Подготовил устав или регламент для учреждения Духовной коллегии – Духовный регламент (принят в 1721). Вице-президент (1721–1726), первенствующий член Священного Синода (с 1726). Оказал значительное влияние на развитие теории словесности в России до середины 18 в. Сподвижник и единомышленник Петра I, находился в центре общественной, церковной и литературной жизни своего времени, всецело поддерживал преобразования царя. Стремился реформировать русскую церковную жизнь по образцу протестантских стран. Осуществлённая при его непосредственном участии синодальная реформа определила дальнейшее развитие Русской Церкви.Святые Паисий (Величковский)Паи́сий (1722/1723 – 1794), архимандрит, переводчик святоотеческих и богословских текстов, аскетический писатель, богослов, православный святой. Подвизался в монастырях Украины, Молдавского княжества, Афона. Главное дело жизни Паисия Величковского – исправление старых переводов и новый перевод святоотеческих текстов на славянский язык. Среди них – славянский перевод «Добротолюбия», новые редакции (по сути, новые переводы) «Слов» преподобного Исаака Сирина и «Лествицы» преподобного Иоанна Лествичника. Ему принадлежат также ряд аскетических сочинений («Свиток об умной молитве», «Слово на пострижение монашеского чина»), многочисленные послания (в том числе Афанасию и Агафону в защиту умной молитвы), гомилетические и полемические сочинения, автобиография (написана в последние годы жизни, осталась неоконченной). Канонизирован в 1988 г. Русской православной церковью (РПЦ), в 1992 г. – Румынской православной церковью; службы преподобному Паисию составлены на славянском, румынском и греческом языках. День памяти по календарю РПЦ – 15(28) ноября.Богословские школы, направления, движения Антиохийская школаАнтиохи́йская шко́ла, направление богословской мысли в Антиохии, существовавшее на протяжении 4–5 вв. и развивавшееся параллельно александрийской школе, а иногда и ей в противовес. Различие школ прослеживается в экзегетическом методе и христологическом учении. Основатель антиохийской школы – епископ Лукиан Антиохийский. Удар по репутации школы нанесло развитие Несторием и его сторонниками некоторых аспектов христологического учения антиохийской школы – вплоть до непризнания термина «Богородица». Несторианство было осуждено на III Вселенском соборе (431), что в дальнейшем повлекло за собой преобладание александрийского направления в православном богословии.Теологи Григорий БогословГриго́рий Богосло́в (около 330 – около 390), богослов, ритор и поэт, чьи сочинения оказали определяющее влияние на развитие византийского и, шире, всего христианского богословия. Епископ г. Назианз, непродолжительный период занимал кафедру Константинополя, также некоторое время председательствовал на II Вселенском соборе. Играл значимую роль в богословских и церковно-политических спорах своего времени. Один из трёх авторов, в православной традиции носящих титул «Богослов» (наряду с Иоанном Богословом и Симеоном Новым Богословом); почитается как отец и учитель Церкви равно в православной и католической традициях.Богословы Василий ВеликийВаси́лий Вели́кий, церковный писатель и богослов, епископ Кесарии Каппадокийской, отец и учитель Церкви. Канонизирован в лике святителей. Выдающийся церковный администратор, теоретик и практик социального попечения со стороны Церкви. Важнейшим жизненным делом Василия Великого стало формирование влиятельной партии православных иерархов, которые могли противостоять официально насаждавшемуся проарианскому епископату. Внёс значительный вклад в подготовку II Вселенского собора и в развитие учения о Святом Духе.Епископы Амвросий МедиоланскийАмвро́сий Медиола́нский (около 339 – 397), святой, епископ Медиолана, богослов, один из западных отцов Церкви. Известен многочисленными богословскими сочинениями, посвящёнными толкованию Священного Писания и догматов. Известен своими гимнографическими трудами. Почитается как на Западе, так и на Востоке.Теологи Флоровский Георгий ВасильевичФлоро́вский Гео́ргий Васи́льевич (1893–1979), церковный деятель русского зарубежья 20 в., православный богослов и священник; деятель экуменизма, один из организаторов Всемирного совета церквей.Религиозные деятели Шмеман Александр ДмитриевичШме́ман Алекса́ндр Дми́триевич (1921–1983), церковный деятель русского зарубежья, православный богослов, священник. В 1962–1983 гг. декан православной Свято-Владимирской духовной семинарии (Крествуд, штат Нью-Йорк). С 1964 г. член Митрополичьего совета Северо-Американской митрополии; деятельность Шмемана имела важное значение для получения от Русской православной церкви автокефалии для Православной церкви в Америке в 1970 г. Активный участник Русского студенческого христианского движения (РСХД); в 1963–1979 гг. заместитель председателя РСХД в Америке, в 1979–1983 гг. председатель РСХД. В течение 30 лет вёл еженедельную авторскую религиозную программу на русской службе радиостанции «Свобода». Основной вклад Шмемана как богослова состоит в новаторской для православия разработке литургического богословия, параллельно и в ответ на соответствующие тренды в других христианских конфессиях.Богословы Глаголев Сергей СергеевичГлаго́лев Серге́й Серге́евич (1865–1937), российский богослов, историк религии, религиозный философ. Преподавал в Вологодской духовной семинарии (1890–1892) и в Московской духовной академии на кафедре основного богословия (1892–1919), ординарный профессор (с 1902), вице-президент Всемирного конгресса религий в Париже (1900). Член Предсоборного совета (1917), Поместного собора Российской православной церкви (1917–1918). Автор работ по основному богословию, апологетике и истории религии. Считал главной задачей апологетики «научное обоснование истин веры», подчёркивая вместе с тем, что истинная вера в Бога является обязательным условием исследования христианства. В 1937 г. арестован и расстрелян по приговору «тройки» НКВД. Реабилитирован в августе 1991 г. 1234