Хакатон
Хакато́н, мероприятие, которое проводится в интенсивном режиме с целью поиска творческого решения некоторой актуальной практической задачи и, как правило, предполагает элемент соревнования участников, объединённых в команды.
История появления термина
Первоначально термин «хакатон» (от англ. hackathon: hacker – хакер и marathon – марафон) использовался в отношении мероприятий, направленных на решение прикладных задач в сфере IT-технологий. Считается, что проведение первых 2 хакатонов и появление соответствующего термина относится к июню 1999 г., когда 2 команды разработчиков программного обеспечения с разницей в несколько дней независимо друг от друга предложили его использование.
Данный термин использовали разработчики свободной многоплатформенной операционной системы OpenBSD для обозначения недельной встречи в Калгари (Канада), начавшейся 4 июня 1999 г. и посвящённой вопросам разработки криптографического программного обеспечения (OpenBSD: Hackathons). Кроме того, данный термин использовали разработчики компании Sun Microsystems во время конференции JavaOne, проходившей 15–19 июня 1999 г. в целях разработки программного обеспечения, которое позволило бы использовать инфракрасный порт нового карманного ПК Palm V для связи и обмена данными с другими устройствами (Wood. 2013). Синхронное появление данного термина в 2 изолированных сообществах разработчиков ПО может объясняться тенденциями развития отрасли информационных технологий, в которой к началу 2000-х гг. сформировался объективный запрос на соответствующий инструментарий оперативного решения наиболее актуальных задач с привлечением коллективных знаний и компетенций (краудсорсинговых подходов).
Виды хакатонов
В 21 в. могут быть выделены следующие виды хакатонов:
Технические – на таких мероприятиях разрабатываются новые технологии, программное обеспечение или аппаратные решения для конкретных задач. Участники работают над проектами, связанными с информационными технологиями, например осуществляют разработку веб-сайтов, веб-сервисов или драйверов для устройств, проводят тестирование безопасности компьютерных систем, разрабатывают новые алгоритмы работы с данными, осуществляют разработки в сфере блокчейна, искусственного интеллекта и др. (см., например, The home for hackathons).
Бизнес-хакатоны – целью этих мероприятий является поиск новых бизнес-идей и разработка стратегий для их реализации; в рамках данных мероприятий проводится анализ рынка, исследование конкурентной среды и разработка предложения для потенциальных клиентов (см., например, Small Business Hackathon).
Социальные – данные мероприятия направлены на создание проектов, которые помогают улучшить качество жизни и решать социальные проблемы (Social Hackathon; Social Hackademy).
Образовательные – ориентированы на повышение качества образования и развитие навыков студентов и преподавателей; участники разрабатывают образовательные программы, методы обучения и оценивают их эффективность (Lake. 2022. DigiEduHack).
Медицинские – мероприятия по разработке новых методов диагностики, медицинских устройств и инструментов, результатом которых может быть создание новых концептуальных подходов к диагностике и лечению различных заболеваний (Сеченовский Хакатон по биоинформатике и клинической онкологии; MIT Hacking Medicine; European Healthcare Hackathon; MedHack).
Экологические – направлены на решение экологических проблем, например, с помощью применения новых технологий и методов для снижения негативного воздействия на окружающую среду (GreenHack; Climate Hackathon 2022).
Порядок проведения хакатона
Проведение хакатона включает несколько этапов:
подготовка – на этом этапе определяется цель хакатона, формируются команды участников и разрабатывается план проведения мероприятия;
работа – участники реализуют проект, разрабатывают новые идеи и решения;
презентация – команда представляет свои результаты перед аудиторией;
оценка – сравниваются результаты работы, и выбирается победитель.
Организаторы хакатонов создают участникам все условия, необходимые для работы, – предоставляют оборудование и материалы, доступ к базам данных и сети Интернет, инструменты и др. Сроки проведения хакатонов могут быть вариативными: от нескольких часов до нескольких дней.
Кроме того, хакатоны могут быть корпоративными (внутренними) и открытыми (с привлечением внешних участников). На внутренних хакатонах собирают сотрудников одной компании с целью поиска решения для конкретной задачи. Открытые хакатоны проводят в рамках различных проектов, конкурсов и фестивалей. Они дают возможность участникам со всего мира проявить свои способности.
Особенности хакатона
Выделяют следующие особенности проведения хакатона:
Отсутствие жёсткого регламента – организаторы разрабатывают только общую концепцию мероприятия, а участники имеют возможность по своему усмотрению распределять рабочее время.
Соревновательный характер – команды соревнуются между собой за победу. Если на хакатоне несколько команд, то они получают баллы за каждое выполненное задание. Баллы суммируются, и команда с наибольшим количеством баллов признаётся победителем.
Проведение в режиме реального времени – преимущество хакатона заключается в том, что участники могут работать вместе в одном помещении, использовать общую инфраструктуру и обмениваться информацией в режиме онлайн.
Свобода выбора – участники могут самостоятельно выбрать интересующую их тематику для разработки (рамочные ограничения могут накладываться только организаторами мероприятия).
Нестандартный подход – во время хакатона участники работают над проектами, которые не связаны с их основной деятельностью, что позволяет найти разносторонние решения проблемы.
Открытость – многие хакатоны не ограничиваются корпоративными рамками. Зачастую хакатоны проходят в онлайн-формате, что делает их более доступными для людей, проживающих в разных частях мира.
Наличие награды – победители хакатона, как правило, получают денежный приз или возможность реализовать свой проект.
Внеконкурсная мотивация – для многих участников хакатон становится первым шагом к получению работы (Карлос. 2023; Гудой. 2019). Кроме того, хакатон предоставляет возможность публичного признания участников. После завершения мероприятия организаторы могут публиковать видеоотчёт о хакатоне, который становится доступен для просмотра широкой аудитории.
Положительные эффекты от проведения хакатонов
К положительным эффектам от проведения хакатонов как в области поиска решений для актуальных задач, так и в области развития человеческого и социального капитала, относят следующие:
выявление новых идей и концепций;
создание прототипов и тестирование решений;
определение наиболее перспективных направлений развития;
развитие коммуникативных навыков, командного взаимодействия и сотрудничества;
презентация проектов перед потенциальными инвесторами и заказчиками;
получение обратной связи от экспертов и зрителей;
привлечение внимания к своей компании или проекту;
выявление лидеров и формирование команд;
расширение круга профессиональных контактов;
подготовка участников к работе над реальными проектами.
Хакатоны – эффективный инструмент решения различных задач и создания новых продуктов. Они позволяют объединять людей разных профессий для совместной работы над актуальными проблемами и создавать условия для инноваций и творчества. Также они способствуют обмену знаниями и опытом, а также открытию новых талантов. На хакатонах часто присутствуют представители организаций, заинтересованных в сотрудничестве с их участниками и реализации лучших решений задач, предложенных на таких мероприятиях.
Критика инструментария хакатонов
Несмотря на то что хакатоны достаточно эффективны с точки зрения выработки новых идей и подходов к решению тех или иных актуальных задач, существуют некоторые недостатки данного инструмента, которые можно проиллюстрировать на примере технических хакатонов.
Во-первых, для них характерна невысокая степень проработки предлагаемых решений и, как следствие, короткий срок практического использования разработок, созданных в процессе проведения хакатона. Так, из 11,9 тыс. хакатонов, проведённых в США, только для 7 % проектов отмечалась какая-либо активность разработчиков по истечении 6 месяцев с даты проведения хакатона (McIntosh. 2021). Согласно другому исследованию, лишь около 5 % проектов продолжали развитие спустя 5 месяцев после запуска (Nolte. 2020).
Во-вторых, иногда критике подвергаются компании – организаторы хакатонов из-за использования неоплачиваемого труда, хотя часто это компенсируется наличием призового фонда мероприятия.
В-третьих, не исключён риск недобросовестного участия и победы в хакатоне опытных разработчиков определённой технологии, которые не заново разрабатывают новый продукт в сжатые сроки проведения мероприятия, а представляют на конкурс готовое промышленное решение (Biddle. 2013).
Примеры агрегаторов хакатонов
К наиболее известным хакатонам и их агрегаторам относятся DEVPOST, Openhackathons, GitLab, GitHub, ежегодный хакатон MIT, медицинский хакатон MIT, хакатон IBM, хакатон NASA, HackZurich, Hack Club, Хакатоны.рф, Календарь хакатонов.