«Казадезюсы» в России
«Казадезюсы» в России. Гастроли в 1907 г. французского ансамбля «Общества концертов на старинных инструментах», председателем которого был К. Сен-Санс, состоялись по приглашению дирекции Московского отделения Императорского Русского музыкального общества (ИРМО) в лице Ю. С. Сахновского. Ансамбль состоял из 5 инструменталистов, в нём играли в том числе А. и М. Казадезюс (старинные смычковые) и А. Казелла (клавесин фирмы Pleyel с тремя клавиатурами).
Концерты состоялись 1(14) и 8(21) ноября 1907 г. Знакомство русских музыкантов с этим ансамблем состоялось ещё весной того же года в Париже, однако его приезд в Москву составил целое событие. «Публику очаровали и прекрасное исполнение, и оригинальная звучность инструментов, и доступная, жизнерадостная музыка. Передо мной открылся новый мир, – писал С. Н. Василенко. – "Казадезюсы" играли произведения французских композиторов XVII–XVIII веков – известных и неизвестных» (Василенко. 1979. С. 193). Новый мир старинной музыки захватил Василенко, и он принялся активно интересоваться рукописями и инструментами, выспрашивая подробности у Анри Казадезюса, руководителя ансамбля. «Он мне рассказывал о своих многолетних работах над произведениями забытых мастеров. Немало труда он и его товарищи положили на отыскивание старинных рукописей. Потом приходилось обрабатывать этот материал для исполнения. Однако когда я попросил Анри дать списать лично для себя какой-нибудь из ансамблей, хитрый француз уклонился» (Василенко. 1979. С. 194). «"Казадезюсы" часто бывали у меня. Обедали и приходили в восторг от русской икры и "vodka russe". Угостил я их жареным поросёнком с кашей – так понравилось, что они ели без конца... Я бывал у них по утрам в "Лоскутной" гостинице. Слушал, как Анри и его коллеги занимаются на инструментах. Застав как-то дома одного Казеллу, я попросил его показать мне клавесин – игру на нем, конструкцию… Показав вскользь и неохотно клавесин, он часа два играл мне на рояле симфонии Малера. "Как это тонко и прелестно!" – нахваливал он...» (Василенко. 1979. С. 194).
Попытки русского музыканта ознакомиться со старинными инструментами и нотами не встретили отклика со стороны «Казадезюсов» ни тогда, ни впоследствии в Париже. Деятельный Василенко не унывал и стал сам искать ноты в европейских библиотеках. В этом он, судя по всему, преуспел, однако с инструментами и, главное, знаниями о специфике старинной музыки дело тогда обстояло намного хуже, и старинная музыка звучала в его Исторических концертах в аранжировках для современных инструментов.
По крайней мере дважды со своим клавесином приезжала по его приглашению В. Ландовска, 9(22) ноября 1908 г. она выступила в третьем Историческом концерте второго сезона. «Публика была захвачена игрой артистки с самых первых тактов и каждый её номер встречала бесконечными овациями. В конце концерта... вся масса публики сбежала вниз к эстраде. Ландовска очень любезно давала объяснение клавесина и ещё что-то сыграла... Через несколько дней Ландовска играла у нас в Литературно-художественном кружке. В интимной обстановке нашего небольшого зала она произвела ещё более чарующее, незабываемое впечатление» (Василенко.1979. С. 222–223).
Впоследствии Василенко сожалел, что не приобрёл клавесин для своих Исторических концертов.