Каталонцы
Катало́нцы (самоназвание – catalans), народ на северо-востоке Испании, основное население Каталонии, где проживают свыше 7,76 млн человек (2021). Живут также на юго-востоке Франции (в основном в департаменте Восточные Пиренеи – в т. н. Северной Каталонии; свыше 200 тыс. человек), в Италии (в основном в г. Альгеро на о-ве Сардиния – около 20 тыс. человек), Германии (около 50 тыс. человек), а также в Аргентине (180 тыс. человек), Бразилии (70 тыс. человек), Мексике (свыше 50 тыс. человек) и других странах. В самой Каталонии критерии принадлежности к каталонской общности различны и весьма политизированы, в их числе – «жить и работать в Каталонии», «родиться в Каталонии», «происходить из среды коренных каталонцев», «чувствовать себя каталонцем», «говорить по-каталански», «жить в рамках каталонской культурно-языковой модели», «отстаивать независимость Каталонии» и т. д. В среде населения региона на 2015 г. 38 % осознавали себя в одинаковой степени каталонцами и представителями общеиспанской нации, тогда как 47 % – в большей степени или только каталонцами (Коваль. 2017. С. 339).
В ходе исследований последних лет 45 % жителей Каталонии назвали своим родным языком кастильский, 41 % – каталанский, 12 % – оба языка в равной степени (2020).
По языковой принадлежности к каталонцам нередко причисляют также андоррцев, валенсийцев, балеарцев и часть арагонцев. В целом совокупность входящих ныне в состав нескольких соседних государств территорий, население которых исторически говорит на каталанском языке, обозначается понятием «Каталонские страны» (земли) (Països Catalans). Вместе с тем для значительного большинства их обитателей основным является местное (областное) самосознание, отрицающее общекаталонское единство. По некоторым оценкам (на 2017), общее число владеющих каталанским языком в качестве родного или второго в мире – 10–11 млн человек, из них около 7 млн – в Каталонии, около 2 млн – в Валенсии, около 500 тыс. – на Балеарских о-вах, по 50 тыс. – в Арагоне и в Андорре, 15 тыс. – в Альгеро и от 50 до 100 тыс. – во Франции.
Своеобразная группа балеарцев – шуэты о. Мальорка (потомки крещёных евреев Средневековья), они подвергались различным притеснениям на своём острове и практически были эндогамны.
Верующие Каталонии в большинстве католики, при этом процесс секуляризации общества, особенно в последние десятилетия, достиг впечатляющих масштабов. Значительная часть населения объявляют себя неверующими, а подавляющее большинство остальных никогда или почти никогда не посещают церковь, объясняя свою связь с католицизмом прежде всего соображениями культуры и традиции.
Исторический очерк
Предки каталонцев – иберы, испытавшие кельтское, греческое и финикийское влияние, во время римского господства подвергшиеся романизации. В формировании каталонцев важную роль сыграли франкское завоевание конца 8 в. и связи с Южной Францией. После окончания Войны за Испанское наследство 1701–1714 гг. Каталония была лишена многих прав самоуправления, усилилась кастилизация каталонцев, каталанский язык был вытеснен из официальной сферы. С 1840-х гг. развернулось национальное движение каталонцев. В 1932 г., при Второй республике, Каталония добилась автономии, отменённой затем победившими в гражданской войне франкистами. На несколько десятилетий каталанский язык был почти полностью вытеснен официальным кастильским из общественной жизни в частную. В ходе политических преобразований в Испании во второй половине 1970-х гг. Каталония первой обрела автономный статус (в 1977 восстановлен Женералитат Каталонии, в 1979 принят автономный статут). Следом за ней автономию получили и другие регионы страны с каталаноязычным населением: Валенсия, Балеарские о-ва, Арагон. В Каталонии, Валенсии и на Балеарских о-вах каталанский язык (в Валенсии он официально называется «валенсийским») стал вторым официальным, наряду с государственным кастильским (испанским). Процесс восстановления и укрепления позиций каталанского языка особенно интенсивно развернулся в Каталонии, где он приобрёл характер форсированной лингвистической каталанизации (применение метода обязательного «языкового погружения» в школьном образовании, ограничение использования кастильского языка в разных сферах административной и социальной жизни и т. д.).
Помимо каталанского и кастильского языков, статус 3-го официального языка Каталонии и «собственного» языка непосредственно в зоне своего распространения (район Валь-д’Аран на северо-западе Каталонии) имеет аранский (разновидность гасконского диалекта окситанского языка), которым в той или иной степени владеют здесь несколько тысяч человек. С 1980-х гг. он изучается в местных бюджетных школах как предмет или же является языком преподавания.
Этнографическое описание
Для традиционного сельского хозяйства каталонцев характерно виноградарство, для художественного ремесла – производство стекла, фаянса и изразцов-асулехос (таулель), особый стиль ковки (форжа каталана). В центральной и приморской Каталонии распространены преимущественно хутора (мас), в Пиренейской области – деревни. Жилище (мазиа) – каменное, белёное, двухэтажное, с чердаком, часто с наружной галереей с полукруглыми арками. Традиционная женская одежда – короткая юбка с передником, кофта с короткими рукавами, шаль с перекрещёнными на груди концами, ажурные нарукавники (манготс). Для мужской одежды характерны красный колпак с широкой загнутой вперёд верхушкой (барретина) и чёрный плащ или клетчатый плед, ажурные головные сетки (гандайя).
Традиционное блюдо – варёное мясо разных сортов (говядина, свинина, птица) или колбаса с картофелем и фасолью (корнадалья) и оставшийся от их варки бульон с лапшой (эскуделья), а также хлеб с помидором по-каталонски (кат. pa amb tomàquet). В качестве Национального дня Каталонии здесь отмечают 11 сентября – день падения Барселоны в 1714 г. в ходе Войны за Испанское наследство, после которого она лишилась своих прежних прав и вольностей (фуэрос). Популярен день Святого Георгия (Сан-Жорди, каталан. Sant Jordi), небесного покровителя Каталонии, отмечаемый 23 апреля и ставший праздником каталонской культуры и самобытности. Среди общественных обычаев – посещение монастыря Монсеррат, «и́гры цветов» – проводившиеся в Средние века и возобновлённые в 1859 г. состязания на лучшее литературное произведение на каталанском языке. Традиционный строй отношений в сельской среде требовал, чтобы домохозяйство (каза), возглавляемое старшим мужчиной (кап де каза) и его женой (местресса), наследовалось единолично старшим сыном (эреу) или дочерью (пубилья), оставшиеся братья и сёстры которых после их вступления в брак в обязательном порядке покидали усадьбу, а до той поры жили там на правах «помощников».
Современная ситуация
Для последних десятилетий, соответствующих периоду автономного статуса Каталонии и других регионов Испании с каталаноязычным населением, характерно нарастание (особенно ощущаемое в Каталонии) тенденции, поддерживаемой значительной частью местного населения и региональных элит, к усилению регионального самосознания, в том числе посредством культивирования языковой и культурной специфики своих регионов, умножения и радикализации политических требований, обращённых к центру, о расширении прерогатив самоуправления. В случае с Каталонией дело доходит до попыток организовать референдум о независимости региона от Испанского государства. В рамках этой тенденции в среде каталонских региональных националистов проявляется настойчивое стремление «очистить» местную народную культуру от тех её элементов, которые они считают чужеродными для Каталонии, занесёнными сюда переселенцами из других, испаноязычных регионов страны (коррида, бык как символ фольклорной специфики, формы проведения церковных праздников и т. д.). Одновременно традиционная народная культура подвергается здесь – как, впрочем, и повсюду в Испании – настойчивой коррекции в соответствии с ценностями и нормами доминирующей либеральной идеологии (политкорректность, феминизм, толерантность, мультикультурализм, утверждение прав меньшинств и т. д.).
Устное творчество
Фольклор каталонцев стилистически близок к народной музыке Прованса и других южных регионов Франции.
Распространены народные танцы, главный из которых – круговой танец сардана, один из музыкальных символов Каталонии, и песенно-танцевальные формы: корранда (быстрый парный танец-песня), гарроти́н (жанр астурийского происхождения, ассимилированный каталонскими цыганами; представляет собой импровизируемые строфы сатирического содержания, чередующиеся с устойчивым рефреном; исполняется в быстром темпе) и др. Также в регионе популярны хота, хабанера, каталонская румба (последняя известна с середины 20 в. и развивалась в русле цыганской культуры, приобретая черты разных стилей). Среди песенных жанров выделяются духовные песни гоч (каталан. goig), посвящённые Деве Марии, Иисусу Христу или христианским святым.
К традиционным каталонским музыкальным инструментам относятся: флабиоль (деревянная продольная флейта высокой тесситуры; часто используется как одноручная в сочетании с небольшим цилиндрическим барабаном тамбори́, образуя местную разновидность тэйбор-пайпа), гралья (язычковый духовой инструмент наподобие шалмея), волынка сак де жемекс (каталан. sac de gemecs, буквально – стонущий мешок).
Для сопровождения танцев (прежде всего сарданы) используется ансамбль кобла. Современный состав коблы: флабиоль (с тамбори), 4 гральи (2 сопрановых и 2 теноровых), 2 трубы, тромбон, 2 фисгорна (басовых флюгельгорна) и контрабас.
Мужская акробатическая игра «Эльс-Кастельс» (каталан. els castells – за́мки), участники которой выстраиваются в многоуровневые пирамиды, сопровождается звуками гральи (начиная с построения 5-го уровня пирамиды).