Кащенко Всеволод Петрович
Ка́щенко Все́волод Петро́вич [21.3(2.4).1870, Ейск – 30.11.1943, Москва], российский врач, дефектолог, один из первых организаторов обучения умственно отсталых детей, основоположник лечебной педагогики и высшего дефектологического образования. В 1891–1894 гг. учился на медицинском факультете Московского университета, исключён и выслан из Москвы за участие в студенческом революционном движении. Окончил медицинский факультет Киевского университета (1897). Работал земским врачом (1897–1904). Организовал (1908) в Москве частную школу-санаторий – одно из первых в России учреждений для детей с интеллектуальной недостаточностью и нарушениями поведения. В 1918 г. на базе этой школы Кащенко основал Дом изучения ребёнка (директор в 1918–1921), выполнявший функции лечебно-педагогического, исследовательского и учебно-просветительного учреждения; в 1921 г. преобразован в Медико-педагогическую клинику (с 1923 Медико-педагогическая опытная станция; директор до 1924). В 1919 г. создал Музей детской дефектологии (позднее назван Музеем педологии и педагогики исключительного детства; в 1926 закрыт). Ректор и профессор (1920–1924) основанного им Педагогического института детской дефективности (с 1924 отделение педагогического факультета 2-го МГУ, с 1930 дефектологический факультет Московского педагогического института имени А. С. Бубнова), до 1931 г. заведующий кафедрой лечебной педагогики. С 1928 г. профессор-консультант в клиниках Москвы. Разрабатывал вопросы клинического и психолого-педагогического изучения аномальности ребёнка, создал оригинальную систему обучения и воспитания детей с нарушениями центральной нервной системы и т. н. трудных детей. В работе «Педагогическая коррекция» (3-е изд., 1999) подробно описал типы отклонений в развитии ребёнка, настаивал на необходимости искать их причины не только в психологии ребёнка, но и в социальных условиях развития детской психики. Признавая действенность психокоррекционных методов, важность проведения точной диагностики дефекта, Кащенко уделял огромное внимание личностным особенностям педагогов-дефектологов, призванных создать ту новую социальную среду, в которой предстояло воспитываться «исключительным» (термин Кащенко) детям.