Кащенко Всеволод Петрович
Ка́щенко Все́волод Петро́вич [21.3(2.4).1870, Ейск – 30.11.1943, Москва], российский и советский педагог, дефектолог, общественный деятель, специалист в области воспитания и обучения детей с нарушениями развития. Создатель лечебно-педагогического учреждения для детей с нарушениями развития (1908). Ввёл в педагогическую науку понятие «дефективный ребёнок» (Кащенко. 1910), разрабатывал вопросы лечебной педагогики, педагогической коррекции.
Годы учения
Родился в семье военного врача, Петра Фёдоровича Кащенко (1829–1874), где воспитывалось восемь детей; старший, Пётр, впоследствии стал известным психиатром и организатором психиатрической помощи в России. Всеволод был шестым по счёту ребёнком. Отец служил старшим лекарем 3-го Крымского пехотного полка. Жизнь семьи резко изменилась после его смерти в 1874 г., когда мать осталась одна с 8 детьми: старшему было 15 лет, младшему, Владимиру, всего год. Мать сумела воспитать всех детей и дать им образование; позже, в 1912 г., будучи очень религиозной, уехала в Иерусалим и стала заведующей странноприимного дома. Старший сын, Пётр, не только поддерживал мать и всячески помогал ей, но и в немалой степени способствовал становлению мировоззрения своего младшего брата Всеволода.
По окончании в 1891 г. ставропольской гимназии В. П. Кащенко поступил на медицинский факультет Московского университета, учился на одном курсе с будущим наркомом здравоохранения Н. А. Семашко. Под влиянием старшего брата принимал активное участие в студенческом революционном движении, участвовал в нелегальных студенческих организациях. В 1894 г. за участие в составлении петиции императору Николаю II с просьбой изменить устав университета, разрешить студентам самоуправление и свободу слова в числе других 52 студентов был исключён из университета без права поступления в высшие учебные заведения. Сначала он оказался в Бутырской тюрьме, а затем был отправлен в ссылку в Торжок (Тверская губерния). Профессора Московского университета И. М. Сеченов, К. А. Тимирязев, С. С. Корсаков, А. Я. Кожевников, А. А. Остроумов, Ф. Ф. Эрисман вступились за студентов и написали письмо министру народного просвещения И. Д. Делянову с просьбой об их помиловании (Агеева. 2009. С. 50). Профессора получили выговор, однако их обращение возымело действие: через год, в 1895 г., Кащенко было разрешено продолжить учёбу. Он поступил в Киевский университет Святого Владимира (ныне Киевский национальный университет имени Т. Г. Шевченко), который окончил в 1897 г. Таким образом, диплом врача Кащенко получил довольно поздно – в 27 лет.
Профессор Киевского университета И. А. Сикорский обратился к выпускникам с напутственным словом. Кащенко хранил запись этого выступления как талисман, который помогал ему в трудных ситуациях: «Испытание жизни – это нескончаемый экзамен, более продолжительный и гораздо более серьёзный, чем университет. Медицинская профессия ответственная и требующая постоянного нервного напряжения. Но она возвышает человека, воспитывает в нём нравственные качества, привычку труда и умение сострадать и сохранять величие духа среди человеческих несчастий. По жертвам, которые приносят врачи, они занимают первое и даже единственное место в мире среди других профессий» (Агеева. 2009. С. 98).
Начало профессионального пути
После окончания университета Кащенко планировал стать земским врачом, однако по причине своей политической неблагонадёжности был вынужден переезжать из одного уезда в другой и занимать должности внештатного врача.
В 1904 г. по распоряжению министра внутренних дел В. К. Плеве Кащенко был лишён права работать на государственной службе. С 1904 г. он с семьёй – женой Анной Владимировной и дочерью Валерией – жил в Москве, работал в частной больнице на Самотёке. В 1905 г. принимал участие в Декабрьском вооружённом восстании, в 1905–1907 гг. был организатором и председателем Московского комитета помощи раненым революционерам. После революции, не имея возможности поступить на государственную службу, Кащенко заменял врачей, уходящих в отпуск сроком на 1–2 месяца, в Дорогомиловской, Лефортовской, Бутырской и Грузинской амбулаториях.
П. П. Кащенко посоветовал брату открыть частную школу для умственно отсталых и трудно поддающихся воспитанию детей. В. П. Кащенко заинтересовался этой идеей и начал знакомиться с соответствующей литературой и опытом постановки дела в России (Петербурге) и в Европе. С 1906 г. он изучал детскую психопатологию и психологию в кружке при Московском педагогическом собрании, которым руководил А. Н. Бернштейн. Некоторое время спустя Кащенко начал заниматься в экспериментально-психологической лаборатории Г. И. Россолимо, с которым тесно общался все последующие годы, а также в лабораториях А. П. Нечаева и А. Ф. Лазурского в Петербурге. Кроме того, совершил несколько поездок по Европе, изучая накопленный педагогами Германии, Швейцарии, Италии и Бельгии опыт по воспитанию и обучению аномальных детей.
В 1908 г. Кащенко создал санаторий-школу для дефективных детей. В ежедневной газете «Голос Москвы» от 11 апреля 1909 г. было размещено объявление об открытии санатория доктора В. П. Кащенко «для отсталых, нервных и других трудных в воспитательном отношении детей».
Большое внимание Кащенко уделял общественной деятельности, направленной на привлечение внимания к вопросам обучения и воспитания дефективных (как он их называл) детей, публиковал статьи на эту тему в газетах «Раннее утро», «Русское слово», «Русские ведомости».
На 12-м съезде русских естествоиспытателей и врачей (декабрь 1909 – январь 1910) Кащенко сделал доклад «Об устройстве лечебно-педагогических заведений для умственно-отсталых и морально-отсталых детей», на проходившем в то же время 3-м съезде отечественных психиатров в Петербурге – доклад «Лечение и воспитание умственно дефективных детей», в котором поделился двухлетним опытом работы с детьми, имеющими нарушения в развитии. Он обратил внимание на различия детей, имеющих умственную отсталость, и педагогически запущенных детей. Как писал Кащенко, «Обоими съездами по выслушании моего доклада “о воспитании-обучении дефективных детей” была принята резолюция "о своевременной и вполне отвечающей назревшей потребности организации государством и общественными учреждениями специальных школ и врачебно-педагогических заведений для умственно отсталых и других типов дефективных детей"» (Дефективные дети и школа ... 1912. С. 261).
27–31 декабря 1910 г. Кащенко принимал участие в работе Всероссийского съезда деятелей по обучению, воспитанию и призрению глухонемых. В докладе «Дефективные дети школьного возраста и всеобщее обучение» он призвал обратить внимание «на армию дефективных детей разных типов» и необходимость перестройки школьного обучения в соответствии со способностями и особенностями ребёнка: «Все дети должны получить образование, и не дети – по школам, а школы – по детям» (Кащенко. 1910. С. 12).
В 1911 г. Кащенко участвовал в работе Отдела изучения и воспитания-обучения ненормальных детей при Педагогическом кружке при Институте детской психологии и неврологии, и по его докладу была принята резолюция: «1) За ходатайство перед членами Государственной Думы о рассмотрении в связи с всеобщим обучением вопроса о планомерной организации в России воспитания-обучения дефективных детей. 2) За созыв всероссийского съезда общественных деятелей, врачей и педагогов по вопросу об организации специальной, лечебно-воспитательной помощи дефективным детям разных типов и степеней» (Дефективные дети и школа ... 1912. С. 275).
Санаторий-школа для дефективных детей
Санаторий-школа В. П. Кащенко для дефективных детей, располагавшийся по адресу: Москва, Девичье поле, Погодинская, 8, был рассчитан на 22 воспитанника. Дети в возрасте от 4 до 16 лет делились на три педагогические семьи, в каждой из которых был свой воспитатель. Эти семьи жили относительно самостоятельно, чтобы дети не объединялись в большие группы и постоянно находились под педагогическим наблюдением. Во время занятий семьи делились на более мелкие подгруппы с учётом «сходства их психических конституций – характера, умственного и нравственного развития и запаса школьных знаний» (Санаторий-школа для дефективных детей ... 1911. С. 11).
Изначально санаторий рассчитывался на мальчиков и девочек, однако на практике его воспитанниками оказались только мальчики школьного возраста. В санаторий не принимались «физические уроды, идиоты, дети с резко выраженными симптомами слабоумия, страдающие эпилепсией (падучей) и подергиваниями» (Санаторий-школа для дефективных детей … 1911. С. 8). Воспитанниками были дети, как писал о них впоследствии Кащенко, имеющие «дефекты в волевой сфере и сфере чувств» (Кащенко. 1919. С. 61). В отличие от недисциплинированных детей, которые могут справиться с работой, если последняя им нравится, дети исключительные в отношении характера неработоспособны: они не могут сосредоточиться, непоседливы, не в состоянии закончить работу. Такие дети много жестикулируют, нередко гримасничают, подвержены тикам и нервным подёргиваниям. Эти дети «странны, они иные, чем другие дети, они невропаты или психопаты» (Кащенко. 1992. С. 28); при этом речь идёт не о поражении одной определённой части организма, а о ненормальности поведения ребёнка в целом. Нарушения поведения Кащенко считал обусловленными педагогически, что делало возможным их коррекцию посредством создания особой воспитательной среды.
В статье «Педология исключительного детства» (1927) в качестве главной особенности исключительных по характеру детей указана «дисгармоничность психики» (Кащенко. 1927. С. 206). В классификации психического дизонтогенеза В. В. Лебединского описанные Кащенко нарушения поведения соответствуют дисгармоничному развитию, основой которого является не текущий болезненный процесс, а «врожденная либо рано приобретенная стойкая диспропорциональность психики преимущественно в эмоционально-волевой сфере» (Лебединский. 1985. С. 33). К аномалиям развития по дисгармоническому типу Лебединский относит психопатии, невропатии, патологическое развитие личности, дизонтогении при отклонении темпа полового созревания (Лебединский. 1985. С. 157). Как раз такие нарушения были свойственны воспитанникам школы-санатория Кащенко.
Воспитанники санатория получали комплексную медико-педагогическую помощь: «Санаторий ... является лечебно-воспитательным учреждением» (Санаторий-школа для дефективных детей … 1911. С. 7). Впоследствии Кащенко уточнял, что санаторий представляет собой «педолого-педагогическую лабораторию так называемого исключительного детства» (Кащенко. Педология в педагогической практике. 1926. С. 9). Подчёркивалась педагогическая направленность осуществляемых в санатории мероприятий: «Цель данного заведения состоит не только в том, чтобы устроить детям существование приятное и полезное, но прежде всего и главным образом оно стремится исправить всевозможные недостатки, к какой бы области последние не относились, вооружить детей достаточно умственно-нравственным развитием, знаниями, трудовыми привычками и тем самым в надлежащей мере подготовить их к правомерной и полезной жизни в семье и обществе. Для достижения только что указанных задач санаторий располагает многочисленными методами, которые соответствуют современной лечебной педагогике» (Санаторий-школа для дефективных детей … 1911. С. 12).
В одной из ранних работ – статье «Общество, школа и дефективные дети» (1912) – Кащенко отмечал особую социальную значимость подобных заведений: «…лечебно-учебные заведения для дефективных детей "способствуют своей деятельностью социально-гигиеническим и социально-экономическим успехам всего человечества"» (Кащенко. Общество … 1912. С. 10).
Лечебная педагогика
В санатории-школе организовывались специальные мероприятия, направленные на улучшение физического и психического состояния детей.
Если ребёнок не мог посещать обычную школу, то в санатории он получал сведения, важные в практической жизни, и проходил обучение занятиям, адекватным его возможностям. Особая роль отводилась изобразительному искусству и ручному труду, которые развивали умственные способности и интересы ребёнка, его внимание, волю, самостоятельность поведения, дисциплинированность. Труд не рассматривался как скучная обязанность: «Мы хотим заинтересовать ребёнка разнообразными занятиями, приохотить его к труду и знанию, привлечь к работе всю личность ребёнка, все силы его маленькой души… Ребёнок чувствует себя творцом, победителем грубой материи, в которую он воплотил свою мысль, в нём вырастает живая, самостоятельная творческая личность» (Кащенко. [1913]. С. 38–39).
Организация подвижных игр и занятий спортом (коньки, лыжи, гребля) были направлены на физическое развитие детей. Общему развитию способствовала забота о животных: в санатории жили белки, кролики, морские свинки, рыбки, птицы, за которыми ухаживали дети, был даже декоративный муравейник.
К числу условий, обеспечивающих решение поставленных задач, Кащенко относил особую семейную обстановку санатория; большую поддержку ему оказывала его жена, А. В. Кащенко.
Важным условием пребывания детей в санатории выступало ограничение их общения с родителями. Родители получали сведения о детях раз в месяц и три раза в год – об их успехах. Дети писали родителям письма, а родители имели возможность навестить детей в специально установленные часы. Допускалось, чтобы у детей при себе были семейные фотографии, книги, альбомы, письменные принадлежности, фотоаппарат, игры и игрушки.
Воспитанники санатория для организации обучения делились на классы (группы) – старшие и младшие.
В старших группах дети проходили курс средних учебных заведений, включавший Закон Божий, русский язык, арифметику, немецкий, французский языки, историю, географию, природоведение. Расписание составлялось таким образом, чтобы наиболее трудными предметами учащиеся занимались в самые продуктивные часы дня. При этом между всеми предметами обеспечивалась тесная связь, что повышало интерес учащихся к усвоению знаний.
В младшую группу входили дети, которые в силу недостатка умственных способностей были не в состоянии освоить программу среднего учебного заведения. Для них организовывались специальные развивающие занятия с опорой на пособия, разработанные педагогами. В младших группах проводились гимнастические занятия (под музыку), подвижные игры с упражнениями в развитии устной речи, элементарное объяснительное чтение, иллюстративное рисование, наглядное обучение арифметике, упражнения для развития письменной речи, упражнения по развитию внешних чувств, фребелевские занятия, направленные на всестороннее развитие ребёнка, прежде всего в играх, упражнения по развитию пространственных и временных представлений. Также детям давались отдельные поручения, проводились беседы об окружающих предметах и картинах.
Одним из педагогических принципов санатория-школы была индивидуализация обучения, а потому классы состояли из 3–6 учащихся с одинаковым уровнем развития. К учебной программе не относились как к догме: «Первым практическим шагом санатория-школы был отказ от обязательной программы» (Кащенко. [1913]. С. 11). Программу заменяли подробные учебные планы, которыми руководствовались педагоги санатория. Занятия чередовались с отдыхом, поэтому распространённого в обычной школе переутомления не наблюдалось, необходимость в каникулах как времени, свободном от учебных занятий, отпадала. Уроков не было лишь в течение 5 дней в большие праздники Пасхи и Рождества, летом занятия продолжались. На летнее время воспитанники уезжали в Финляндию: они жили в усадьбе на берегу Финского залива. Воспитанники посещали театральные спектакли и лекции для учащихся, музеи и Третьяковскую галерею. Организовывались ученические спектакли, музыкально-литературные вечера, детские праздники; декорации и костюмы дети изготавливали сами на уроках рисования и ручного труда.
Пристальное внимание уделялось созданию воспитывающей среды. Среди воспитанников санатория было немало трудных детей – педагогически запущенных, склонных к бродяжничеству, воровству, лживости, мучительству животных, с обострённой сексуальностью, пироманов и т. п. Целью воспитательной работы было пробуждение в ребёнке желания исправить недостатки своего поведения. Послушание было не самоцелью, а средством выработки устойчивого характера и формирования самостоятельной нравственной личности.
Обязательным условием была согласованность действий педагогов, что проявлялось в первую очередь в единстве педагогических требований. В безусловности правил и их категоричности, по мнению Кащенко, «заложена дисциплинирующая сила в особенности для слабовольных, неустойчивых, капризных и многих других детей, которым не хватало собственной воли…, у которых слишком много сменяющихся желаний, чтобы остановиться на одном определённом» (Кащенко. [1913]. С. 35).
Санаторий-школа в советское время
В 1918 г. Кащенко передал санаторий-школу Наркомпросу, к ведению которого относились трудновоспитуемые и умственно отсталые дети, не требующие особого медицинского внимания; при этом Кащенко оставался на посту руководителя. В том же году на базе санатория-школы создан Дом изучения ребёнка, который в 1922 г. преобразован в Медико-педагогическую клинику, а в 1923 г. – в Медико-педагогическую опытную станцию, по-прежнему во главе с Кащенко. В состав станции входили: медико-педагогическая клиника, рассчитанная на 50 детей в возрасте 6–13 лет с нарушениями поведения и интеллектуальными недостатками; медико-педагогическая консультация для детей с отклонениями в развитии; Музей педологии и педагогики исключительного детства.
В 1929 г. на основе Медико-педагогической станции был создан главный советский научный центр дефектологии – Экспериментальный дефектологический институт, в 1934 г. реорганизованный в Научно-практический институт специальных школ и детских домов, в 1943 г. – в НИИ дефектологии Академии педагогических наук РСФСР, а в 1992 г. – в Институт коррекционной педагогики Российской академии образования (Замский. 1995. С. 268).
В 1920 г. проходил 1-й Всероссийский съезд, посвящённый проблемам детской дефективности, преступности и беспризорности. Председателем съезда была А. И. Елизарова, а Кащенко – председателем оргкомитета. С приветственным словом к участникам съезда обратился М. Горький. На этом съезде по инициативе Кащенко обсуждались причины детской дефективности, вопросы разграничения функций Наркомпроса, Наркомздрава и Наркомюстиции, заботы о выпускниках спецшкол, дефектологического образования, дошкольного воспитания аномальных детей (Голованов. 1992. С. 14). Эти же вопросы, также при активном участии Кащенко, впоследствии поднимались на Всероссийской конференции по борьбе с детской дефективностью в 1921 г. и на 2-м Всероссийском съезде социально-правовой охраны несовершеннолетних в 1924 г.
В конце 1920-х гг. Кащенко совместно с Н. А. Семашко и Ю. В. Каннабихом проводил лекционную кампанию «Нервный ребёнок и его воспитание», направленную на пропаганду среди населения способов борьбы с детской нервностью. Каннабих в лекциях описывал причины и проявления детской нервности, Кащенко – ошибки воспитания.
Научно-исследовательская работа в санатории-школе
Кащенко уделял большое внимание научно-исследовательской работе, которая, по его мнению, не только не мешает, а, наоборот, способствует рациональной постановке педагогического дела. Изучение детей с трудностями характера, по мнению Кащенко, позволит обнаружить социальные, психические и физические причины необычного поведения ребёнка, уяснить сущность болезненных явлений, выступающих зародышем будущих психозов и психопатий, проводить педагогическую коррекцию детей и предупреждать антисоциальные поступки взрослых, в детстве отличавшихся трудным характером (Кащенко. 1992. С. 137–138).
На основе положений советской педологии о целостности формирования личности, о взаимосвязи социальных и биологических условий поведения при превалировании первых, о диалектической природе развития и др. Кащенко разработал специальную программу изучения ребёнка. Программа включала разделы: изучение социальных и биологических условий поведения (в том числе составление социального профиля); изучение индивидуальных и коллективных форм поведения с заполнением листа обследования ребёнка; изучение личности в целом; школьная успешность; план медико-педагогической коррекции на основе программы изучения ребёнка (Кащенко. Педология … 1926; 1992).
В числе сотрудников и соавторов Кащенко были педагоги С. Н. Крюков, В. М. Бабаков, И. И. Воскобойников и др. (Дефективные дети и школа … 1912). За воспитанниками санатория-школы велось систематическое наблюдение, направленное на целостное изучение личности ребёнка. По словам одного из авторов сборника, специалиста в области психологической диагностики А. М. Шуберт, «Выяснить главный дефект психики, охарактеризовать случай может обыкновенно только длительное, планомерное наблюдение; и лишь в помощь ему могут предприниматься многократные, повторные и тщательно осуществленные экспериментально-психологические исследования душевных способностей» (цит. по: Дефективные дети и школа … 1912. С. 58). Составленные педагогами характеристики воспитанников и результаты наблюдений обсуждались на малых конференциях работников санатория-школы (впоследствии клиники); на больших конференциях поднимались принципиальные вопросы, связанные с направлениями педагогической работы учреждения в целом (Кащенко. Педология … 1926).
По вопросам организации научно-исследовательской работы Кащенко консультировался с Г. И. Россолимо; социальные профили воспитанников санатория-школы создавались с опорой на методику психологических профилей Россолимо.
На исследовательскую направленность санатория-школы обратил внимание дефектолог А. Н. Граборов: «Что меня поразило в мой первый приезд в школу-санаторий В. П. Кащенко – это… тот исследовательский дух, которым была проникнута вся деятельность школы-санатория, поразительное умение Всеволода Петровича заставлять своих сотрудников думать, искать, исследовать, тщательно собирать опыт» (цит. по: Замский. 1995. С. 263).
Музей педологии и педагогики исключительного детства
В 1918 г. при санатории-школе был создан Научно-исследовательский музей детской дефективности, позднее получивший название Музея педологии и педагогики исключительного детства. По словам дефектолога Х. С. Замского, это было «единственное в этом роде учреждение, задачей которого была популяризация проблем дефектологии, методов работы с ненормальными детьми, демонстрация учебных и наглядных пособий, показ продукции детского труда» (Замский. 1959. С. 105).
Согласно путеводителю (Кащенко. 1926), музей, занимающий 20 комнат, включал три основных отдела: изучения ребёнка, лечебной (коррективной) педагогики и детского труда и творчества. Задача отдела изучения ребёнка, по замыслу Кащенко, ознакомить посетителей с методологией педологического исследования и с типологией исключительного детства. Каждая комната была посвящена какому-нибудь одному из типов детской исключительности.
Отдел коррективной педагогики отражал накопленный опыт работы школы-санатория: результаты медицинского и психологического обследования детей, коррекционной работы; коллекцию специальных пособий, разработанную персоналом станции; специальная комната была посвящена пособиям «заграничных авторов» (Э. Сеген, Д.-М. Бурневиль, В. А. Лай, А. Декедр, О. Декроли, М. Монтессори и др.).
Отдел детского труда и творчества знакомил с методами изучения рисунка, с видами творчества (вырезание по дереву, выжигание, плетение), с театральным творчеством (макеты, декорации, костюмы) и т. п.
Кроме того, при музее был создан отдел портретов специалистов в области аномального детства (отечественных и зарубежных); эта часть музея особенно привлекала внимание иностранных делегаций (Азбукин. 1947).
Судьба музея трагична: по свидетельству А. В. Кащенко, «весь музей из 20 комнат, в буквальном смысле, пустили под топор» (Кащенко. 2006. С. 6). Это произошло не ранее 1927 г., точные даты и обстоятельства события не известны (Всеволод Петрович Кащенко. 2023). В биографической статье о В. П. Кащенко Л. В. Голованов писал: «Пришёл новый руководитель Медико-педагогической станции… Одним из первых его решительных действий было уничтожение… Музея исключительного детства – все экспонаты, стенды, макеты, фотографии, документы ("удивительное музейное собрание, интереснейшие экспонаты", как отзывался обо всём профессор А. С. Грибоедов) были грубо выброшены на мусорную салку. Погибла… уникальная коллекция портретов известных дефектологов мира – прошлого и современности» (Голованов. 1992. С. 18).
Начало подготовки дефектологов в СССР
В 1918 г. на базе санатория-школы начали работу шестимесячные курсы по подготовке специалистов для работы с дефективными детьми. Курсы были преобразованы в годичные, затем в трёхгодичные, а в 1920 г. – в Педагогический институт детской дефективности с четырёхлетним сроком обучения. Как следует из объявления, «Институт – Высшее учебное заведение, ставящее своей целью подготовку педагогов-специалистов по воспитанию-образованию психически дефективных детей (умственно отсталых и морально дефективных) и физически дефективных детей (слепых и глухонемых)». В 1920–1924 гг. Кащенко был ректором института и профессором кафедры лечебной педагогики. Педагогический институт включал в себя отделения интеллектуальной дефективности, по работе с трудновоспитуемыми детьми, сурдопедагогики, тифлопедагогики и социально-правовой охраны ребёнка. В 1924 г. состоялся первый выпуск специалистов-дефектологов, 24 человека. В том же году институт был слит с Медико-педологическим институтом Наркомздрава и преобразован в Московский институт педологии и дефектологии, который в 1925 г. в качестве дефектологического отделения вошёл в педагогический факультет 2-го МГУ; в 1930 г. отделение преобразовано в самостоятельный факультет Московского педагогического института имени А. С. Бубнова (ныне Московский педагогический государственный университет).
В 1925–1928 гг. Кащенко – профессор, заведующий кафедрой трудного детства на высших педагогических курсах 2-го МГУ, с октября 1925 по ноябрь 1930 гг. – заведующий кафедрой лечебной педагогики педагогического факультета 2-го МГУ; читал курс лечебной педагогики.
Последние годы жизни
По воспоминаниям дочери Кащенко Анны Всеволодовны, в 1926 г. изменилась кадровая политика (Кащенко. 2006. С. 5): на место старых специалистов было решено поставить «современных», из Медико-педагогической опытной станции уволили «за семейственность» жену Кащенко Анну Владимировну. 20 января 1928 г. и самого Кащенко сняли с поста руководителя (Всеволод Петрович Кащенко. 2023. С. 693).
Кащенко сильно переживал по поводу произошедшего, но старался продолжать начатое дело: преподавал курс лечебной педагогики в Московском педагогическом институте имени А. С. Бубнова, начал работать в поликлинике 2-го Медицинского института профессором-консультантом по логопедии, консультируя как детей, так и людей зрелого возраста. В эти годы Кащенко активно занимался разработкой вопросов логопедии: его интересовали исследования нарушений речи, соотношение речи и мышления.
С 1928 по 1936 гг. Кащенко работал в поликлинике Комиссии содействия учёным при Совнаркоме СССР в качестве научного консультанта по детской психоневрологии, дефектологии и логопедии.
В 1928–1931 гг. выходил журнал «Вопросы дефектологии»; Кащенко входил в состав его редколлегии, однако ни разу в нём не публиковался.
В 1938 г. Кащенко была присвоена учёная степень кандидата педагогических наук (по детской дефектологии) без защиты диссертации.
В последние годы жизни много болел. Похоронен на Новодевичьем кладбище рядом с П. П. Кащенко. Там же похоронены его жена Анна Владимировна (1872–1960) и две дочери – Валерия (1901–1959), носившая в замужестве двойную фамилию Артёмова-Кащенко, и Анна (1908–2016).
Научное наследие
Педагогическая наука обязана Кащенко введением термина «дефективный ребёнок» (Кащенко. 1910; 1911; Дефективные дети и школа. 1912). (Ныне этот термин вышел из употребления, но общепринятой замены для него пока нет, используются выражения «ребёнок с нарушениями развития», «ребёнок с ограниченными возможностями здоровья».)
Книга «Дефективные дети и школа» (1912), представляющая собой сборник трудов сотрудников санатория-школы, была предназначена родителям и педагогам и содержала конкретный материал, на который можно было опираться при работе с дефективными (недисциплинированными, неуравновешенными, ленивыми и т. п.) детьми. В то время издание было актуальным по причине почти полного отсутствия русскоязычной литературы по этой теме.
В 1936 г. книга была охарактеризована в Большой советской энциклопедии как один из первых русских учебников по дефектологии (Кащенко ... 1936. С. 58). Позднее Л. В. Голованов внёс поправку: именно «первым русским учебником, положившим действительно научное начало такой литературе в нашей стране» (Голованов. 1992. С. 20).
Последующие работы Кащенко также связаны с исследованиями дефективных детей. В книге Кащенко и С. Н. Крюкова «Воспитание-обучение трудных детей» (1913) дефективные дети определяются как «обширная группа детей с различного рода отклонениями, недостатками» (Кащенко. [1913]. С. 3). Имеются градации дефективности от глубоких форм до проявлений на границе нормы. Последние получили название «трудных детей» – они и составляли большинство воспитанников санатория-школы. Позднее Кащенко использовал термины «исключительные дети» и «исключительное детство» (Кащенко. 1927. С. 192).
В 1922 г. под редакцией Кащенко вышел сборник «Путём творчества. Страничка жизни и опыта одной экспериментальной школы» (Путём творчества ... 1922), который сам Кащенко рассматривал как продолжение сборника «Дефективные дети и школа». Авторы делились опытом воспитания письменной речи (В. М. Бабаков), обучения истории и математике (И. И. Воскобойников), географии (С. Н. Крюков) и др.
Кащенко особое внимание уделял популяризации педагогических сведений как среди воспитателей, так и среди родителей, что, в частности, получило отражение в его работах «Нервность и дефективность в дошкольном и школьном возрастах: охрана душевного здоровья детей: пособие для родителей и педагогов» (Кащенко. 1919) и «Педология в педагогической практике: Педагогическая клиника» (Кащенко. Педология … 1926).
В 1926 г. (2-е издание 1929) вышла книга Кащенко и Г. В. Мурашева «Исключительные дети, их изучение и воспитание», посвящённая вопросам лечебной педагогики, имеющей своей задачей «воспитание социально-полноценной личности ребёнка» (Кащенко. 1929. С. 7). В книге описываются дети с физическими недостатками, слабо одарённые и нервные, трудные дети. В книге термины «исключительность» и «дефективность» используются как синонимы (Кащенко. 1929. С. 8). Однако авторы указывают, что термин «детская дефективность» у́же термина «исключительность», поскольку под дефективностью обычно понимаются отклонения в сторону недостатка, а под исключительностью – также и в сторону избытка.
С конца 1920-х гг. труды Кащенко не переиздавались, а после смерти (1943) наступило почти полное его забвение (Кащенко. 2006). Восстановление памяти о деятельности Кащенко связано в первую очередь с работами Х. С. Замского (Замский. 1959; 1970; 1995). Однако уже в 1947 г. Д. И. Азбукин опубликовал статью о Кащенко, в которой назвал его «одним из пионеров в области дефектологии» (Азбукин. 1947. С. 109).
В 1992 г. опубликован труд Кащенко «Педагогическая коррекция. Исправление недостатков характера у детей и подростков» (Кащенко. 1992). Эта книга была написана в середине 1930-х гг., в ней отразилось состояние дефектологии того времени. Книга бережно хранилась в семье Кащенко сначала его женой, затем дочерью Анной и только в начале 1990-х гг. была передана в редакцию дефектологии издательства «Просвещение». Впоследствии книга была неоднократно переиздана.
Кащенко опубликовал около 25 печатных работ в виде монографий и статей в сборниках трудов различных съездов, сборниках, посвящённых общим проблемам дефектологии, истории обучения и воспитания дефективных детей.