Фребель Фридрих
Фре́бель Фри́дрих (Фридрих Вильгельм Август Фрёбель, Friedrich Wilhelm August Fröbel) (21.4.1782, Обервайсбах, княжество Шварцбург-Рудольштадт, ныне Тюрингия – 21.6.1852, Мариенталь, герцогство Брауншвейг, ныне Нижняя Саксония), немецкий педагог, теоретик дошкольного воспитания. В 1799–1801 гг. учился в Йенском университете. В 1807–1810 гг. работал в институте И. Г. Песталоцци (Ивердон, Швейцария). В 1811–1813 гг. учился в Гёттингенском и Берлинском университетах. В 1816 г. открыл своё первое воспитательное учреждение – Универсальный германский воспитательный институт (деревня Грисхайм, Тюрингия), воспитательный процесс в котором строился на основе педагогических принципов И. Г. Песталоцци. В 1826 г. издал книгу «Воспитание человека» – главный труд, в котором систематически изложил свои педагогические воззрения, получившие конкретизацию в его последующих работах. В 1829 г. институт закрыт из-за обвинения Фребеля в распространении вредных идей. В 1833 г. возглавил сиротский приют в Бургдорфе, основанный Песталоцци, в котором обучались дети разного возраста, в т. ч. дошкольники. Проводя с ними экспериментальную работу, определял содержание и методы воспитания детей дошкольного возраста. В 1837 г. основал в Бланкенбурге учреждение, которому в 1840 г. дал название «детский сад». Разработал теорию игры, собрал и методически прокомментировал подвижные игры, создал знаменитые «Дары» – пособие для развития навыков конструирования в единстве с познанием формы, величины, размеров, пространственных отношений. Для пропаганды своих идей в 1838–1840 гг. издавал газету «Воскресный листок» под девизом «Будем жить для наших детей», сборники песен для детей, в 1851 г. выпустил «Журнал, содержащий изложение попыток Фридриха Фребеля по проведению идеи развивающе-воспитывающего образования в целях всестороннего единства жизни». Из всех этих изданий после смерти Фребеля его последователями подготовлена книга «Педагогика детского сада» (в России переведена в 1913 под названием «Детский сад»). В 1851 г. по приказу властей все детские сады в Германии были запрещены как часть якобы социалистической системы Фребеля, имеющей целью вести юношество к атеизму.
Фребель впервые в истории дошкольной педагогики дал целостную, методически детально разработанную, оснащённую практическими пособиями систему общественного дошкольного воспитания, способствовал выделению дошкольной педагогики в самостоятельную область знания. Система Фребеля получила широкое распространение в других странах, в т. ч. в России, где с 1870-х гг. создавались Фребелевские общества.