Санаторий-школа для дефективных детей Кащенко
Санато́рий-шко́ла для дефекти́вных дете́й Ка́щенко, лечебно-учебное заведение для воспитания детей с трудностями характера, открытое в 1908 г. в Москве российским дефектологом В. П. Кащенко.
Открытие санатория-школы
В. П. Кащенко получил медицинское образование и первоначально работал земским врачом, однако участие в революции 1905 г. лишило его возможности где-либо служить, и он задумал создать лечебно-педагогическое учреждение для трудных и дефективных детей (термин, принятый в 1-й половине 20 в. для обозначения детей с особенностями развития).
Кащенко занимался в кружке детской психопатологии и психологии под руководством А. Н. Бернштейна, в лабораториях Г. И. Россолимо, А. П. Нечаева и А. Ф. Лазурского, познакомился с дефектологом А. С. Грибоедовым. Профессиональная связь с Россолимо сохранялась продолжительное время; так, впоследствии тот состоял консультантом санатория-школы и позднее медико-педагогической клиники, принимал активное участие в их работе (Всеволод Петрович Кащенко ... 2023. С. 704).
В 1908 г. В. П. Кащенко совершил полугодовую поездку за границу с целью изучить уже имеющийся опыт создания учреждений для детей с нарушениями развития, побывал в Германии, Швейцарии, Италии и Бельгии. Вместе с ним с зарубежным опытом знакомились некоторые будущие сотрудники санатория-школы: С. Н. Крюков, Н. А. Прево, В. М. Бабаков (Всеволод Петрович Кащенко ... 2023).
Возвратившись в Москву, осенью 1908 г. В. П. Кащенко по образцу зарубежных заведений открыл санаторий-школу для дефективных детей. В автобиографии он писал: «Возвратившись из заграницы, я организовал… в 1908 году санаторий-школу для дефективных детей, который являлся клиникой для моей научно-исследовательской и общественно-педагогической деятельности» (Всеволод Петрович Кащенко ... 2023. С. 704). Главной особенностью заведения был его медико-педагогический характер: врач и педагог были равноправны, но руководящая роль принадлежала врачу.
Санаторий находился по адресу: Москва, Девичье поле, Погодинская, 8. Тогда это была окраина Москвы, «тихая, малонаселённая, здоровая местность, вблизи университетских клиник» (Санаторий-школа для дефективных детей ... 1911. С. 8). Дочь Кащенко, Анна Всеволодовна, сообщает, что санаторий создавался на личные средства: «Никаких капиталов у отца не было, на свои сбережения от работы в частной больнице он открыл очень скромный Санаторий-школу. Для этого в 1908 г. у М. Ф. Бландовой был арендован двухэтажный, вместительный особняк, расположенный в большом саду, с кленовой аллеей, кустами сирени и жасмина, яблоневыми и вишнёвыми деревьями» (Кащенко. 2006. № 4. С. 12).
Педагогический персонал санатория состоял из заведующего доктора В. П. Кащенко, живущих при санатории воспитателя и двух воспитательниц, приходящих учителей по общеобразовательным предметам, природоведению, музыке, пению, ручному труду, рисованию; кроме того, приглашались воспитатели для проведения больших воскресных экскурсий. Вместе с Кащенко в санатории работали педагоги С. Н. Крюков, И. И. Воскобойников, Н. А. Прево, В. М. Бабаков.
Медицинский персонал включал самого заведующего, консультанта Г. И. Россолимо и постоянного зубного врача; другие специалисты приглашались в случае необходимости. Имелся также и необходимый хозяйственный и служебный персонал.
В ежедневной газете «Голос Москвы» от 11 апреля 1909 г. было дано объявление о санатории доктора В. П. Кащенко «для отсталых, нервных и других трудных в воспитательном отношении детей» (Объявление об открытии санатория ... 1909).
Воспитанники санатория
Как указано в посвящённой санаторию брошюре, он был предназначен «для детей обоего пола в возрасте от 4 до 16 лет» (Санаторий-школа для дефективных детей ... 1911. С. 7). При этом, по воспоминаниям А. В. Кащенко, в действительности в санатории находились только мальчики школьного возраста. На воспитание предполагалось принимать детей с недостаточным развитием познавательных и волевых процессов, с различными особенностями характера, с отклонениями в физическом развитии и в развитии моторики, а также трудновоспитуемых детей. Дети с резко выраженными физическими и психическими дефектами в санаторий не принимались, как и дети с наличием каких-либо «дурновлияющих недостатков» (Санаторий-школа для дефективных детей … 1911. С. 8), поскольку в санатории стремились к созданию условий, исключающих негативное влияние на воспитанников со стороны других детей.
Приём детей в санаторий производился в течение всего года при наличии свободных мест. Пребывание в санатории было платное, размер оплаты зависел от вида дефективности, сложности воспитания и ухода за ребёнком.
Условия жизни детей в санатории
Санаторий располагался в двухэтажном здании из 37 комнат: под спальни было отведено 9 комнат (на 2–4 человека), под классы – 5, под столовые – 3, под мастерские – 3 и под лазарет – 1. Остальные комнаты предназначались для отдыха (рекреационный зал), врачебно-педагогического исследования, посетителей, для педагогического и служебного персонала; имелись прачечная, кухня и т. д.
Санаторий был рассчитан на 22 воспитанника, которые объединялись в три педагогические «семьи», в каждой имелся свой воспитатель. «Семьи» жили относительно независимо друг от друга, чтобы не допустить объединения детей в большие группы и обеспечить постоянное педагогическое наблюдение. Во время занятий «семьи» делились на подгруппы в зависимости от «психической конституции» детей – их характера, умственного и нравственного развития, а также запаса школьных знаний.
Продолжительность сна воспитанников санатория ежедневно составляла около 11 ч. Дети вставали в 8 ч утра, умывались, принимали душ (по назначению), убирали постель, чистили обувь и одевались. После молитвы следовал завтрак. Далее с 9 ч утра и до 13 ч дня продолжались занятия: 4 урока с переменами. Каждую перемену воспитанники выходили на свежий воздух и играли на площадках. В 13:15 начинался обед, после которого некоторым детям предписывалось лежание на открытом воздухе, остальные проводили время в соответствии со своими интересами, но под постоянным наблюдением воспитателя. Полдник в 16 ч предварял последующие чередующиеся по дням недели занятия: пение, популярные беседы по природоведению, музыка. С 17:30 до 19:30 воспитанники ежедневно занимались ручным трудом в специальных мастерских, несколько часов в неделю уделялось также рисованию и лепке. В 8 ч вечера дети ужинали, далее после молитвы готовили постель, умывались и в 9 ч ложились спать.
Важными особенностями санатория были семейная обстановка и персонал, любящий своё дело. По словам А. В. Кащенко: «Наша семейная жизнь была подчинена интересам Санатория – "мальчикам". Мама работала наравне с отцом, помогая и поддерживая его во всех начинаниях. Если отец был мозгом санатория, то мама была его душой» (Кащенко. 2006. № 4. С. 13).
Родители имели возможность навестить детей в специально установленные часы. Воспитанников с разрешения заведующего отпускали домой в зависимости от их психического состояния. Допускалось, чтобы у детей при себе были семейные фотографии, книги, альбомы, письменные принадлежности, фотоаппарат, игры и игрушки. Приносимые детям лакомства поступали в общий буфет, и ребёнок в столовой угощал других детей. Раз в месяц родители получали сведения о поведении своих детей и три раза в год – об их успехах. Каждую неделю дети писали родителям письма.
Занятия воспитанников санатория
Для организации обучения воспитанники санатория делились на старшие и младшие классы. В соответствии с принципом индивидуализации обучения классы включали от 3 до 6 учащихся с одинаковым уровнем развития знаний. Как отмечал В. П. Кащенко: «Различные качества знаний, различия в работоспособности, сообразительности, технических умениях, творческих задатках, способностях в определённых предметах и т. д. вызывают известные различия в наших требованиях, предлагаемых работах, характере вопросов, обращаемых к детям и т. д.» (Кащенко. 1913. С. 26).
Младшую группу составляли дети, которые в силу умственных недостатков были не в состоянии пройти курс среднего учебного заведения. Для них организовывались специальные развивающие занятия с помощью пособий, созданных педагогами по образцу зарубежных. Проводились гимнастические занятия под музыку, подвижные игры с упражнениями в развитии устной речи, элементарное объяснительное чтение, иллюстративное рисование, наглядное обучение арифметике, упражнения для развития письменной речи, упражнения по развитию внешних чувств, фребелевские занятия, упражнения по развитию пространственных и временны́х представлений. Также детям давались отдельные поручения, проводились беседы об окружающих предметах и организовывались общеобразовательные экскурсии.
В старших группах дети проходили курс средних учебных заведений и изучали следующие предметы: Закон Божий, русский язык, арифметику, немецкий, французский языки, историю, географию, природоведение. Расписание составлялось таким образом, чтобы наиболее трудными предметами учащиеся занимались в самые продуктивные часы дня. Занятия были направлены на развитие ассоциаций, наблюдательности, процессов обобщения, отвлечения и суждения. При этом между всеми предметами обеспечивалась тесная связь, что повышало интерес учащихся к усвоению знаний.
Обычная классно-урочная система обучения была видоизменена таким образом, что дети для изучения каждого предмета группировались с учётом имеющихся у них по этому предмету знаний, и таким образом один и тот же ученик мог заниматься арифметикой в одной группе, русским языком – в другой, а географию изучать в третьей. В. П. Кащенко считал допустимым отказ от обязательной программы: «Если с одной стороны мы встречаем в воспитанниках отсутствие интереса к занятиям, если наша задача отыскать в ребёнке какую-нибудь склонность, какой-нибудь интерес, чтобы воспользоваться им для дальнейшей работы; если с другой стороны на первом плане стоит не количество, а качество знаний, то ни о какой программе не может быть речи» (Кащенко. 1913. С. 24). Вместо единой для всех детей программы разрабатывались подробные учебные планы по каждому предмету. Основное внимание уделялось качеству отработки материала: «Пусть класс пройдёт мало в течение года, лишь бы это малое было проработано им самостоятельно, вдумчиво и основательно» (Кащенко. 1913. С. 24).
Особая роль отводилась изобразительному искусству и ручному труду как развивающим умственные способности и воспитывающим внимание, волю, привычку к самостоятельности, интересы ребёнка и его дисциплинированность. Среди видов ручного труда были «столярный, токарный, работы лобзиком, выжигание по дереву, выдавливание по металлу, фотография, корзиночный, картонажный и папочный, переплёт, плетение из ниток, проволоки, верёвок, обжигание изделий из глины, художественная отделка сделанных детьми вещей, рукоделие и т. п.» (Санаторий-школа для дефективных детей … 1911. С. 19). Летом часть из этих занятий заменялась работами в саду и огороде.
Занятия ручным трудом рассматривались В. П. Кащенко не только как метод усвоения и закрепления знаний, но и как средство коррекции личности (Замский. 1995). При этом Кащенко разработал особую методику обучения ручному труду, при которой обучение начиналось с пробуждения у учащихся интереса к результатам труда, к изготовляемой вещи. Первоначально такими продуктами детского труда выступали игрушки, затем вещи домашнего обихода, а интерес пробуждался демонстрацией детям хорошо выполненной вещи и её практического применения. За желанием иметь эту вещь следовало стремление её изготовить. У старших детей ручные работы использовались на всех учебных предметах: «Дети сами взвешивают, измеряют, зарисовывают, составляют таблицы, чертежи, коллекции, приборы, делают модели из глины и других материалов. В этих работах ученик невольно соприкасается с различными сторонами изучаемого… изучаемое становится его собственным переживанием, неотъемлемой частью его личности» (Кащенко. 1913. С. 25).
По четвергам в первой половине дня все дети совершали общеобразовательные экскурсии с целью расширения представлений о действительности или иллюстрации изучаемого – они посещали дворцы, музеи, выставки, Зоологический сад, мастерские, фабрики, заводы и т. д. По воскресным дням организовывались большие экскурсии пешком, на лыжах или на лодке. Воспитанники посещали Кутузовскую избу в Филях, парк и дворец в Останкино, водонапорную башню и городскую водокачку на Воробьёвых горах и в Рублёве.
Физическому развитию и стимулированию активности и находчивости способствовали подвижные игры, занятия спортом (коньки, лыжи, гребля), которые строились с учётом индивидуальных особенностей детей. Зимой по воскресеньям дети с большим удовольствием ходили кататься на санках с горы у Новодевичьего монастыря.
Пребывание детей в санатории предполагало чередование занятий и отдыха, поэтому удавалось избежать распространённого в обычной школе переутомления, а в силу этого отпадала необходимость в традиционно понимаемых каникулах как свободном от учебных занятий времени. В большие праздники (Пасха и Рождество) уроков не было лишь в течение 5 дней, летом занятия продолжались.
На летнее время санаторий переселялся в Финляндию: дети жили в усадьбе на берегу Финского залива, пользуясь преимуществами привольной деревенской жизни. Обычные занятия проводились в сокращённом виде, поскольку совершались большие пешие и пароходные экскурсии, а также поездки на парусных и гребных лодках. Дети купались в море, обучались плавать, грести, ловить рыбу; занимались огородничеством и садоводством, собирали коллекции растений и животных. А. В. Кащенко писала: «Красивая природа, леса, небольшие скалы, близость моря, прекрасный климат делали жизнь детей очень привлекательной и содержательной: купание, катание на лодках гребных и парусных, пешие и велосипедные прогулки, печёная на костре картошка, дальние поездки на пароходе к водопаду Иматра, по Саймскому каналу и т. д.» (Кащенко. 2006. № 4. С. 13).
Кроме того, периодически дети посещали утренние спектакли, лекции для учащихся, Третьяковскую галерею. Иногда устраивались ученические спектакли, музыкально-литературные вечера, состязания и праздники – в этих случаях декорации и костюмы изготавливались самими детьми на уроках рисования и ручного труда. Незабываемые впечатления были связаны с ёлкой на Рождество: «Под высокой разукрашенной ёлкой, под охраной Деда Мороза возвышалась гора ярких ситцевых кулёчков с гостинцами, и каждый присутствовавший получал такой кулёчек. <…> Приглашённых было много – родственники и знакомые» (Кащенко. 2006. № 4. С. 13).
В санатории жили белки, кролики, морские свинки, рыбки, птицы, за которыми ухаживали дети, был даже декоративный муравейник.
Педагогическая работа в санатории
С целью отслеживания состояния детей проводились регулярные медицинские осмотры и психолого-педагогические наблюдения, а результаты обсуждались на общих конференциях врачебно-педагогического и воспитательного персонала. Эти конференции зачастую проходили на квартире В. П. Кащенко. Работники школы-санатория составляли характеристики учащихся, которые отражали динамику их развития. Кащенко полагал необходимым целостное изучение ребёнка, основанное на длительном наблюдении со стороны педагогов и воспитателей: «Изучение ребёнка, по возможности всестороннее и полное (биологическое), лежит в основании воспитательной работы нашего санатория-школы» (Кащенко. 1913. С. 13).
Одной из основных задач санатория считалось воспитание самостоятельной личности, жизненной самостоятельности как «известной суммы необходимых жизненных умений, дающих возможность обходиться без помощи других» (Кащенко. 1913. С. 39), что достигалось за счёт организации жизни ребёнка без нянек и горничных. Само соблюдение режима рассматривалось В. П. Кащенко как воспитывающий (психотерапевтический) фактор; он отмечал, что дети любят порядок и зачастую выражают недовольство при изменении привычного расписания дня (Кащенко. 1913. С. 34). Неуравновешенные дети получают существенную помощь от неизменного порядка, в то время как праздники и даже короткие каникулы нарушают привычный для воспитанников ритм.
В. П. Кащенко считал необходимым создание воспитывающей среды, способствующей пробуждению в ребёнке такого отношения к себе, которое вызывало бы стремление исправить недостатки своего поведения. «…Наши усилия направлены не только на укрепление деятельной воли, но часто в ещё большей степени – на развитие нравственных чувств и эмоций» (Кащенко. 1913. С. 30).
Принципиальным моментом в воспитании выступала согласованность действий педагогов: «Что запрещено однажды, то запрещают одинаково все; дозволенное также не оспаривается отдельными членами учебно-воспитательного персонала» (Кащенко. 1913. С. 35). В безусловности требований и их категоричности, по мнению В. П. Кащенко, заложена дисциплинирующая сила, что особенно важно для слабовольных, неустойчивых и капризных детей, которых отличает быстрая сменяемость желаний. В то же время все педагогические требования разъяснялись, они были обращены к сознанию ребёнка: «Мы не требуем от наших воспитанников одного слепого повиновения… Мы не лишаем их права критически относиться к порядкам школы, к нашим требованиям…» (Кащенко. 1913. С. 32). Послушание рассматривалось не как самодовлеющая цель, а как путь к самодисциплине, к выработке устойчивого характера, самостоятельности и нравственности.
Большое внимание уделялось развитию и укреплению воли воспитанников, как положительной (активной), так и отрицательной (задерживающей). Развитию положительной воли способствовала трудовая обстановка санатория, в которой труд не рассматривался как скучная обязанность, педагоги старались заинтересовать ребёнка разнообразными занятиями, поощрялась инициатива.
Санаторий-школа в советское время и его историческое значение
В 1918 г. В. П. Кащенко передал санаторий-школу Наркомпросу «по собственной инициативе» (Всеволод Петрович Кащенко … 2023. С. 705). В том же году санаторий-школа был преобразован в Медико-педагогическую станцию (клинику) Наркомпроса. С 1 мая 1918 г. по 20 января 1928 г. Кащенко был её руководителем.
Открытие санатория-школы для дефективных детей положило начало созданию в России сети коррекционных школ для детей с нарушениями развития. Д. И. Азбукин отмечал, что В. П. Кащенко создал учреждение, «которое сыграло огромную роль для наших специальных школ» (цит. по: Всеволод Петрович Кащенко … 2023. С. 718). Санаторий-школа способствовал также развитию научно-исследовательской работы в области обучения и воспитания трудных детей: в 1929 г. на основе медико-педагогической станции был создан главный советский научный центр дефектологии – Экспериментальный дефектологический институт (ныне Институт коррекционной педагогики). Наконец, учреждение Кащенко способствовало и развитию высшего дефектологического образования в России. В 1918 г. на базе санатория-школы начали работу 6-месячные курсы по подготовке специалистов для работы с дефективными детьми. Курсы были преобразованы в годичные, затем в 3-годичные, а в 1920 г. – в Педагогический институт детской дефективности с 4-летним сроком обучения. В 1924 г. институт был слит с Медико-педологическим институтом Наркомздрава и преобразован в Московский институт педологии и дефектологии, который в 1925 г. в качестве дефектологического отделения вошёл в педагогический факультет 2-го МГУ; в 1930 г. отделение преобразовано в самостоятельный факультет Московского педагогического института имени А. С. Бубнова (ныне Московский педагогический государственный университет).