Тифлопедагогика
Тифлопедаго́гика (от греч. τυφλός – слепой и педагогика), отрасль дефектологии, разрабатывающая проблемы воспитания и обучения людей с глубокими нарушениями зрения. Первое учебное заведение для слепых было организовано В. Гаюи (Аюи) в 1784 г. в Париже. На рубеже 18–19 вв. школы для слепых были созданы в Австрии, Великобритании, Германии, США. С середины 19 в. для письма и чтения слепых повсеместно распространяется вариант рельефно-точечного шрифта, созданный Л. Брайлем. Является основным кодом для слепых и при использовании компьютерной техники. В России первая школа для слепых открыта в Санкт-Петербурге в 1807 г. Развитие тифлопедагогики и системы образования слепых в России связано с именами К. К. Грота, А. И. Скребицкого и др. Воспитанники школ для слепых получали образование в объёме 3–4 классов средней общеобразовательной школы и ремесленную подготовку. Обучением было охвачено 4–5 % слепых детей. В СССР обучение детей с глубокими нарушениями зрения было включено в общегосударственную систему народного образования. В Российской Федерации для слепых и слабовидящих создана сеть средних и 9-летних общеобразовательных школ, дающих цензовое образование. Введены также факультативы по развитию социально-бытовой и пространственной ориентировки, осязания, лечебной физкультуре, ритмике и развитию остаточного зрения, работа которых направлена на компенсацию и коррекцию недостатков, связанных со слепотой и слабовидением. Коррекция развития детей с глубокими нарушениями зрения осуществляется как в ходе общеобразовательной и трудовой подготовки, так и на специальных коррекционных групповых и индивидуальных занятиях. Разработаны принципы дифференциации таких детей на слепых и слабовидящих и специфические методы обучения этих групп. Сложились также способы реализации индивидуального подхода к детям, имеющим дополнительные нарушения развития. Высшее образование учащиеся с нарушением зрения получают во всех вузах страны наряду со зрячими студентами.