Лай Вильгельм Август
Лай Вильге́льм А́вгуст (Wilhelm August Lay) (30.7.1862, Бётцинген (Брайсгау), Великое герцогство Баден, ныне земля Баден-Вюртемберг – 9.5.1926, Карлсруэ), немецкий педагог, теоретик экспериментальной педагогики. Образование получил в Высшей технической школе в Карлсруэ и в Университете Фрайбурга. С 1892 г. преподавал в учительской семинарии в Карлсруэ. Доктор философии (1903). Последователь Э. Мёймана, Лай исходил из биолого-психологической трактовки единства восприятия, умственной переработки воспринятого и выражения сложившихся представлений соответствующим действием. Решающее значение в педагогической практике придавал организации «действия», в понятие которого включал любую практическую и творческую деятельность учащихся и их поведение. Именно действие ученика совместно со сверстниками в рамках т. н. школьной общины составляет, по Лаю, смысл воспитания, способствуя социализации учащихся («Педагогика действия»). Лай считал, что «школа действия» способна изменить социальную действительность Германии, а экспериментальная педагогика – синтезировать все педагогические искания начала 20 в. «Школа действия» как учебно-воспитательная система не выдержала проверки практикой массового обучения и превратилась в иллюстративную школу, главные принципы которой (трудовое обучение детей через иллюстрирование получаемых знаний) использовались в 1920-х гг. в школах многих стран, в том числе и в России.