Декроли Овид
Декроли́ Ови́д, Овид Жан Декроли (Ovide Jean Decroly) (23.7.1871, Ренекс – 12.9.1932, по другим данным, 10.9.1932, Брюссель), бельгийский педагог-реформатор, психолог, один из представителей нового воспитания. Окончил медицинский факультет Гентского университета, занимался медицинской исследовательской работой в Берлине, Париже. Переехал в Брюссель, работал ассистентом в клинике. В 1912 г. руководил курсами повышения квалификации учителей. В 1913 г. профессор Высшей педагогической школы, с 1920 г. профессор гигиены и лечебной педагогики Брюссельского университета. В основе педагогики Декроли – теория интересов и потребностей. В 1907 г. создал школу, названную «Школой для жизни, через жизнь», где обучение строилось на основе гуманистического принципа «От ребёнка к миру – от мира к ребёнку». Декроли считал, что человек – это конечная цель мироздания, а «ребёнок – это солнце», вокруг которого вращаются «небесные тела» – педагоги, учебный план, расписание, учебные предметы. Всё то, что окружает ребёнка, соотносится с его индивидуальностью, мотивационно-потребностной сферой. Декроли ввёл принцип концентрации школьной программы вокруг т. н. центров детских интересов по четырём основным комплексным темам: «Ребёнок и его организм», «Ребёнок и живопись», «Ребёнок и общество», «Ребёнок и Вселенная». Особую роль он отводил игре в процессе обучения. Разработал разнообразные игры: сенсорные (зрительные, зрительно-двигательные, двигательные и двигательно-слуховые); подготавливающие учащихся к овладению математическими навыками; связанные с понятием времени; грамматические, способствующие развитию речи, и др.