#Коррекционная психологияКоррекционная психологияИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегКоррекционная психологияКоррекционная психологияНайденo 8 статейОбразовательные технологииОбразовательные технологии Педагогика и психология исключительного детства КащенкоПедаго́гика и психоло́гия исключи́тельного де́тства Ка́щенко, система педагогических и психологических идей В. П. Кащенко, связанная с воспитанием и обучением детей с нарушениями поведения. Главный принцип, из которого она исходит – социальная обусловленность детской исключительности, в том числе трудностей характера. К основным положениям относятся: единство исследовательской и практической работы педагогов; определяющая роль педагогических методов коррекции нарушений характера в комплексной медико-педагогической помощи детям; особое внимание к формированию личности ребёнка – в частности, воспитание через труд; единство коррекционных и профилактических мероприятий. Разработанная Кащенко система педагогической коррекции способствовала оформлению в России дефектологии (впоследствии коррекционной педагогики) как самостоятельной области научного знания, а её практическая эффективность была подтверждена специалистами, работающими с детьми с нарушениями развития.Образовательные организации Санаторий-школа для дефективных детей КащенкоСанато́рий-шко́ла для дефекти́вных дете́й Ка́щенко, лечебно-учебное заведение для воспитания детей с трудностями характера, открытое в 1908 г. в Москве российским дефектологом В. П. Кащенко. Это лечебно-педагогическое учреждение способствовало появлению в последующие годы, особенно в советское время, сети специальных коррекционных заведений для детей с нарушениями развития, становлению научно-исследовательской работы в области обучения и воспитания трудных детей, систематической подготовке специалистов по работе с такими детьми. Накопленный опыт санатория-школы представлен в совместной с С. Н. Крюковым книге Кащенко «Воспитание-обучение трудных детей: из опыта Санатория-школы доктора В. П. Кащенко» (1913). Впоследствии санаторий-школа был преобразован в Медико-педагогическую станцию (клинику) Наркомпроса.Педагоги, деятели образования Надь Ласло (психолог)Надь Ла́сло (1857–1931), венгерский психолог и педагог, оказал значительное влияние на распространение движения нового воспитания в Венгрии. Организатор международных научных конгрессов по изучению ребёнка и экспериментальной психологии. Содействовал организации в Венгрии исследований по дефектологии.Педагоги, деятели образования Рау Наталия АлександровнаРа́у Ната́лия Алекса́ндровна (1870–1947), российский (советский) сурдопедагог. Создала систему дошкольного воспитания глухих, автор первого пособия по обучению и воспитанию глухих дошкольников.Педагоги, деятели образования Соколянский Иван АфанасьевичСоколя́нский Ива́н Афана́сьевич (1889–1960), российский (советский) педагог, дефектолог. Один из основателей советской педагогики слепоглухонемых, изобретатель. Сотрудник НИИ дефектологии (Москва); организатор и руководитель НИИ педагогики УССР. Лауреат Государственной премии СССР.Психологи Мещеряков Александр ИвановичМещеряко́в Алекса́ндр Ива́нович (1923–1974), российский психолог, дефектолог, показал возможность компенсации сложного дефекта путём развития высших психических функций на основе единственного сохранного анализатора (осязательного). Создал и возглавил лабораторию изучения и воспитания слепоглухонемых детей, организовал курсы по подготовке педагогов для работы с этой категорией детей, способствовал открытию Детского дома для слепоглухих детей в Загорске (ныне Сергиев Посад). Ученик А. Р. Лурии. Награждён Государственной премией СССР (совместно с И. А. Соколянским, 1980).Педагоги, деятели образования Скороходова Ольга ИвановнаСкорохо́дова О́льга Ива́новна (1911–1982), российский дефектолог, педагог. Скороходова благодаря специализированному систематическому обучению преодолела потерю речи в раннем детстве. Училась под руководством дефектолога, создателя системы воспитания и обучения слепоглухонемых детей И. А. Соколянского. Защитила кандидатскую диссертацию и работала научным сотрудником в НИИ дефектологии. Автор ряда научных работ, обобщающих описание её наблюдений (в том числе самонаблюдений) как человека, полностью лишённого зрения и слуха (последняя монография – «Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир»).Педагоги, деятели образования Кащенко Всеволод ПетровичКа́щенко Все́волод Петро́вич (1870–1943), российский и советский педагог, дефектолог, общественный деятель, специалист в области воспитания и обучения детей с нарушениями развития. Кандидат педагогических наук (по детской дефектологии) (1938). Создатель уникального лечебно-педагогического учреждения – санатория-школы для дефективных детей (1908), которое способствовало появлению в последующие годы, и особенно в советское время, сети специальных коррекционных заведений для детей с нарушениями развития. Создатель Музея педологии и педагогики исключительного детства (1918; музей не сохранился). Ввёл в педагогическую науку понятие «дефективный ребёнок», разрабатывал вопросы лечебной педагогики, педагогической коррекции. Основные идеи изложены в работах «Воспитание-обучение трудных детей» (1913), «Нервность и дефективность в дошкольном и школьном возрастах: охрана душевного здоровья детей: пособие для родителей и педагогов» (1919), «Педология в педагогической практике: Педагогическая клиника» (1926), «Исключительные дети, их изучение и воспитание» (1926; 2-е издание 1929), «Педагогическая коррекция. Исправление недостатков характера у детей и подростков» (написана в 1930-х гг., издана в 1992), а также статьях «Общество, школа и дефективные дети» (1912), «Педология исключительного детства» (1927) и др.