#Коррекционная психология
Коррекционная психология
Тег

Коррекционная психология

Коррекционная психология
Найденo 8 статей
Всеволод Кащенко, Сергей Крюков. Воспитание-обучение трудных детей. Москва, 1913. Обложка
Образовательные технологииОбразовательные технологии
Педагогика и психология исключительного детства Кащенко
Педаго́гика и психоло́гия исключи́тельного де́тства Ка́щенко, система педагогических и психологических идей В. П. Кащенко, связанная с воспитанием и обучением детей с нарушениями поведения. Главный принцип, из которого она исходит – социальная обусловленность детской исключительности, в том числе трудностей характера. К основным положениям относятся: единство исследовательской и практической работы педагогов; определяющая роль педагогических методов коррекции нарушений характера в комплексной медико-педагогической помощи детям; особое внимание к формированию личности ребёнка – в частности, воспитание через труд; единство коррекционных и профилактических мероприятий. Разработанная Кащенко система педагогической коррекции способствовала оформлению в России дефектологии (впоследствии коррекционной педагогики) как самостоятельной области научного знания, а её практическая эффективность была подтверждена специалистами, работающими с детьми с нарушениями развития.
Образовательные организации
Санаторий-школа для дефективных детей Кащенко
Санато́рий-шко́ла для дефекти́вных дете́й Ка́щенко, лечебно-учебное заведение для воспитания детей с трудностями характера, открытое в 1908 г. в Москве российским дефектологом В. П. Кащенко. Это лечебно-педагогическое учреждение способствовало появлению в последующие годы, особенно в советское время, сети специальных коррекционных заведений для детей с нарушениями развития, становлению научно-исследовательской работы в области обучения и воспитания трудных детей, систематической подготовке специалистов по работе с такими детьми. Накопленный опыт санатория-школы представлен в совместной с С. Н. Крюковым книге Кащенко «Воспитание-обучение трудных детей: из опыта Санатория-школы доктора В. П. Кащенко» (1913). Впоследствии санаторий-школа был преобразован в Медико-педагогическую станцию (клинику) Наркомпроса.
Лечебно-учебное заведение для воспитания детей. Фото из книги: Санаторий-школа для дефективных детей в завед. д-ра В. П. Кащенко. Москва, 1911. Обложка
Психологи
Мещеряков Александр Иванович
Мещеряко́в Алекса́ндр Ива́нович (1923–1974), российский психолог, дефектолог, показал возможность компенсации сложного дефекта путём развития высших психических функций на основе единственного сохранного анализатора (осязательного). Создал и возглавил лабораторию изучения и воспитания слепоглухонемых детей, организовал курсы по подготовке педагогов для работы с этой категорией детей, способствовал открытию Детского дома для слепоглухих детей в Загорске (ныне Сергиев Посад). Ученик А. Р. Лурии. Награждён Государственной премией СССР (совместно с И. А. Соколянским, 1980).
Александр Мещеряков с коллегой Ольгой Скороходовой. 1959
Педагоги, деятели образования
Скороходова Ольга Ивановна
Скорохо́дова О́льга Ива́новна (1911–1982), российский дефектолог, педагог. Скороходова благодаря специализированному систематическому обучению преодолела потерю речи в раннем детстве. Училась под руководством дефектолога, создателя системы воспитания и обучения слепоглухонемых детей И. А. Соколянского. Защитила кандидатскую диссертацию и работала научным сотрудником в НИИ дефектологии. Автор ряда научных работ, обобщающих описание её наблюдений (в том числе самонаблюдений) как человека, полностью лишённого зрения и слуха (последняя монография – «Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир»).
Ольга Скороходова печатает на пишущей машинке со шрифтом Брайля. Москва. 1959
Педагоги, деятели образования
Кащенко Всеволод Петрович
Ка́щенко Все́волод Петро́вич (1870–1943), российский и советский педагог, дефектолог, общественный деятель, специалист в области воспитания и обучения детей с нарушениями развития. Кандидат педагогических наук (по детской дефектологии) (1938). Создатель уникального лечебно-педагогического учреждения – санатория-школы для дефективных детей (1908), которое способствовало появлению в последующие годы, и особенно в советское время, сети специальных коррекционных заведений для детей с нарушениями развития. Создатель Музея педологии и педагогики исключительного детства (1918; музей не сохранился). Ввёл в педагогическую науку понятие «дефективный ребёнок», разрабатывал вопросы лечебной педагогики, педагогической коррекции. Основные идеи изложены в работах «Воспитание-обучение трудных детей» (1913), «Нервность и дефективность в дошкольном и школьном возрастах: охрана душевного здоровья детей: пособие для родителей и педагогов» (1919), «Педология в педагогической практике: Педагогическая клиника» (1926), «Исключительные дети, их изучение и воспитание» (1926; 2-е издание 1929), «Педагогическая коррекция. Исправление недостатков характера у детей и подростков» (написана в 1930-х гг., издана в 1992), а также статьях «Общество, школа и дефективные дети» (1912), «Педология исключительного детства» (1927) и др.
Всеволод Кащенко