Каратель (герой комикса)
Кара́тель (англ. Punisher), персонаж комиксов издательства Marvel Comics. Создан в 1973 г. сценаристом Дж. Конвеем и художниками Дж. Ромитой Старшим и Р. Эндрю. Псевдоним Каратель в комиксах использует Фрэнк Касл, ветеран армии США, объявивший войну преступному миру после того, как нью-йоркские мафиози расстреляли его семью. В отличие от других борцов со злом, населяющих вселенную комиксов Marvel, Каратель не руководствуется гуманистическими принципами и занимается физическим устранением преступников, из-за чего характеризуется как антигерой. Персонаж лишён каких-либо сверхспособностей и в основном не использует фантастические гаджеты, полагаясь на конвенциональное огнестрельное оружие. Символом героя служит эмблема в виде стилизованного белого черепа на чёрном фоне и различные её вариации. Брутальность в сочетании с непримиримостью к криминалу сделали образ Карателя и его символику популярной у представителей американских военнослужащих и полицейских. Комиксы о Карателе неоднократно экранизировались в разные годы как в виде полнометражных фильмов, так и в виде сериала для стриминговых сервисов. Роль Карателя в различных экранных воплощениях исполняли актёры Д. Лундгрен, Т. Джейн, Р. Стивенсон и Дж. Бернтал.
История персонажа
В 1972 г. Стэн Ли, один из создателей и идеологов комиксной вселенной Marvel, готовился занять пост издателя в компании и поэтому постепенно передавал свои обязанности сценариста ежемесячных серий другим авторам. На флагманскую серию о Человеке-пауке («The Amazing Spider-Man», 1963–2012) был назначен молодой сценарист Дж. Конвей, который недолго работал в издательстве, но успел поучаствовать в сюжетах большинства основных серий. Конвей запланировал ввести в сюжет нового яркого злодея – одержимого идеей клонирования безумного учёного по кличке Шакал, который должен был стать постоянным персонажем серии. Однако, по мнению Конвея, до введения в сюжет Шакала необходимо было представить читателю другого злодея, рангом ниже, и через его конфликт с Шакалом продемонстрировать значимость последнего. Поиски такого второстепенного злодея для одного выпуска комикса навели сценариста на популярный в США образ вооружённого героя-одиночки, вигилантиста, самостоятельно наказывающего преступников в обход закона.
Среди источников вдохновения Конвей упоминал фильмы «Грязный Гарри» («Dirty Harry», 1971, режиссёры Д. Сигел и К. Иствуд) и «Жажда смерти» («Death Wish», 1974, режиссёр Майкл Уиннер), а также книжную серию «Палач» («The Executioner», 1969–1980) писателя Д. Ю. Пендлтона (Hoare. 2011). Главный герой серии – ветеран войны во Вьетнаме Мэк Болан. Пока Болан находился на фронте, члены его семьи заключили сделку с местной мафией, чтобы решить финансовые проблемы, что обернулось их гибелью. Вернувшись домой, Болан объявил войну организованной преступности. У Пендлтона Конвей позаимствовал основные составляющие образа Карателя, которого он изначально предлагал назвать Убийцей. Продумав мотивацию героя, Конвей сделал пробный набросок внешнего облика Убийцы, нарисовав у него на груди небольшой череп с костями, и передал для дальнейшей обработки Дж. Ромите Старшему (Conway. 2024). Ромита решил значительно увеличить размеры черепа и сделать его центральным элементом дизайна. В процессе разработки Конвей с коллегами поняли, что у персонажа есть потенциал, и что его можно было бы использовать в будущем. Стэн Ли заметил, что прозвище нужно заменить, поскольку заголовок «Убийца» будет плохо смотреться на обложках комиксов и в заглавии потенциальной серии. Стэн Ли предложил позаимствовать имя «Каратель» у ранее придуманного им второстепенного персонажа (Conway. 2022).
Каратель впервые появился на страницах комикса в октябре 1973 г., в № 129 серии «Удивительный Человек-паук». Художником этого выпуска и третьим соавтором персонажа стал Р. Эндрю. По сюжету комикса, Шакал нанял Карателя, чтобы расправиться с Человеком-пауком, выставив того злодеем. Однако Пауку удалось раскрыть Карателю обман его партнёра, и противники разошлись. В последующих комиксах Каратель несколько раз возвращался в качестве антагониста, не доверяя Пауку и другим супергероям. Персонаж имел успех у читателей, несмотря на то что в ранних появлениях о нём не было известно ничего, кроме одержимости вооружённой борьбой с преступным миром. Этим Каратель сильно выделялся на фоне остальных супергероев, которые принципиально отказывались убивать своих врагов, не желая переступать черту, отделяющую их от злодеев. Взаимоотношения Карателя с другими персонажами Marvel в дальнейшем часто строились вокруг этого ценностного конфликта.
В 1975 г. Конвей написал сюжет о Карателе для антологии «Marvel Preview» (1975–1981), где раскрывалась мотивация антигероя: его семья была убита членами мафии, после чего ветеран войны во Вьетнаме покинул армию и начал систематически истреблять членов преступных сообществ. В том же выпуске антологии было опубликовано развернутое интервью с Пендлтоном, посвящённое серии «Палач», в котором Каратель не упоминался, однако писатель знал, что вдохновил Marvel на создание этого персонажа, но претензий к издательству не имел (Pendleton. 2017). Лишь в 1986 г., на страницах первой сольной мини-серии героя («The Punisher») было озвучено его настоящее имя – Фрэнк Касл.
В 1987 г. была запущена первая постоянная сольная серия о Карателе, которая быстро стала популярной. В ответ на это издательство Marvel постепенно вводило новые сольные серии – «Боевой дневник Карателя» («The Punisher War Journal», 1988–1995) и «Каратель: Территория войны» («Punisher: War Zone», 1992), а также регулярно публиковало спецвыпуски и мини-серии. По количеству ежегодно выходящих комиксов Каратель находился на одном уровне с главными звёздами издательства, такими как Человек-паук и Люди Икс. Хотя Каратель входил во вселенную персонажей Marvel, с которыми часто взаимодействовал в собственных и в чужих линейках, большинство комиксов о нём были мало связаны с общим супергеройским контекстом и отличались высоким уровнем насилия. Его основными противниками были представители различных бандитских группировок, убийцы, садисты, наркоторговцы и коррупционеры. Постоянным второстепенным персонажем стал помощник Карателя по прозвищу Микрочип (Microchip), разрабатывающий для него оборудование, оружие и транспортные средства.
В 1989 г. комиксы о Карателе были впервые экранизированы в одноимённом фильме («The Punisher», режиссёр М. Голдблатт), выходившем в международный кинопрокат, но в США выпущенном сразу на видео. Роль Карателя исполнил шведский актер Д. Лундгрен – герой популярных боевиков 1980–1990-х гг. Одной из особенностей фильма стало отсутствие у персонажа узнаваемого костюма с белым черепом. Кроме того, по сюжету картины Фрэнк Касл был не только военным, но и бывшим полицейским. Фильм получил преимущественно отрицательные отзывы в прессе и собрал в мировом прокате 30 млн долл. при бюджете в 9 млн долл., однако со временем приобрёл культовый статус.
Эволюция образа
В 1995 г. на фоне падения продаж Marvel закрыли все постоянные серии про Карателя и перезапустили основную, обновив нумерацию. Комиксы про персонажа продолжали регулярно выходить, но их количество значительно сократилось. В 1998 г. Marvel запустили импринт Marvel Knights («Рыцари Marvel»), предназначенный для более взрослой аудитории, чем продукция основного издательства. В рамках импринта новые авторские команды пробовали подвергнуть ревизии устоявшихся персонажей. Так, мини-серия «Каратель: Чистилище» («The Punisher: Purgatory», 1998–1999) рассказывала о том, как Фрэнк Касл погиб и вернулся бороться с преступностью в обличье призрака. Этот эксперимент не пользовался успехом у читателей, но два года спустя издательство ещё раз попробовало представить Карателя в рамках Marvel Knights. На этот раз авторами мини-серии стали творческий дуэт из сценариста Г. Энниса и художника С. Диллона, известность которым принесла серия «Проповедник» для издательства Vertigo.
Эннис и Диллон применили к персонажу новый подход: убрали все накопленные им за годы эволюции сверхъестественные элементы и подчеркнули его уникальность, наполнив серию чёрным юмором. Такая стратегия нашла поддержку среди аудитории, Каратель вновь начал набирать популярность, и Эннис с Диллоном были назначены авторами новой постоянной серии персонажа. В 2004 г. их серия была переведена в импринт MAX Comics, где авторов ещё меньше ограничивали в творческих экспериментах в сравнении с Marvel Knights, а комиксы предназначались для аудитории 18+ и могли включать в себя ненормативную лексику, сцены ультранасилия и более серьёзную проблематику. Получив больше свободы, Эннис внёс существенные изменения в канон: Фрэнк Касл изображался зрелым мужчиной, посвятившим 30 лет борьбе с преступностью (в основных линейках Marvel персонажи, как правило, не старели), супергерои и суперзлодеи не появлялись в кадре и не упоминались, чёрный юмор уступил место драме и трагедии. События серии «Каратель MAX» («The Punisher MAX») и связанных с ней спецвыпусков и мини-серий фактически разворачивалась в отдельной вселенной. Совместные работы Энниса и Диллона, а также сюжеты Энниса, нарисованные другими художниками, признаны ключевой составляющей корпуса произведений о Карателе и считаются определяющими для персонажа (Sims. 2021).
Комиксы Энниса и Диллона послужили источником вдохновения для следующей экранизации, также получившей название «Каратель» («The Punisher», 2004, режиссёр Дж. Хенсли). Главную роль в фильме исполнил актёр Т. Джейн, а сама картина была в большей степени связана с комиксным первоисточником, включая второстепенных персонажей; кроме того, Каратель появился на экране в костюме с белым черепом. Фильм был негативно принят критиками и показал неудовлетворительные результаты в кинопрокате. Однако, оценив высокие продажи фильма на домашних носителях, студия Lions Gate Entertainment запустила в производство сиквел. Проект три года находился на этапе написания сценария, после чего Джейн объявил об отказе от роли, сославшись на творческие разногласия. Незадолго до запланированного начала съёмок на главную роль был назначен актёр Р. Стивенсон, а сам фильм, получивший название «Каратель: Территория войны» («Punisher: War Zone», 2008, режиссёр Л. Александр), был переработан и вместо продолжения картины 2004 г. стал очередной интерпретацией персонажа. В новой экранизации Фрэнк Касл стал бывшим военным разведчиком, а не агентом ФБР, как в предыдущей версии, а в кадре появлялись более известные персонажи комиксов – Микрочип и Джигсо (Jigsaw), один из немногих постоянных антагонистов Карателя (поскольку чаще всего герой убивает своих противников). Фильм был прохладно принят профильной прессой и провалился в прокате, однако стал культовым (Olson. 2018).
После истечения лицензионного соглашения между Lions Gate Entertainment и Marvel права на экранизацию комиксов о Карателе вернулись к издательству, которое уже занималось собственным производством фильмов и сериалов. В 2016 г. Каратель появился во 2-м сезоне сериала «Сорвиголова» («Daredevil», 2015–2018), снятого студией Marvel Television для платформы Netflix; роль персонажа исполнил Дж. Бернтал. Через год стартовал сольный сериал о персонаже («The Punisher», 2017–2019), который продлился два сезона и был посвящён таким темам, как конспирология, ПТСР у ветеранов боевых действий и неонацизм (Illing. 2017). В 2023 г. СМИ сообщали, что Бернтал вернётся к роли Карателя в сериале «Сорвиголова: Рождённый заново» («Daredevil: Born Again»), который находится в разработке Marvel Studios (Kit. 2023). Джейн лишь однажды возвращался к роли Карателя в неофициальном фанатском короткометражном фильме «Каратель: Грязная стирка» («The Punisher: Dirty Laundry», 2012, режиссёр Ф. Джоану).
Эннис покинул пост ведущего сценариста комиксов о Карателе в 2008 г., изредка участвуя в разовых проектах. Среди других сценаристов, работавших в русле созданной им концепции, выделяется Дж. Аарон, который в 2010–2012 гг. в сотрудничестве с Диллоном написал заключительную часть серии «Каратель MAX». В этом эпизоде герой встречается с вариациями устоявшихся персонажей из основной вселенной Marvel, адаптированными под реалии импринта, ориентированного на более возрастную аудиторию. Каратель продолжал появляться и в основной вселенной Marvel, где чаще взаимодействовал с супергероями и суперзлодеями. Разницу между разными вариантами Карателя подчёркивала и жанровая направленность его комиксов в основной вселенной: в одном сюжете он погибал и возрождался в образе ФранкенКасла (существа, похожего на чудовище Франкенштейна) и сражался с различными монстрами; в другом использовал разработанную Тони Старком (Железный Человек) броню Воителя.
В 2010-е гг. компания Marvel старалась подчеркнуть принадлежность Карателя к своей супергеройской вселенной, реже публикуя комиксы криминального жанра. Исключением стала серия сценаристки Б. Клунан 2016–2017 гг., более приближенная к реальности. В конце 2023 г. стартовала новая серия «Каратель», на страницах которой костюм и титул перешли к другому персонажу, бывшему агенту организации Щ. И. Т. Джо Гаррисону, а местонахождение Касла в сюжете не раскрывается.