Ли Стэн
Ли Стэн (Stan Lee; псевдоним, настоящие имя и фамилия Стэнли Мартин Либер, Stanley Martin Lieber) (28.12.1922, Нью-Йорк – 12.11.2018, Лос-Анджелес), одна из ключевых фигур в истории американских комиксов. Был главным сценаристом комиксов Marvel в начале 1960-х гг., создавшим таких популярных героев, как Человек-паук, Халк, Люди Икс, Фантастическая четвёрка, Железный человек, Тор и Сорвиголова. Вопреки медийному стереотипу, основным достижением Ли является не столько изобретение оригинальных супергероев, сколько обновление устаревавшего жанра. Впоследствии истории его персонажей стали богатым источником сюжетов для кинофильмов, телешоу, мультфильмов, видеоигр и других продуктов массовой культуры. В начале 2000-х гг. Marvel запустило регулярное производство высокобюджетных фильмов, в основу которых были положены наработки Ли.
Родители Cтэнли Мартина Либера, Джек и Селия Либер, были еврейско-румынскими иммигрантами, переселившимися в Нью-Йорк. Детство комиксиста пришлось на послевоенный период и Великую депрессию и было отмечено глубокой бедностью. В 16 лет Ли окончил среднюю школу Девитта Клинтона в Бронксе и хотел стать серьёзным писателем. Но вместо этого ему пришлось отказаться от поступления в колледж и сменить несколько низкооплачиваемых рабочих мест. Ли нужно было помогать семье, оставшейся без работы в момент обрушения американской экономики. Впоследствии неудачные попытки трудоустройства привели Ли в компанию Timely Publications, которая принадлежала его родственнику М. Гудману. Она была известна своей журнальной продукцией и собиралась выходить на рынок комиксов.
Ли предложили позицию офисного клерка, единственной задачей которого было обеспечивать отдел комиксов всем необходимым. В тот момент штат отдела состоял из редактора Джо Саймона и художника Джека Кирби. Через некоторое время их занятость выросла настолько, что им потребовалась помощь. Так Ли получил возможность написать свой первый двухстраничный текст под названием «Месть предателя» («The Traitor’s Revenge»). Он появился в 3-м выпуске комикса «Капитан Америка» («Captain America»), вышедшем в мае 1941 г. Свой первый сценарий Ли подготовил три месяца спустя − в 5-м выпуске «Капитана Америки». В итоге он начал писать и редактировать рассказы, многие из которых были посвящены супергероям. Тогда же он стал использовать один из своих псевдонимов – Стэн Ли – в качестве основного имени.
В середине 1940-х гг. продажи комиксов стремительно росли, поэтому этот период можно назвать «вершиной золотого века комиксов». Позже, когда сюжеты и персонажи становились всё более мрачными, взрослая часть американцев потребовала усиления цензуры. В 1954 г. профильный подкомитет сената США провёл общественные слушания о том, что комиксы подрывают нравственные устои несовершеннолетних и пропагандируют среди них преступность. После приглаживания текстов аудитория комиксов, численность которой к тому моменту достигла 60 млн человек, за несколько лет сократилась втрое.
Когда комиксы стали менее популярными, Ли понял, что устал воспроизводить юмористические истории, романтические линии, сюжеты вестернов и рассказы о монстрах, пользовавшиеся большим спросом у публики. Достигнув карьерного тупика в 30 лет, он при поддержке своей жены Джоан стал писать комиксы так, как ему хочется. К тому моменту отделение Timely Comics успело стать Atlas Comics, а затем эволюционировать в компанию Marvel. В 1961 г. Ли уговорил Кирби вернуться к совместной работе, и они подготовили первый выпуск «Фантастической четвёрки» − истории о команде человекоподобных супергероев, которые не скрывали свои личности и были не чужды простым человеческим слабостям. Комикс сразу же стал хитом.
Другие совместные серии Ли и Кирби (например, «Невероятный Халк» − история об учёном, превращённом радиацией в монстра) были написаны по аналогичному шаблону. Однако главным героем для Ли оказался Человек-паук, которого он вместе с художником Стивом Дитко представил в 1962 г. Уже через год герой комикса – робкий школьник, получивший невероятные способности благодаря укусу радиоактивного паука, – стал одним из самых успешных персонажей в истории жанра. С того момента «Человек-паук» стал важной частью киноиндустрии, несколько раз побив рекорды кассовых сборов. В последующие месяцы Ли, будучи главным сценаристом, редактором и арт-директором Marvel, подарил миру комиксы о Мстителях, Торе, Железном человеке, Сорвиголове, Серебряном сёрфере и многих других персонажах. Когда М. Гудман продал Marvel компании Cadence Industries, новое руководство, по достоинству оценившее талант Ли, впервые предложило ему официальный трудовой контракт.
Работа с супергероями
Происхождение каждого супергероя Ли объяснял таинственными событиями. Эта же вводная история должна была прояснить, почему герои направляли приобретённые суперспособности на борьбу с преступностью, а не на приумножение материальных благ. Ярость Халка возникла после взрыва гамма-лучевой бомбы, Человек-паук искал виновных в убийстве своего дяди, Сорвиголова обрёл сверхчувствительность в результате разлива радиоактивных веществ, а Серебряный сёрфер пожертвовал собой, чтобы спасти планету.
Ли стремился к визуальной яркости и дополнительному уровню реализма в изображении своих героев. Действие большинства сюжетов происходило в Нью-Йорке, полном легко узнаваемых ориентиров и брендов. Люди откликнулись на знакомый городской пейзаж с энтузиазмом. Особую связь с аудиторией Ли удалось создать через привнесение в свои комиксы политических конфликтов и предрассудков того времени. Многие персонажи родились на волне тревог периода «холодной войны» и угрозы ядерного апокалипсиса − Халк, Люди Икс и др. А фигура вроде Серебряного сёрфера впитала в себя культуру хиппи с её любовью к миру, безмятежностью и трепетным отношением к природе.
Наиболее успешными экранизациями комиксов Marvel являются те, которые тесно связаны с акцентом на личности человека внутри супергеройского костюма («Железный человек», «Человек-паук 2», «Мстители»). Под руководством Ли Marvel изменила мир комиксов, наделив персонажей неуверенностью в себе и переживаниями обычных людей, а также пониманием социальной обстановки и особым чувством юмора. Очеловечивая своих героев, Ли пытался подчеркнуть индивидуальность каждого из них, акцентируя внимание на том, что они живые существа из плоти и крови. Общее ощущение отверженности давало каждому персонажу чувство инаковости, знакомое многим людям в связи с расовой и гендерной нетерпимостью.
Ли удавалось завоевать расположение аудитории и тем, что он не стремился излишне интеллектуализировать то, что создавал. Чтение У. Шекспира, Артура Конан Дойла и Э. Р. Берроуза в раннем детстве не могло не наложить отпечаток на его тексты. Но высокопарные речи Тора в других комиксах разбавлялись чем-то обыденным, например жаргоном рабочего класса Нижнего Ист-Сайда, которым пользовался Существо (Thing) – один из участников Фантастической четвёрки.
Экранизации
В 1981 г. Ли переезжает в Лос-Анджелес, чтобы развивать другие направления деятельности Marvel. Но большинство его попыток создания телешоу и фильмов оказались провальными, за исключением сериала «Невероятный Халк», который демонстрировался на телеканале CBS с 1977 по 1982 гг. В 1997 г. Marvel оказалась банкротом и её приобрела приобрела компания Toy Biz. Успех анимационного сериала «Люди Икс», который транслировался на канале Fox с 1992 по 1997 гг., помог восстановить позиции Marvel в Голливуде. Он же открыл дорогу на большой экран франшизе «Люди Икс». Она стала пользоваться успехом уже с момента выхода 1-й части в 2000 г. («X-Men», 2000, режиссёр Б. Сингер).
В конце 1990-х гг. Ли был назначен почётным председателем Marvel и получил возможность работать над сторонними проектами. Одним из главных источников дохода стали для него публичные выступления, а попытки создать принадлежащую только ему линейку супергероев оказались неудачными. Stan Lee Media, его стартап, производивший цифровой контент, потерпел крах в 2000 г., а бизнес-партнёр Ли П. Пол угодил в тюрьму за мошенничество с ценными бумагами.
Это не помешало Ли основать в 2001 г. ещё одну компанию – POW! Entertainment. Однако долгое время она не получала никакого дохода от фильмов и сериалов Marvel, которой они приносили колоссальную выручку. Выход блокбастера о Человеке-пауке в 2002 г. («Spider-Man», 2002, режиссёр С. Рэйми) сделал фильмы о супергероях частью постоянного репертуара кинотеатров, поскольку они становились если не фаворитами, то одними из лидеров кинопроката. Франшизы с участием Железного человека, Тора и Мстителей к середине 2018 г. собрали более 24 млрд долл. по всему миру. «Чёрная пантера» («Black Panther», 2018), первый фильм Marvel, снятый афроамериканцем Р. Куглером с почти полностью чёрным актерским составом, в день премьеры собрал около 201,8 млн долл. только в США. Это был пятый наиболее успешный старт проката в истории кинематографа.
Компания Marvel указала Ли исполнительным продюсером в более чем 60 фильмах, построенных вокруг историй персонажей, которых он придумал сам или совместно с Джеком Кирби: начиная с Карателя и Блэйда и заканчивая Человеком-муравьём и Дэдпулом. Многие другие картины находятся в стадии разработки, в том числе и дополнения к существующим сериям. Часть фильмов получила продолжение в форме сериалов. Персонажи, в той или иной степени созданные Ли, теперь обладают огромным культурным влиянием. Marvel, отдавая дань уважения Ли, регулярно приглашала его сыграть эпизодические роли в фильмах. Также он появлялся в качестве самого себя в других продуктах массовой культуры, например в мультфильме «Ральф против интернета» («Ralph Breaks the Internet», 2018, режиссёры Р. Мур, Ф. Джонстон).