«Лунный Пьеро» (Шёнберг)
«Лу́нный Пьеро́» (франц. «Pierrot lunaire»; «Трижды семь стихотворений из "Лунного Пьеро" Альбера Жиро», нем. «Dreimal sieben Gedichte aus Albert Girauds "Pierrot lunaire"»), цикл мелодрам А. Шёнберга op. 21 (1912). Написан на стихи А. Жиро из одноимённого сборника (1884) в немецком переводе О. Хартлебена. Состоит из 21 миниатюры для женского голоса и инструментального ансамбля, включающего 5 исполнителей на 8 инструментах (флейта, флейта-пикколо, кларнет, бас-кларнет, скрипка, альт, виолончель и фортепиано).
История создания и исполнения
Сочинён в марте – июле 1912 г. по заказу австрийской актрисы Альбертины Цеме (1857–1946). Публичная премьера состоялась 16 октября 1912 г. в Берлине (Choralion-Saal) под управлением автора, солистка А. Цеме. Неделей ранее, 9 октября, там же в том же составе прошло закрытое исполнение для приглашённой публики.
Премьера в СССР состоялась в Малом зале Ленинградской филармонии 27 декабря 1966 г. под управлением Г. Н. Рождественского, солистка М. А. Элик.
Особенности литературного источника
Герой сочинения – печальный клоун Пьеро, персонаж комедии дель арте, предстающий у Шёнберга как отринутый миром, непонятый мечтатель и творец. В первом номере цикла говорится о поэте, опьянённом луной. Темой кульминационного номера «Кресты» (№ 14), где рефреном служат слова: «Святы, как распятья, строки, кровь впитавшие поэта» (нем. «Heilge Kreuze sind die Verse Dran die Dichter stumm verbluten»), становится мученичество художника. Именно судьба художника находится в центре внимания в этом произведении.
Из поэтического сборника Жиро – Хартлебена, насчитывающего более 50 стихотворений, Шёнберг отобрал 21, сгруппировав их по 7 таким образом, что каждый из 3 разделов имеет центральную тему: в 1-м разделе это холодный, тусклый лунный свет, преображающий всё до неузнаваемости (см., например, № 1 «Опьянённый луной», № 4 «Бледная прачка», № 7 «Больная луна»); во 2-м разделе на первый план выходят мучительные, кровавые видения Пьеро (№ 11 «Багряная месса», № 13 «Отсечение головы», № 14 «Кресты»); в 3-м разделе представлено возвращение героя в родную Италию, его невероятные приключения и ироничные воспоминания о прошлых страданиях (№ 20 «Возвращение на родину», № 21 «О, аромат далёких лет»). Поэтический мотив луны – то мертвенной, то угрожающей, то дразнящей – пронизывает собой весь цикл. Как и образ заглавного героя – одинокого художника, он восходит к романтической эстетике, однако предстаёт здесь в болезненно-искажённом, гротесковом виде.
Во всех стихотворениях Жиро – Хартлебена использована старинная стихотворная форма рондель, где строки соподчиняются следующим образом: abcd efab ghija. В большинстве мелодрам Шёнберг сохранил 3-строфную структуру стихотворений, однако трактовал её всякий раз по-разному. Как правило, он избегает точных реприз, предпочитая воспроизводить в конце отдельные музыкальные элементы начальной строфы. Чаще всего возвращается начальный тип изложения, что создаёт черты репризности (№ 4 «Бледная прачка», № 19 «Серенада»), или же самый первый мотив проводится в самом конце, создавая обрамление формы (№ 14 «Кресты», № 8 «Ночь», № 15 «Ностальгия»).
Композитор обычно не подчёркивал повторения стихотворных строк; он делал это лишь тогда, когда смысл этих строк имел для него особое значение, как в № 14 «Кресты», где трижды вариантно повторена музыкальная фраза, приходящаяся на начальные слова «стихи – это святые кресты».
Музыкальная характеристика
Инструментальный ансамбль в каждом номере индивидуален: в цикле практически нет двух одинаковых составов. В номерах задействованы от одного (флейта в № 7 «Больная луна») до 8 инструментов со всевозможными промежуточными комбинациями. Полный состав появляется единожды в финальной мелодраме № 21 «О, аромат далёких лет…».
Исполнительский состав «Лунного Пьеро» вызвал большой резонанс в композиторской среде и дал начало новой ветви камерной музыки для ансамбля разнотембровых инструментов (как с участием голоса, так и без него), которая имела широкое развитие в дальнейшем. Цикл оказал влияние на сочинения М. Равеля, И. Ф. Стравинского, А. фон Веберна, П. Булеза и др.
Вокальная партия «Лунного Пьеро», обозначенная композитором как Sprechstimme, решена в жанре мелодекламации. Изначально она предназначалась для актрисы, а не певицы. Шёнберг записал партию нотами с крестиками на штилях на пятилинейном нотоносце, точно зафиксировав не только ритм, но и все высотные «модуляции» голоса в диапазоне двух с половиной октав. В редких случаях композитор указывает только ритм, например в № 3 «Денди» («tonlos geflüstert» – «прошептал беззвучно»). Такой способ преподнесения текста связывает цикл с патетическим декламационным стилем его времени, практиковавшимся в драматическом театре, а «дух некой развязной, фривольной, граничащей с гротеском иронии» (Церха. 1998. С. 54) – ещё и с культурой кабаре, расцветшей в Европе на рубеже 19–20 вв.
«Лунный Пьеро» – одна из вершин творчества Шёнберга периода свободной атональности. Предел хроматического насыщения вертикали достигается в 12-тоновом аккорде (с учётом звуков, появляющихся в трелях), который завершает № 14 «Кресты». Отказ от звуковысотного центра и эмансипация диссонанса повлекли за собой сжатие формы: продолжительность мелодрам в основном колеблется между 1 и 2 минутами, общая продолжительность цикла – около 35 минут. Как и в других свободно-атональных сочинениях, здесь возрастает консолидирующее значение текста.
Важную формообразующую роль играют полифонические формы, весьма изощрённые, несмотря на лаконизм: пассакалия (№ 8 «Ночь»), различные каноны (№ 17 «Пародия»). В № 18 «Лунное пятно» – канон (скрипка и виолончель) проходит в прямом движении в сочетании с фугой (флейта-пикколо и кларнет) вплоть до середины пьесы; в соответствии с текстом стихотворения, где говорится, что герой «обернулся» (нем. «Er besieht sich rings»), во второй половине (начиная с 4-й восьмой 10-го такта) материал всех инструментальных партий, за исключением фортепиано, проводится в ракоходе.
Ностальгические мотивы, присутствующие в литературном тексте и намекающие на романтические топосы, получают композиционное воплощение в тональных ассоциациях, которые неожиданно возникают в последнем номере – № 21 «О, аромат далёких лет…», в жанровых аллюзиях (два медленных вальса – № 5 «Вальс Шопена» и № 19 «Серенада»; полька – № 17 «Пародия»; баркарола – № 20 «Возвращение на родину»), в музыкально-исторических отсылках (фактура в № 6 «Мадонна» намекает на барочную стилистику).
Рефлексия и остранение являются сущностными свойствами этой изысканной партитуры. Благодаря им, несмотря на атмосферу мрачной фантасмагории, царящую во многих мелодрамах цикла, он приобретает эмоциональную амбивалентность: прямая, открытая выразительность в духе экспрессионизма сочетается здесь с ироничным взглядом со стороны.
И. Ф. Стравинский охарактеризовал «Лунного Пьеро» как «солнечное сплетение и "соль" музыки начала XX века» (Игорь Стравинский. Диалоги с Робертом Крафтом. 2016. С. 199).