Балановская Леонида Николаевна
Балано́вская Леони́да Никола́евна [26.10(7.11).1883, Шпола, Киевская губерния, Российская империя, ныне Черкасская область, Украина – 28.8.1960, Москва], российская певица (сопрано), педагог.
Дочь бухгалтера. Рано лишилась отца, в детстве жила в Елисаветграде (ныне Кропивницкий, Украина). В 1902–1906 гг. училась в Санкт-Петербургской консерватории (класс пения С. Н. Цехановской). На оперной сцене дебютировала в 1905 г., заменив заболевшую итальянскую певицу Л. Берленди в партии Джоконды (одноимённая опера А. Понкьелли) в спектакле петербургской «Новой оперы» (антреприза А. А. Церетели, среди её партнёров был Титта Руффо). В 1906 г. исполнила партию Кундри в концертной постановке оперы Р. Вагнера «Парсифаль» (Новый театр, Санкт-Петербург), в том же году дебютировала в Мариинском театре в партии Валентины («Гугеноты» Дж. Мейербера). В 1907–1908 гг. выступала в Киеве (Городской театр, антреприза С. В. Брыкина).
В 1908–1919 и 1925–1926 гг. солистка московского Большого театра (дебютировала в партии Джоконды), где исполнила 35 партий в 29 операх. Пела в оперных театрах Севастополя (1919–1922), Ростова-на-Дону (1922), в Сибирской государственной опере в Новониколаевске (1922–1924, ныне Новосибирск), в Харьковском театре оперы и балета (1926–1933).
Обладала драматическим сопрано необычайно широкого диапазона, который позволял ей исполнять также партии меццо-сопрано и лирического сопрано (поэтому современники сравнивали её голос с голосом Ф. В. Литвин). Исполняла партии Татьяны и Ольги, Лизы и Полины («Евгений Онегин», «Пиковая дама» П. И. Чайковского), Аиды и Амнерис («Аида» Дж. Верди). Среди лучших партий: Феврония, Купава, Милитриса, Ганна («Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане», «Майская ночь» Н. А. Римского-Корсакова), Наташа («Русалка» А. С. Даргомыжского), Мария («Мазепа» Чайковского), Марина Мнишек («Борис Годунов» М. П. Мусоргского), Франческа («Франческа да Римини» С. В. Рахманинова), Кармен (одноимённая опера Ж. Бизе), Мюзетта («Богема» Дж. Пуччини), Леонора («Трубадур» Верди), партии в операх Р. Вагнера – Брунгильда («Валькирия», «Зигфрид», «Гибель богов»), Изольда («Тристан и Изольда»), Елизавета и Венера («Тангейзер»), Ортруда («Лоэнгрин», среди партнёров: Л. В. Собинов, А. В. Нежданова, В. Р. Петров).
Вела концертную деятельность, гастролировала по России и за рубежом – в Англии, Австрии, Франции (1911–1914), Китае (1925–1926).
В начале 1920-х гг. вместе с Л. В. Собиновым участвовала в организации музыкальных учебных заведений в Севастополе и Симферополе. В 1924 г. преподавала в Минском музыкальном техникуме (ныне Минский государственный музыкальный колледж имени М. И. Глинки), в 1927–1933 гг. – в Харьковском музыкально-драматическом институте (ныне Харьковский национальный университет искусств имени И. П. Котляревского); в 1933–1935 гг. заведовала кафедрой сольного пения в Бакинской консерватории. В 1935–1955 гг. преподавала в Московской консерватории (с 1941 профессор), в 1941–1943 гг. – в Саратове, куда была эвакуирована консерватория. В 1944–1948 гг. вокальный педагог в хоре Большого театра. Среди её учениц – А. Г. Соленкова, Л. Н. Троицкая.
Записывалась на грампластинки (фирма «Пате», 1913, шесть произведений), из которых сохранилась только одна – Смерть Изольды («Тристан и Изольда» Р. Вагнера); запись была переиздана фирмой «Мелодия» в 1983 г. на долгоиграющей виниловой грампластинке «Леонида Балановская, сопрано; Григорий Пирогов, бас; Иван Грызунов, баритон; Антон Боначич, тенор» (серия «Из сокровищницы мирового исполнительского искусства: Вокалисты»).
Муж – театральный деятель Иван Васильевич Экскузович (1882–1942).