Индекс экономической свободы
И́ндекс экономи́ческой свобо́ды (ИЭС; англ. Index of Economic Freedom), ежегодно обновляемый рейтинг стран, ранжированный по степени экономической свободы. Основан в 1995 г. аналитическим центром The Heritage Foundation и изданием The Wall Street Journal. Идея индекса основывается на убеждении о том, что базовые институты, защищающие возможность индивидов преследовать собственные экономические интересы, приводят к росту процветания общества как такового.
Методология
Замеряемая экономическая свобода определяется как основополагающее право человека распоряжаться своим трудом и собственностью. Соответственно, в стране, считающейся экономически свободной, «индивиды обладают свободой работать, производить, потреблять, инвестировать» (About the Index), а правительство воздерживается от ущемления этой свободы, кроме тех случаев, когда это необходимо для её поддержания.
В рейтинге индексируются 176 стран мира (на 2023), исключениями являются либо карликовые государства (Науру, Сан-Марино, Лихтенштейн), либо несостоявшиеся государства (Афганистан, Сомали), либо государства, получение данных из которых затруднено вооружёнными конфликтами (Ирак, Сирия, Ливия, Украина, Йемен), а также Ватикан. Страны оцениваются по четырём областям политики, оказывающим влияние на экономическую свободу: верховенство права, размер правительства, эффективность регулирования и открытость рынка. Также учитываются отдельные категории, такие как прочность права собственности, эффективность судебной системы, добросовестность правительства и величина налогового бремени. Каждый аспект экономической свободы оценивается по шкале от 0 до 100, где 0 – отсутствие экономической свободы, а 100 – полная экономическая свобода.
Существует 12 оцениваемых экономических аспектов, сгруппированных по категориям:
I. Верховенство закона – данная группа показателей служит для анализа правовой сферы регулирования экономической жизни в стране: эффективности права и его механизмов, а также возможностей граждан по защите своих имущественных прав.
Права собственности – степень правовой защиты прав частной собственности и степень исполнения законов по защите частной собственности. Замеряется по следующим факторам:
наличие защиты права на физическую собственность;
наличие защиты права на интеллектуальную собственность;
защищённость инвесторов;
риск экспроприации;
качество управления земельными ресурсами.
Эффективность судебной системы – степень эффективности и справедливости судебной системы в отношении законов о собственности. Замеряется по следующим факторам:
степень независимости судебной власти;
качество судебного процесса.
Честность правительства – анализирует распространённость политической коррупции и таких практик, как кумовство, растрата, вымогательство и т. д. Анализируется по следующим факторам:
степень общественного доверия к политикам;
регулярность коррупционных платежей и взяток;
прозрачность государственной политики;
прозрачность деятельности правительства и госструктур.
II. Размер правительства – данная группа показателей служит для определения финансовой эффективности работы государства как системы в соотношении к затратам на содержание государственного аппарата.
Размер налогового бремени – анализирует предельные налоговые ставки на доход юридических и физических лиц, а также общий уровень налогообложения (в том числе прямые и косвенные налоги на всех уровнях госуправления) в процентах от ВВП страны. Анализируется по следующим показателям:
предельная налоговая ставка на доходы физических лиц;
предельная налоговая ставка на корпоративные доходы;
общая налоговая нагрузка в процентах от ВВП страны.
Размер государственных затрат – косвенно определяет бремя государственных расходов, в том числе на нужды функционирования государства и социального обеспечения. В качестве ориентира используется умозрительный «нулевой» уровень расходов.
Финансовое благополучие – определяется эффективность управления государственным бюджетом путём количественной оценки роста долга и дефицита. Анализируется по следующим показателям:
размер среднего дефицита государственного бюджета за последние 3 года в процентах от ВВП;
размер государственного долга в процентах от ВВП.
III. Эффективность государственного регулирования – данная группа показателей служит для измерения степени государственного участия в экономике, зарегулированности экономической жизни и наличия избыточных барьеров для ведения бизнеса.
Свобода бизнеса – анализируется время, свобода и стоимость открытия, ведения и закрытия бизнеса. Анализируется по следующим показателям (усреднённым):
число процедур, необходимых для открытия бизнеса;
количество дней, затраченных на открытие бизнеса;
стоимость открытия бизнеса в процентах от дохода на душу населения;
размер минимального капитала (в процентах от дохода на душу населения), необходимого для открытия бизнеса;
количество процедур для получения лицензии;
число дней, затраченных на получение лицензии;
стоимость (в процентах от дохода на душу населения) получения лицензии;
время до закрытия бизнеса (в годах);
стоимость закрытия бизнеса (в процентах от дохода на душу населения);
коэффициент восстановления при закрытии бизнеса (сколько возвращается центов на затраченный доллар);
количество процедур, необходимых для подключения к энергосети;
количество дней, затраченных на подключение к энергосети;
стоимость подключения к энергосети (в процентах от дохода на душу населения).
Свобода трудовых отношений – оценивает эффективность соблюдения трудовых прав, таких как минимальная заработная плата, законы, запрещающие увольнения, требования к выходным пособиям и поддающиеся количественному измерению нормативные ограничения на найм и время работы. Анализируется по следующим показателям:
отношение минимальной заработной платы к средней добавленной стоимости на одного работника;
наличие препятствий для найма дополнительных работников;
жёсткость рамок рабочих часов;
сложность увольнения избыточных сотрудников;
наличие установленного законом срока уведомления об увольнении;
наличие (размер) обязательного выходного пособия при увольнении.
Денежная свобода – анализирует стабильность цен и степень вмешательства государства в микроэкономику. Анализируется по следующим показателям:
средневзвешенный уровень инфляции за 3 года;
степень контроля за ценами.
IV. Открытость рынка – данная группа показателей анализирует степень связанности рынка в отдельно взятой стране с мировой экономикой, свободы перемещения капитала и свобода рынка финансовых услуг.
Свобода торговли – количественно анализируется степень влияния тарифных и иных барьеров на импорт и экспорт товаров и услуг. Анализируется по следующим показателям:
размер средневзвешенной тарифной ставки;
наличие нетарифных барьеров.
Свобода инвестиций – анализируется свобода потока инвестиционного капитала для физических лиц и компаний.
Финансовая свобода – анализируется эффективность банковской деятельности и независимость правительства от финансового сектора. Анализируется по следующим показателям:
степень государственного регулирования финансовых услуг;
степень государственного вмешательства в банки и иные финансовые фирмы;
степень влияния правительства на распределение кредитов;
степень развития рынка финансов и капитала;
открытость для иностранной конкуренции.
Критика методологии
Основным предположением, выдвигаемым аналитическим центром Freedom House при разработке индекса экономической свободы, является тезис о том, что «существует высокая и статистически значимая корреляция между уровнем политической свободы, измеряемым Freedom House, и экономической свободой» (Freedom in the World ... 2001. P. 11). Однако подобное предположение критиковал Джеффри Сакс, один из теоретиков «шоковой терапии», приводя в пример экономический рост в Китае в 1995–2003 гг., когда ИЭС в данной стране был низок (Sachs. 2005).
Также есть сомнения относительно самой методологии расчёта индекса. Несмотря на то что ИЭС представляет собой непрерывную последовательность замеров экономической свободы, публикуемую с 1995 г., методология его подсчёта неоднократно менялась.
Ещё одной существенной проблемой для анализа экономической свободы в регионах является неравномерная изученность различных стран. Например, к 1995 г. ИЭС был посчитан лишь для пяти государств постсоветского пространства. Подобная ситуация затрудняет региональную аналитику, а также анализ ситуации в мире в целом по причине фрагментарности данных (Каратеев. 2017).
Наконец, ещё одним важным аспектом критики ИЭС является размытость и неоднозначность исследуемых показателей, определения которых фактически не закреплены. По мнению некоторых критиков, подобное свойственно скорее не научным исследованиям, а журналистским материалам (Karlsson. 2005).