Несостоявшееся государство
Несостоя́вшееся госуда́рство (провалившееся государство, неудавшееся государство, англ. failed state), государство, утратившее контроль над территорией из-за непризнания частью населения легитимности власти; при этом существование данного государства юридически признаётся другими государствами, международным сообществом и международными организациями. Такое государство не может эффективно и полноценно обеспечивать безопасность населения, соблюдать национальное законодательство, исполнять правосудие и соблюдать права человека. Также несостоявшееся государство, переживая экономический упадок, не может создать условия для устойчивого роста производства, предоставить социальную защиту, искоренить бедность и коррупцию (Большаков. 2009. С. 112).
Развитие концепции несостоявшегося государства
Концепция несостоявшегося государства получила развитие в политической науке, что привело к появлению других понятий – хрупкое государство (fragile state) и коллапс. Понятие «хрупкое государство» является синонимичным по отношению к несостоявшемуся государству: новое название возникло вследствие того, что именование государства несостоявшимся несёт предвзятость и даже даёт оправдание военным интервенциям (Шевский. 2020. С. 69). Понятие «коллапса» стало использоваться в политической науке либо в качестве синонима, либо в качестве крайней формы несостоявшегося государства.
Некоторые исследователи считают деление государств на состоявшиеся и несостоявшиеся ошибочным, т. к. попытки классификации по этому принципу оказываются непоследовательными (Мелешкина. 2011. С. 23). Недостатком выделения исключительно несостоявшихся государств является необходимость оперировать несколькими параметрами состоятельности государства, а также то, что анализируются только те государства, которые подходят под требуемые параметры (Мелешкина. 2011. С. 23).
Концепцию несостоявшихся государств критикуют за то, что с её помощью пытаются унифицировать все государства. Такой подход не предполагает учёта исторических особенностей развития каждого государства, т. к. предполагается, будто все государства должны функционировать схожим образом и могут располагаться в спектре от хорошего к плохому (цит. по: Bøås. 2007. P. 477). Норвежские исследователи М. Бёос и К. Дженнингс, критикуя данную концепцию, усматривают взаимосвязь между появлением множества профильных индексов с возросшей политикой вмешательства во внутренние дела несостоявшихся государств со стороны западных государств (Bøås, Jennings. 2007). Некоторые полагают, что появлению большинства соответствующих индексов или косвенных индексов способствовал теракт 11 сентября 2001 г. (Call. 2011. P. 305; Bilgin. 2004. P. 170).
Критерии и индексы несостоявшегося государства
В ситуации отсутствия разграниченных и однозначных критериев несостоявшегося государства существует множество подходов к их определению. Так, индекс Целевой группы по политической нестабильности (Political Instability Task Force), исследовательского проекта правительства США, основывается на таких критериях, как война, смена режима, геноцид и политицид. В данном индексе акцент делается на насилии и отсутствии государственного контроля над ним. Выделяются и другие критерии: невозможность обеспечения общественных благ, неэффективность и нелегитимность политической системы, отсутствие безопасности.
К 2020 г. появилось несколько значимых индексов несостоявшихся государств, которые разрабатываются университетскими и независимыми исследовательскими организациями. Школа международных отношений имени Нормана Патерсона при Университете Карлтона разработала индекс несостоявшихся и неустойчивых государств (Country Indicators for Foreign Policy: Failed and Fragile States, CIFP). Одним из известных индексов является рейтинг недееспособности государств (Fragile States Index), который готовится американским Фондом мира. В нём используется 12 критериев: безопасность, раскол элит, групповое недовольство, государственная легитимность, государственная служба, права человека и верховенство права, экономический спад, неравномерность развития, эмиграция и «утечка мозгов», демографическое давление и беженцы.
Существуют другие индексы, которые косвенно дают данные о несостоятельности государств. Например, индекс суверенитета (State sovereignty index) был разработан Институтом имени Брукингса, Институтом государственной эффективности и Национальным австралийским университетом в 2004 г. с целью оценки того, как государства способны выполнять обязательства по своим ключевым функциям. Институт имени Брукингса в 2008 г. предложил собственный индекс государственной слабости развивающихся стран (Index of State Weakness in the Developing World). Индекс хрупкости государств (George Mason University Fragile States Index) был разработан Университетом имени Джорджа Мейсона. Данный индекс ранжирует все государства по порядку в зависимости от эффективности и легитимности власти.