Германия. Кинематограф
Кинемато́граф Герма́нии, история возникновения и развития кинематографического искусства в стране. Немецкая кинематография – одна из ведущих в Европе, во многом определила пути развития мирового киноискусства.
Кинематограф Германии. Зарождение
1 ноября 1895 г., почти за 2 месяца до официальной даты рождения кинематографа (28 декабря 1895), изобретатели Э. и М. Складановские в здании берлинского мюзик-холла «Винтергартен» (Wintergarten) с помощью собственной модели проекционного аппарата (биоскопа) продемонстрировали программу короткометражных фильмов. В 1896 г. О. Местер открыл первую в Германии студию – Kunstlichtatelier, выпускавшую короткие документальные и игровые фильмы. Позднее были основаны кинофирмы Messter Film и Deutsche Bioskop (обе – в 1897), Münchener Kunstfilm (1907), Projektions-AG Union (1909–1910) и др. В начале 20 в. Германия превратилась в передовой центр технического развития кинематографа, однако в прокате преобладали иностранные фильмы (главным образом из США и Франции).
Расцвет немецкого кинематографа начался в 1910–1920-х гг., когда в создании фильмов стали участвовать драматурги А. Шницлер, Г. Гауптман, Г. Зудерман и др. Новая драматургия требовала более высокого уровня актёрской игры. В кинематограф пришли известные театральные актёры: П. Вегенер, А. Бассерман, М. Палленберг и др. Наиболее значительные фильмы этого времени: «Голубая мышь» («Die blaue Maus», 1913, режиссёр М. Мак), «Пражский студент» («Der Student von Prag», 1913, режиссёры Х. Эверс, С. Рай и П. Вегенер).
Эрнст Любич. Ок. 1920. Из-за сокращения импорта в период Первой мировой войны Германия увеличила выпуск собственных картин почти в 8 раз. В это время начал работать один из крупнейших немецких режиссёров Э. Любич (комедии нравов), а также Р. Освальд (фантастические и приключенческие фильмы), Дж. Май (приключенческий жанр). Кинематограф рассматривался как средство патриотической агитации: «На поле чести» («Auf dem Felde der Ehre», режиссёр М. Обаль, 1913), «Железный крест» («Das eiserne Kreuz», режиссёр Освальд, 1914). После ряда неудач на фронтах объём агитационной продукции значительно сократился, вновь возрос интерес к популярным жанрам – мелодраме, комедии, приключениям, сказке: «Свадьба Рюбецаля» («Rübezahls Hochzeit», режиссёры П. Вегенер и Р. Глизе), «Сказки Гофмана» («Hoffmanns Erzählungen», режиссёр Освальд, оба – 1916), «Гомункулус» («Homunculus», режиссёр О. Рипперт, 1916–1920, «Портрет Дориана Грея» («Das Bildnis des Dorian Gray», режиссёр Освальд, «Спящая красавица» («Dornröschen», режиссёр П. Лени, оба – 1917) .
Период Веймарской республики
После образования Веймарской республики была отменена цензура, расширился репертуар. Кроме мелодрам, комедий, детективов и эротических фильмов популярностью пользовались исторические и «экзотические» драмы: «Индийская гробница» («Das indische Grabmal», режиссёр Дж. Май), «Дантон» Д. Буховецки («Danton»), «Леди Гамильтон» («Lady Hamilton», все – 1921), «Лукреция Борджиа» («Lucrezia Borgia», 1922, все – режиссёр Р. Освальд), «Владычица мира» («Die Herrin der Welt», сериал, режиссёр Май, 1919–1920). Сформировалось новое поколение режиссёров (Ф. В. Мурнау, Ф. Ланг, Р. Вине, Л. Пик, К. Груне и др.) и сценаристов (Т. фон Харбоу, К. Майер и др.). Сложились новые направления в киноискусстве: экспрессионизм, неоромантизм, каммершпиле («камерная драма»). Конрад Фейдт в фильме «Кабинет доктора Калигари». Режиссёр Роберт Вине. 1920.
Музей современного искусства, Нью-Йорк.В 1920 г. вышел фильм Вине «Кабинет доктора Калигари» – экспрессионистский киноманифест, получивший развитие в фильмах «Раскольников» («Raskolnikow», 1923, режиссёр Вине), «Кабинет восковых фигур» («Das Wachsfigurenkabinett», 1923–1924, режиссёры П. Лени, Л. Бирински) и др. Главным представителем неоромантизма стал Ланг [«Усталая смерть» («Der Müde Tod», 1921); «Нибелунги» («Die Nibelungen», 1924)]. Психология героев оказалась в центре внимания «камерной драмы», представлявшей собой особый сплав символизма и натурализма: «Осколки» («Scherben», 1921) и «Сильвестр» («Sylvester», 1923, оба – режиссёр Л. Пик), «Улица» («Der Straβe», 1923, режиссёр К. Груне), «Последний человек» («Der letzte Mann», 1924, режиссёр Ф. В. Мурнау) и т. д. Среди наиболее значительных фильмов этого периода: «Голем, как он пришёл в мир» («Der Golem, wie er in die Welt kam», режиссёры П. Вегенер, К. Бозе, 1920), «Носферату, симфония ужаса» (режиссёр Мурнау, 1921), «Безрадостный переулок» («Die freudlose Gasse», 1925), «Тайники души» («Geheimnisse einer Seele», 1925) и «Ящик Пандоры» («Büchse der Pandora», 1929, в российском прокате – «Лулу», все – режиссёр Г. В. Пабста).
Кадр из фильма «Носферату, симфония ужаса». Режиссёр Фридрих Вильгельм Мурнау. 1922. К середине 1920-х гг. немецкий кинематограф вступил в полосу кризиса, не выдержав конкуренции с американской коммерческой продукцией. Многие видные кинематографисты работали в США (Э. Любич, Э. Яннингс, П. Негри и др.). Однако, несмотря на общую тенденцию коммерциализации, осуществлялись попытки создания кинематографа, близкого идеям революционного рабочего движения. В 1926 г. организована фирма Prometheus Film, прокатывавшая советские фильмы и участвовавшая в совместных советско-германских проектах: «Саламандра» Г. Л. Рошаля (1928), «Живой труп» Ф. А. Оцепа (1928). В созданный в 1928 г. и пропагандировавший достижения революционного кинематографа Союз народного кино входили Г. Манн, Б. Балаж, В. Рутман, Г. В. Пабст, К. Кольвиц. В середине 1920-х гг. оформилось течение «новая вещность», принципиально отвергавшее идеологию [«Берлин – симфония большого города» («Berliner – Die Sinfonie der Großstadt», 1927, режиссёр Рутман)]. Появление звукового кино дало новый импульс развитию драматического конфликта и экранной выразительности: «Берлин – Александерплац» [(«Berlin – Alexanderplatz», 1931, режиссёр П. Ютци (Piel (Phil) Jutzi)], «М» (1931) и «Завещание доктора Мабузе» («Das Testament des Dr. Mabuse», 1933, оба – режиссёр Ф. Ланг).
В начале 1930-х гг. возник новый жанр – музыкальный фильм: «Вальс любви» («Liebeswalzer», режиссёр В. Тиле), «Два сердца в три четверти такта» («Zwei Herzen im 3/4 Takt», режиссёр Г. фон Больвари, оба – 1930).
Период Третьего рейха
После победы национал-социалистской идеологии в 1933 г. из страны эмигрировали Ф. Ланг, П. Циннер, Р. Освальд, К. Фейдт, Б. Уайлдер и др. Среди наиболее крупных режиссёров игрового кино, оставшихся в Германии, – Г. Учицки [«Беглецы» («Flüchtlinge»), 1933], Х. Штайнхоф [«Юный гитлеровец Квекс» («Hitlerjunge Quex»), 1933], Ф. Харлан [«Еврей Зюсс» («Jud Süß»), 1940], В. Либенайнер [«Я обвиняю» («Ich klage an»), 1941]; в неигровом кинематографе – Л. Рифеншталь [«Триумф воли» («Triumph des Willens»), 1935; «Олимпия» («Olympia»), 1938].
Кинематограф периода Второй мировой войны отличался идеологической ангажированностью, однако появлялись фильмы, свободные от политической направленности, а иногда содержавшие скрытую полемику с режимом: «Я поручаю тебе мою жену» («Ich vertraue dir meine Frau an», 1942–1943, режиссёр К. Хоффман), «Я грезила о тебе» («Ich hab' von dir geträumt», 1943–1944, режиссёр В. Штаудте), «Большая свобода № 7» («Größere Freiheit Nr. 7», 1944, режиссёр Х. Койтнер).
После Второй мировой войны
После окончания 2-й мировой войны кинематограф развивался автономно в Германской Демократической Республике (ГДР), Федеративной Республике Германия (ФРГ) и Западном Берлине.
Главной для кинематографа Восточной Германии во 2-й половине 1940-х – 1950-х гг. стала антифашистская тема: «Брак в тени» («Ehe im Schatten», 1947, режиссёр К. Метциг), «Дело Блюма» («Affaire Blum», 1948, режиссёр Э. Энгель) и др. Появлялись фильмы, посвящённые истории революционного движения [«Где-то в Берлине» («Irgendwo in Berlin», 1946, режиссёр Г. Лампрехт)], а также экранизации [«Бобровая шуба» («Biberpelz», 1949, режиссёр Энгель (по одноимённой пьесе Г. Гауптмана)].
Если для послевоенного кинематографа ГДР были характерны схематизм в раскрытии событий, прямолинейность в подаче персонажей, то пришедшие в 1950-х гг. молодые режиссёры (К. Вольф, К. Юнг-Альсен, Ф. Байер и др.) стремились к усложнению экранного образа, искали новые выразительные средства, пристальное внимание уделяя внутреннему миру героев. Это касалось как фильмов о прошедшей войне [«Операция "Гляйвиц"» Г. Кляйна («Der Fall Gleiwitz»), 1961; «Приключения Вернера Хольта» Й. Кунерта («Die Abenteuer des Werner Holt»), 1963–1964, Национальная премия ГДР 2-й степени, 1965)], так и картин о современности [«Расколотое небо» («Der geteilte Himmel», 1964) и «Мне было девятнадцать» («Ich war neunzehn», 1967, Национальная премия ГДР 1-й степени, 1968, оба – режиссёр К. Вольф), «Прощание» («Abschied», 1968, режиссёр Э. Гюнтер), «Время жить» («Zeit zu leben», 1969, режиссёр Х. Земан, в советском прокате – «Только правда»; Национальная премия ГДР 2-й степени, 1969)]. Наиболее крупная работа историко-революционного жанра – дилогия Г. Райша, посвящённая К. Либкнехту: «Пока я жив» («Solange Leben in mir ist», 1965, Национальная премия ГДР 2-й степени, 1966), «Несмотря ни на что!» («Trotz alledem!», 1971). Антифашистская тема оставалась центральной в кинематографе ГДР на протяжении 2-й половины 20 в.: «Лисси» («Lissy», 1957, главный приз Международного кинофестиваля в Карловых Варах, 1957), «Звёзды» («Sterne», 1959; специальный приз жюри Каннского кинофестиваля, 1959) и «Профессор Мамлок» («Professor Mamlock», 1961, «Золотой приз» Московского международного кинофестиваля, 1961, все – режиссёр К. Вольф), «Королевские дети» («Königskinder», 1962), «Голый среди волков» («Nackt unter Wölfen», 1962, приз Московского международного кинофестиваля, Национальная премия ГДР 1-й степени, оба – 1963) и «Якоб-лжец» («Jakob, der Lügner», 1974, Национальная премия ГДР 2-й степени, 1975, все – режиссёр Ф. Байер), «Между ночью и днём» («Zwischen Nacht und Tag», 1975, режиссёр Х. Э. Брандт).
Некоторые кинематографисты обращались к экранизации классической литературы: «Родственные натуры» («Die Wahlverwandtschaften», 1974, режиссёр З. Кюн), «Лотта в Веймаре» («Lotte in Weimar», 1975) и «Страдания молодого Вертера» («Die Leiden des jungen Werther», 1976, оба – режиссёр Э. Гюнтер). Создавались биографические фильмы: «Гойя, или Тяжкий путь познания» («Goya – oder der arge Weg der Erkenntnis», 1971, режиссёр Вольф, совместно с СССР; специальный приз Московского международного кинофестиваля, Национальная премия ГДР 1-й степени, оба – 1971), «Бетховен – дни жизни» («Beethoven – Tage aus einem Leben», 1976) и «Визит к Ван Гогу» («Besuch bei Van Gogh», 1985, оба – режиссёр Х. Земан) и др. Продолжалось исследование морально-этических и социальных проблем современности: «Легенда о Пауле и Пауле» Х. Карова («Die Legende von Paul und Paula», 1972), «Голый на стадионе» («Der nackte Mann auf dem Sportplatz», 1973) и «Соло Санни» («Solo Sunny», 1979, премия ФИПРЕССИ Международного кинофестиваля в Западном Берлине, 1980) Вольфа, Кадр из фильма «Соло Санни». Режиссёры Конрад Вольф, Вольфганг Кольхазе. 1979.«Антон-волшебник» Г. Райша («Anton der Zauberer», 1978). В Западной Германии, как и в Восточной, многие фильмы конца 1940-х гг. были посвящены событиям Второй мировой войны и послевоенной жизни [«Между вчера и завтра» («Zwischen gestern und morgen», 1947, режиссёр Х. Э. Браун), «Долог путь» («Lang ist der Weg», 1948, режиссёр Г. Фредерсдорф)]. Осуществлялись попытки конкурировать с заполонившей прокат продукцией Голливуда. Получило развитие жанровое кино: комедии, мелодрамы, приключенческие, уголовные драмы и др. Однако общий уровень послевоенных фильмов оставался низким.
«Молодое немецкое кино» (1960–1980-е гг.)
В начале 1960-х гг. группа молодых кинематографистов подписала «Оберхаузенский манифест» и выдвинула общую концепцию развития «нового немецкого кино» (первоначальное название «молодое немецкое кино»). Среди самых крупных представителей – А. Клуге, В. Херцог, Ф. Шлёндорф, Р. В. Фасбиндер, В. Вендерс. На взгляды реформаторов в значительной степени повлияли французская «новая волна», английское «кино рассерженных», нью-йоркский андерграунд.
Кадр из фильма «Париж, Техас». Режиссёр Вим Вендерс. 1984.Традиции «нового немецкого кино» продолжились в 1970–1980-х гг. в творчестве режиссёров М. фон Тротта, Д. Графа, О. Хербриха, П. Бринкмана и др. Образовалось объединение кинематографистов «Молодые мюнхенцы», сосредоточивших внимание на проблемах молодёжной маргинальной среды [«Мы, дети станции Зоо» («Christiane F. – Wir Kinder vom Bahnhof Zoo», 1981, режиссёр У. Эдель) и др.], это направление получило название «маленький грязный фильм». Среди наиболее значительных произведений 1970-х – начала 1980-х гг. фильмы В. Вендерса [«Алиса в городах» («Alice In Den Stadten», 1973), «С течением времени» («Im Lauf der Zeit», 1975, премия ФИПРЕССИ Каннского кинофестиваля, 1976), «Париж, Техас» («Paris, Texas», 1984, «Золотая пальмовая ветвь» Каннского кинофестиваля, 1984)], В. Херцога [«Каждый за себя, а Бог против всех» («Jeder für sich und Gott gegen alle», 1974, специальный Гран-при, премия ФИПРЕССИ Каннского кинофестиваля, 1975), «Фицкарральдо» («Fitzcarraldo», 1982, премия за лучшую режиссуру Каннского кинофестиваля, 1982)], Р. В. Фасбиндера [«Сатанинское зелье» («Satansbraten», 1976), «Тоска Вероники Фосс» («Die Sehnsucht der Veronica Voss», 1981, «Золотой медведь» Международного кинофестиваля в Западном Берлине, 1982)], Ф. Шлёндорфа [«Жестяной барабан» («Die Blechtrommel», 1979, «Золотая пальмовая ветвь» Каннского кинофестиваля, премия «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке за 1979)], М. фон Тротта [«Свинцовые времена» («Die bleierne Zeit», 1981, «Золотой лев» Венецианского кинофестиваля, 1981)].
Кадр из фильма «Тоска Вероники Фосс». Режиссёр Райнер Вернер Фасбиндер. 1982.Среди наиболее известных фильмов, снятых в Западном Берлине: «Эпилог» («Epilog – Das Geheimnis der Orplid», 1950, режиссёр Х. Койтнер), «Крысы» («Die Ratten», 1955, режиссёр Р. Сиодмак) и «Трёхгрошовая опера» («Die Dreigroschenoper», 1962, режиссёр В. Штаудте), «Райнсберг» («Rheinsberg», 1967, режиссёр К. Хофман), «Лорд фон Бармбек» («Der Lord von Barmbeck», 1973, режиссёр О. Рунце), «Шапокляк» («Chapeau claque», 1974, режиссёр У. Шамони), «Братья» («Brüder», 1977, режиссёр В. Гремм), «Между двумя войнами» («Zwischen zwei Kriegen», 1978, режиссёр Х. Фароки). В кинематографе Западного Берлина в целом происходили те же процессы, что и в кинематографе ФРГ. Так, некоторые режиссёры Западного Берлина участвовали в подписании «Оберхаузенского манифеста». В 1960–1970-х гг. преобладали произведения острой социально-политической проблематики, проникнутые бунтарским антибуржуазным настроением. Одной из форм протеста в 1970-х гг. явилось «пролетарское кино»: фильмы «Дорогая мама, я в порядке» («Liebe Mutter, mir geht es gut», 1971, режиссёр К. Цивер), «Долгие огорчения» («Der lange Jammer», 1973, режиссёр М. Вилуцки) и др.
К середине 1980-х гг. кинематограф ФРГ и Западного Берлина вступил в полосу кризиса, вызванного жёсткой конкуренцией со стороны американского кино.
После объединения Германии немецкие кинематографисты, стремясь преодолеть кризисные явления середины 1980-х гг., выпустили ряд популярных в стране бытовых комедий. Однако их невысокий художественный уровень и непонятный зарубежному зрителю национальный юмор делали их неконкурентоспособными на внешнем рынке.
Кинематограф конца 20 – начала 21 вв.
Очередной прорыв в мировой кинематограф осуществлён в конце 1990-х гг. благодаря приходу нового поколения режиссёров. Фильм «Беги, Лола, беги!» Т. Тыквера («Lola rennt», 1998) впервые за долгие годы вызвал широкий международный резонанс. Среди режиссёров рубежа 20–21 вв.: Х.-К. Шмид [«23» (1998), «Крейзи» («Crazy», 2000), «Дальний свет» («Lichter», 2003, премия ФИПРЕССИ Берлинского кинофестиваля)], А. Дрезен [«Ночные люди» («Nachtgestalten», 1999)], К. Петцольд [«Внутренняя безопасность» («Die innere Sicherheit»)], В. Йопп [«Забудь Америку!» («Vergiss Amerika»)], Э. Гроненборн [«Аляска.де» («Alaska.de»)], Л. Беккер [«Канак Атак» («Kanak Attack»), все – 2000], О. Рёлер [«Агнес и его братья» («Agnes und seine Brüder», 2004), «Элементарные частицы» («Elementarteilchen», 2006)].
Кадр из фильма «Беги, Лола, беги». Режиссёр Том Тыквер. 1998.К началу 21 в. в Германии увеличился объём и расширился жанровый спектр выпускаемых картин. Ведущим жанром немецкого киномейнстрима становятся комедии. Своеобразный лидер по количеству ролей в этом направлении – актёр Т. Швайгер. В качестве режиссёра и исполнителя главных ролей он принимает участие в целой серии популярных ромкомовых дилогий: «Красавчик» («Keinohrhasen», 2007, 2009), «Соблазнитель» («Kokowääh», 2010, 2012). Среди других популярных комедий: «Тариф на лунный свет» («Mondscheintarif», 2001, режиссёр Р. Хюттнер), «Какой парень!» («What a Man», 2011, режиссёр М. Швайгхёфер), дилогия «Мужчины в большом городе» («Männerherzen», 2009, 2011), «Ночная жизнь» («Nightlife», 2020, все – режиссёр С. Ферхёвен).
Другое успешное направление немецкого жанрового кино – фильмы для детей: «7 гномов: И целого леса мало» («7 Zwerge – Der Wald ist nicht genug», 2006, режиссёр С. Унтервальдт-младший), «Деревенские крокодилы» («Vorstadtkrokodile», 2009, режиссёр К. Диттер), «Магическая книга и дракон» («Hexe Lilli: Der Drache und das magische Buch», 2009, режиссёр Ш. Рузовицки), «Когда Санта упал на Землю» («Als der Weihnachtsmann vom Himmel», 2011, режиссёр О. Дикман), «Восточный ветер» («Ostwind», 2013, режиссёр К. фон Гарнье).
Важной темой остаётся исторический опыт Германии в 20 в., который осмысляется чаще всего в двух исторических точках: нацистский период и период разделения Германии. При этом мифология зачастую побеждает объективный анализ. В этом случае актуальным становится мотив жертвы, которую приносил немецкий народ, равнодушно растоптанный большой историей. Судьба Третьего рейха служит материалом для исторических драм и триллеров: «Бункер» («Der Untergang», 2004, режиссёр О. Хиршбигель), «Последние дни Софии Шолль» («Sophie Scholl – Die letzten Tage», 2005, режиссёр М. Ротемунд), «Берлин 36» («Berlin 36», 2009, режиссёр К. Хайдельбах). Тема нацизма раскрывается в экзистенциальной драме М. Ханеке «Белая лента» («Das weiße Band – Eine deutsche Kindergeschichte», 2009, «Золотая пальмовая ветвь» Каннского кинофестиваля, 2009). Несмотря на то что события картины разворачиваются накануне 1-й мировой войны, критики увидели в работе желание режиссёра исследовать корни, приведшие к расцвету национал-социалистской идеологии в Германии.
Кадр из фильма «Белая лента». Режиссёр Михаэль Ханеке. 2009. Тема послевоенного прошлого страны раскрывается либо в жанре трагикомедий (о жизни ГДР), не лишённых налёта «остальгии» [«Солнечная аллея» («Sonnenallee», 1999, режиссёр Л. Хаусман), «Гуд бай, Ленин» («Good Bye, Lenin!», 2003, режиссёр В. Беккер)], либо драм, с разных сторон освещающих тему репрессивных механизмов управления людьми [«Жизнь других» («Das Leben der Anderen», 2006, режиссёр Ф. Хенкель фон Доннерсмарк, премия «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, 2007) и «Комплекс Баадера – Майнхоф» («Der Baader Meinhof Komplex», 2008, режиссёр У. Эдель)]. Ряд картин продолжает тему «немецкой вины»: «Лабиринт лжи» («Im Labyrinth des Schweigens», 2014, режиссёр Дж. Риччиарелли) о процессах над персоналом концлагеря Освенцим, «Государство против Фрица Бауэра» («Der Staat gegen Fritz Bauer», 2015, режиссёр Л. Крауме) о прокуроре, сыгравшем ведущую роль в аресте вдохновителя холокоста А. Эйхмана.
К исследованию проблем современной Германии обращаются: Х. Вайнгартнер [«Белый шум» («Das weisse Rauschen», 2001), «Воспитатели» («Die fetten Jahre sind vorbei», 2004)], Х.-К. Шмид [«Всё, что останется» («Was bleibt», 2011), «Исчезающая» («Das Verschwinden», 2017, 1-й сезон)], Е. Тробиш [«Всё хорошо» («Alles ist gut», 2018)]. Работы М. Шрадер отличаются широким диапазоном интересов: от исследования чувственности [«Любовная жизнь» («Liebesleben», 2007), «Я создан для тебя» («Ich bin dein Mensch», 2021, «Серебряный медведь» Берлинского кинофестиваля)] до историко-религиозной рефлексии [«Стефан Цвейг: Прощание с Европой» («Vor der Morgenröte», 2016), «Неортодоксальная» («Unorthodox», 2020, Netflix)]. Ряд заметных работ посвящён выдающимся представителям современной немецкой культуры: «Пина» («Pina», 2011, режиссёр В. Вендерс, посвящён П. Бауш), «Фассбиндер» («Enfant Terrible», 2020, режиссёр О. Рёлер, о легендарном немецком режиссёре).
Некоторые режиссёры центральной темой избрали судьбы турецких иммигрантов. Как правило, это направление представлено постановщиками, имеющими турецкие корни. Самые известные: Т. Арслан с трилогией «Братья и сёстры» («Geschwister – Kardesler», 1996), «Дилер» («Dealer», 1999) и «Прекрасный день» («A Fine Day», 2000); Ф. Акин с картинами «Головой о стену» («Gegen die Wand», 2003), «На краю рая» («Auf der anderen Seite», 2007), «На пределе» («Aus dem Nichts», 2017).
Берлинская школа (2000–2020-е гг.)
Наиболее ярким направлением в немецком кино 2000-х гг. становится т. н. берлинская школа. Это понятие объединяет ряд режиссёров, чьи фильмы обладают определённым набором схожих драматургических и художественных черт: визуальный и драматургический минимализм, использование длинных планов, минимальное использование музыки или полный отказ от неё, лаконичная, антипсихологическая игра актёров, погружённость в повседневную жизнь современников, полную апатии. Различают два поколения «берлинцев». Первое поколение представляют: А. Шанелек [«Уходящее лето» («Passing Summer», 2001), «Марсель» («Marseille», 2004), «Полдень» («Afternoon», 2007), «Аэропорт Орли» («Orly», 2009), «Я была дома, но…» («Ich war zuhause, aber», 2019)], Т. Арслан [«Каникулы» («Ferien», 2006), «В тени» («Im Schatten», 2010), «Золото» («Gold», 2013)], К. Петцольд [«Вольфсбург» («Wolfsburg», 2002), «Призраки» («Gespenster», 2005), «Йелла» («Yella», 2007), «Йерихов» («Jerichow», 2008), «Феникс» («Phoenix», 2014), «Транзит» («Transit», 2018)].
Второе поколение представляют режиссёры: К. Хоххойслер [«Молочный лес» («Milchwald», 2003), «Я виновен» («Falscher Bekenner», 2005), «Под тобой город» («Unter dir die Stadt», 2010), «До конца ночи» («Bis ans Ende der Nacht», 2023)], Б. Хайзенберг [«Спящий» («Schläfer», 2005), «Грабитель» («Der Räuber», 2010), «Супер-эго» («Über-Ich und Du», 2014)], У. Кёлер [Ulrich Köhler; «Бунгало» («Bungalow», 2002), «Сонная болезнь» («Schlafkrankheit», 2011), «В моей комнате» («In My Room», 2018)], М. Аде [«Лес для деревьев» («Der Wald vor lauter Bäumen», 2003), «Страсть не знает преград» («Alle Anderen», 2009), «Тони Эрдманн» («Toni Erdmann», 2016)], В. Гризебах [«Моя звезда» («Mein Stern», 2001), «Притяжение» («Sehnsucht», 2006), «Вестерн» («Western», 2017)], М. Шпет [Maria Speth; «Через день» («In den Tag hinein», 2001), «Мадонны» («Madonnen», 2007), «Дочери» («Töchter», 2013)]. Квинтэссенцией стиля «Берлинской школы» стала трилогия трилогия «Драйлебен» («Dreileben», 2011, режиссёры К. Петцольд, Д. Граф и К. Хоххойслер).
Кадр из фильма «Тони Эрдманн». Режиссёр Марен Аде. 2017.Одно из достижений современного кинематографа Германии – экранизация романа Э. М. Ремарка «На Западном фронте без перемен» («Im Westen nichts Neues», 2022, режиссёр Э. Бергер). Картина получила несколько международных наград, включая 4 премии «Оскар» (в том числе в номинации «Лучший фильм на иностранном языке»), 7 премий Британской академии кино и телевизионных искусств (в том числе в номинациях «Лучший фильм» и «Лучший режиссёр»), а также две премии Европейской киноакадемии.
Среди актёров немецкого кино, получивших международное признание: Т. Швайгер, М. Швайгхёфер, М. Бляйбтрой, Д. Брюль, Д. Крюгер, Т. Кречман, А. Диль, Л. Айдингер, Б. Минихмайр. Одна из самых востребованных немецких актрис – С. Хюллер, лауреат премии «Серебряный медведь» за лучшую женскую роль Берлинского кинофестиваля в 2006 г. за фильм «Реквием» («Requiem», 2006); премия Европейской киноакадемии в номинации «Лучшая актриса» за фильмы: «Тони Эрдманн» (2016), «Анатомия падения» («Anatomie d'une chute», 2023); номинация на премию «Оскар» в категории «Лучшая женская роль» в фильме «Анатомия падения».
Среди фильмов 2010–2020-х гг., получивших награды Берлинского кинофестиваля: «Ундина» («Undine», 2020, «Серебряный медведь» за лучшую женскую роль П. Бир, 2020), «Проблема с рождением» («Vom Nachteil geboren zu sein», 2020, режиссёр С. Волльнер, специальный приз жюри, 2020), «Господин Бахман и его класс» («Herr Bachmann und seine Klasse», 2021, режиссёр М. Шпет, приз жюри «Серебряный медведь», 2021), «Красное небо» («Roter Himmel», 2023, режиссёр К. Петцольд, приз большого жюри «Серебряный медведь», 2023).
Берлин – важнейший, хотя не единственный, киноцентр Германии. Наряду с Берлинским фестивалем там проходит важнейший европейский киносмотр малобюджетных фильмов – Берлинский фестиваль независимого кино. «Немецкая кинематека – Музей кино и телевидения» является одним из крупнейших в Европе собраний игровых и документальных фильмов. В столице располагается ряд киношкол. Помимо названной ниже Академии кино и телевидения, это – немецкое отделение MetFilm School, DEKRA Media University, Европейский университет прикладных наук и др. Эмблема Берлинского кинофестиваля.
Кинематографические кадры готовят, прежде всего, в т. н. большой шестёрке: Мюнхенский университет телевидения и кино, Бабельсбергский киноуниверситет имени Конрада Вольфа, Немецкая академия кино и телевидения в Берлине, Баден-Вюртембергская киноакадемия, Академия медиаискусства в Кёльне и Международная киношкола в Кёльне. Проводятся международный Берлинский кинофестиваль (в 1951–1990 в Западном Берлине), международные фестивали короткометражных фильмов в Оберхаузене, Мангейме, Лейпциге. Устраиваются специализированные кинофестивали и праздники в Хофе, Мюнхене, Любеке, Гамбурге и др.