Бауш Пина
Ба́уш Пи́на (Pina Bausch, настоящее имя Филиппина, Philippine) (27.7.1940, Золинген – 30.6.2009, Вупперталь), немецкая танцовщица и хореограф. Одна из виднейших фигур мирового театрального искусства конца 20 – начала 21 вв.
Детство провела в Золингене, где её родители владели небольшим отелем Diegel, и у тёти в Вуппертале, куда её отправили после падения бомбы рядом с отелем. Позднее Бауш говорила о том, как сильно действие этих воспоминаний; антивоенный пафос присутствовал в её спектаклях, хотя напрямую войне не был посвящён ни один из них.
С 5 лет Пина Бауш посещала балетную студию. Окончив среднюю школу в Золингене, в 14 лет поступила в Эссене в Школу музыки, танца и речи «Фолькванг» (Folkwangschule für Musik, Tanz und Sprechen, ныне Университет искусств Фолькванг), которой руководил один из выдающихся немецких хореографов-экспрессионистов К. Йосс. Первым педагогом Бауш был французский танцовщик Ж. Себрон. Система образования в «Фольквангшуле» предполагала комплексное изучение всех видов искусств (театр, музыка, фотография, изобразительные искусства). В дальнейшем Бауш неоднократно отмечала важность такого подхода к делу.
В 1959 г. окончила «Фольквангшуле» с дипломом танцовщицы и педагога. Была удостоена только что учреждённой тогда награды школы «За выдающиеся достижения». К. Йосс отмечал: «Пина Бауш, удивительная девушка, выиграла этот приз у всех обучающихся в школе пианистов, скрипачей, актёров и певцов – и ни один член жюри не проголосовал против неё» (Meyer M. Pina Bausch. The biography. p. 19).
В 1960–1961 гг. продолжила образование в Джульярдской школе в Нью-Йорке, где, в частности, училась у Э. Тюдора и Х. Лимона. В 1961–1962 гг. стала артисткой вновь образованной компании «Новый американский балет» (New American Ballet), руководимой Тюдором и выступавшей в «Метрополитен-опере».
В 1962 г. по приглашению К. Йосса вернулась в Германию и стала солисткой его компании «Фолькванг-балет» (Folkwang Ballet). В том же году получила роль Матери в возобновлённом культовом балете Йосса «Зелёный стол». Ассистировала Йоссу при постановке многих спектаклей, в том числе «Королева фей» Г. Пёрселла на фестивале в Шветцингене (1969). В 1968 г. в студии при танцевальной компании поставила первый самостоятельный спектакль – «Фрагменты» на музыку Б. Бартока. Первой показанной на публике и получившей признание критиков работой стал «Ветер времени» на музыку М. Дорнера (1969, 1-я премия Международного конкурса хореографов в Кёльне).
В 1969 г., после ухода К. Йосса на пенсию, Пина Бауш возглавила труппу как художественный руководитель. В это время она начала отходить от канонов танца модерн (в духе Йосса и П. Тейлора, работы которого очень ценила) и вырабатывать собственный стиль, где сплавлялись воедино движение и слово, инсталляции и джазовая импровизация. При этом экспрессионизм, стилистика немецкого «выразительного танца» оставались ей близки в течение всей карьеры («Меньше всего я интересуюсь тем, как люди двигаются. Меня интересует, что ими движет» (Wakin D. J. Pina Bausch, German Choreographer, Dies at 68 // The New York Times).
В 1971 г. в оперном театре Вупперталя Пина Бауш поставила одноактный балет «Движения для танцовщиков» на музыку Г. Бекера и «Вакханалию» в опере «Тангейзер» Р. Вагнера. В 1973 г. возглавила балетную труппу Вуппертальского оперного театра, которая в том же году под её руководством стала самостоятельной компанией и получила название «Танцтеатр Вупперталя». Тогда же хореограф представила вуппертальской публике одноактную постановку «Фриц» на музыку Г. Малера и В. Хуфшмидта. С этой премьерой в программе соседствовали «Зелёный стол» К. Йосса и «Rodeo» А. де Милль. Объединяющей темой спектакля стало восприятие ребёнком мира взрослых – сплетение волшебной сказки и кошмара.
В 1974 г. к Пине Бауш пришёл первый большой успех – она стала знаменита после постановки в Вуппертале оперы К. В. Глюка «Ифигения в Тавриде». Разместив оперных певцов в оркестровой яме, она предоставила действовать на сцене их танцующим двойникам (вслед за Бауш этот ход впоследствии повторяли многие хореографы, берущиеся за постановку опер). За счёт выразительной пластики танцующих артистов музыка Глюка приобрела отчаянный трагизм. В опере Глюка «Орфей и Эвридика» (1975) певцы оставались на сцене, действуя с двойниками-танцовщиками на равных. В 1976 г. с большим успехом прошла премьера спектакля «Семь смертных грехов» Б. Брехта и К. Вайля, где впервые на профессиональной балетной сцене пели танцовщики. Бауш не интересовали важные для Брехта социально-исторические обстоятельства, заставившие героиню торговать собой; она всматривалась в женщину, которая стала для мужчин объектом потребления. К этому времени уже появилась «Весна священная» И. Ф. Стравинского (1975) – один из самых знаменитых спектаклей Бауш, ставший символом феминизма. Следующая важная работа – «Синяя Борода» на музыку оперы Б. Бартока «Замок герцога Синяя Борода» (1977), где все танцовщики воплощали мужчину-убийцу, все танцовщицы – женщину-жертву.
В 1978 г. в Бохуме вышла четырёхчасовая постановка «Он берёт её за руку и ведёт в замок. Остальные следуют за ними», ставшая причиной самого громкого скандала в карьере Пины Бауш. В качестве названия она взяла авторскую ремарку из трагедии «Макбет» У. Шекспира, и публика, ожидавшая традиционной трактовки шекспировской пьесы, устроила скандал, обнаружив, что танцовщики в течение долгого времени лежат на полу, изображая спящих людей, которым снятся кошмары и которые в результате бьются в судорогах. Шум был так велик, что одна из танцовщиц обратилась к публике с призывом покинуть зал и не мешать артистам делать их работу, после чего спектакль продолжился. Тема сна, страшного или печального, была важна в тот период для Бауш. В ставшем эмблемой творчества хореографа знаменитом «Кафе Мюллер» (1978) под музыку Пёрселла меланхолически танцевали сомнамбулы. В не менее знаменитом «Контактхоф» (1978) герои бодрствовали, но сном казалась вся их обыденная жизнь, превращённая в танец, все случайные столкновения и все механические, рутинные ежедневные действия.
Начало 1980-х гг. принесло два важных события в жизни Пины Бауш: в 1980 г. умер от лейкемии сценограф Рольф Борцик, её давний партнёр в жизни и в театре, а в 1981 г. родился их сын Саломон (юрист Саломон Бауш в 2010 основал и возглавил Фонд Пины Бауш в Вуппертале). Её спектакли заметно изменились: они стали менее агрессивными, менее цельными и более поэтичными. Труппа много гастролировала, и новые впечатления вдохновляли на поэтические признания в любви к разным странам и городам: «Палермо Палермо» (1989), «Только ты» (1996, посвящение Лос-Анджелесу), «Мойщик окон» (1997, посвящение Гонконгу), «Мазурка Фого» (1998, посвящение Лиссабону), «Нефес» («Дыхание», 2003, посвящение Стамбулу), «Бамбуковый блюз» (2008, посвящение Индии) и др. Иронические (иногда саркастические) сценки, представлявшие местные обычаи, увиденные глазами иностранца, сочетались с эпизодами медитативно-нежными. Важнейшими частями спектакля становились визуальные образы городов и стран, придуманные сценографом П. Пабстом.
В 2000 г. Пина Бауш заново поставила «Контактхоф» с участием обитателей немецких домов престарелых; в 2008 г. тот же материал она предложила четырнадцатилетним школьникам. Работа над последней версией спектакля зафиксирована в документальном фильме «Tanzträume» («Танцующие мечты», 2010, режиссёры Р. Хоффман, А. Линсель).
Ф. Феллини снял Пину Бауш в своём фильме «И корабль плывёт» (1983), П. Альмодовар – в фильме «Поговори с ней» (2002). В 2011 г. В. Вендерс выпустил фильм «Pina. Dance, dance, otherwise we are lost» (в отечественном прокате «Пина. Танец страсти»).
Творчество Пины Бауш и созданный ею жанр танцтеатра во многом определили пути развития современного танца и театрального искусства рубежа 20–21 вв.
Награды: Bessie Awards (Нью-Йорк, 1984), Немецкая премия танца (1995), Берлинская театральная премия (1997), японская Императорская премия (1999), премия Нижинского (Монте-Карло, 2004), Российская национальная театральная премия «Золотая маска» (2005, за лучший гастрольный спектакль 2004 в России – «Мойщик окон»), Золотой лев Венецианского кинофестиваля «За жизнь в искусстве» (2007), премия Гёте (Франкфурт, 2008) и др.
В 1997 г. удостоена Креста «За заслуги» (Германия) и звания Командора ордена Искусств и литературы (Франция). В 2003 г. стала кавалером ордена Почётного легиона (Франция).