Лич Эдмунд
Лич Э́дмунд (Эдмунд Роналд Лич, сэр; Sir Edmund Ronald Leach) (7.11.1910, Сидмут, графство Девоншир – 6.1.1989, Кембридж), британский социальный антрополог; член Британской академии (1972). Окончил Клэр-колледж Кембриджского университета (1932) по инженерной специальности. Обратился к антропологии под влиянием работ Б. К. Малиновского, у которого обучался в Лондонской школе экономических и политических наук (ЛШЭ) в 1938–1939 гг. В 1938 г. проводил полевые исследования среди курдов Малой Азии, в 1939 г. – среди качинов и шанов Бирмы, в 1947 г. – на о. Калимантан, в 1954 и 1956 гг. – на о. Цейлон. В 1939–1945 гг. служил в вооружённых силах. В 1947–1953 гг. преподаватель ЛШЭ, с 1953 г. – кафедры социальной антропологии Кембриджского университета (профессор с 1972), с 1960 г. член Кингс-колледжа (ректор в 1966–1979). Президент (1971–1975) Королевского антропологического института. В 1975 г. возведён в рыцарское достоинство.
Э. Лич занимал критическую позицию по отношению к «жёсткому» структурализму, представленному в британской социальной антропологии манчестерской школой (М. Глакмен, М. Фортес и др.); отверг некоторые теоретические установки британского функционализма, прежде всего тезис о познаваемости «общественных законов». Целью своей дисциплины Лич считал не открытие законов, а понимание изучаемой культуры и её «перевод» на «язык» культуры исследователя (в этом его позиция была близка позиции Э. Э. Эванса-Причарда позднего периода). В своей полемике с британскими антропологами часто демонстрировал солидарность с К. Леви-Стросом. Ему импонировали попытки Леви-Строса применить методы математической статистики и кибернетики в изучении общества и культуры, его внимание к содержательной стороне первобытных верований и ритуалов. Критикуя «эмпиризм» социальной антропологии, Лич был склонен находить «социальную реальность» скорее в том, что «говорится», «а не в том, что происходит в действительности», видеть её в «бессознательной грамматике социального поведения, мышления и речевой практики». В книге «Культура и коммуникация» Лич разработал концепцию, предназначенную для построения семиотических моделей культуры. Сущность человека, по Личу, не сводится ни к мыслительной деятельности (как считали философы эпохи Просвещения и позитивисты 19 в. и отчасти Леви-Строс), ни к экономической деятельности (согласно доктрине марксизма), но состоит в первую очередь в символической деятельности.
В полевых исследованиях Лич уделял основное внимание отношениям родства, экономике и космологическим представлениям (мифам). Изучая родоплеменную структуру курдов и воздействие на неё институтов индустриального общества («Социальная и экономическая организация курдов Ровандуза»), он описывал не только механизмы сохранения институционального равновесия, что традиционно для функционализма, но и механизмы культурного изменения в условиях столкновения цивилизаций. И в этой работе, и в монографиях «Политические системы горной Бирмы» и «Пул Элия» Лич поддерживает по существу антифункционалистский тезис о принципиальной невозможности сколько-нибудь длительного стабильного равновесия в обществе. Социальное поведение, по Личу, обусловливается не только автоматическим действием соответствующих структур, но и волей индивида, его реакцией на экономическую и политическую конъюнктуру. Так, отношения родства и брака в традиционных обществах – это не столько отражение биологических связей, сколько символическое средство аранжировки людей в различных типах социальных отношений (собственность на земельные участки, наследование статуса и имущества и т. п.).