Эванс-Причард Эдвард
Э́ванс-При́чард Э́двард, сэр Эдвард Эван Эванс-Притчард (Sir Edward Evan Evans-Pritchard) (21.9.1902, Кроуборо – 11.9.1973, Оксфорд), сэр (с 1971), британский антрополог, африканист, член Британской академии (1956) и Американской академии искусств и наук (1958). Из семьи англиканского священника (в 1944 перешёл в католичество). Окончил Винчестерский колледж (1921), Оксфордский университет (Эксетер-колледж, 1924) и аспирантуру Лондонской школы экономики и политических наук (1927), где испытал влияние Б. Малиновского и Ч. Зелигмана. В 1926–1940 гг. проводил полевые исследования в Южном Судане среди занде и нуэр, изучал также северных луо (ануак, шиллук и др.), бедуинов Ливии. Преподавал в Оксфордском (1935–1940, 1945–1970, с 1946 профессор и заведующий кафедрой социальной антропологии, в 1963–1965 проректор), Каирском (1932–1934, с 1932 – профессор) и Кембриджском (1945–1946) университетах. Президент Королевского антропологического института (1949–1951). Участник 2-й мировой войны (в Эфиопии, Сирии, Ливии).
Первоначально работал в рамках структурного функционализма под влиянием идей А. Р. Рэдклифф-Брауна и французской социологической школы; его книга о нуэр считается классикой структурно-функционального исследования. Коллективная монография «Африканские политические системы» (1940), подготовленная Эванс-Причардом совместно с М. Фортесом, положила начало современной политической антропологии. Внёс большой вклад в разработку теории линиджа (исследовав, в частности, акефальные линиджи у нуэр) и изучение систем родства и форм брака, а также восприятия африканцами пространства и времени и социальной функции магии, доказав на примере занде и нуэр, что магия имеет рациональное содержание и способствует снятию напряжения в обществе. Выявил и исследовал на примере нуэр сегментарные общества. Отстаивал отнесение антропологии к гуманитарным, а не к естественно-научным дисциплинам и, будучи историком по образованию, считал, что она должна тесно взаимодействовать с историей. Социальную антропологию Эванс-Причард отождествлял с социальной историей и в работе «The Sanusi of Cyrenaica» осуществил попытку синтеза социально-культурной антропологии и истории, возродив интерес антропологов к устно передаваемой истории и обосновав перспективность такого нового направления, как историческая этнография. Будучи приверженцем эмпиризма, отдавал приоритет полевой этнографической работе антропологов.