Малиновский Бронислав
Малино́вский Брони́слав, Бронислав Каспер Малиновский (Bronisław Kasper Malinowski) (7.4.1884, Краков – 16.5.1942, Нью-Хейвен, штат Коннектикут, США), британский социальный антрополог, основоположник функционализма. После окончания (1906) и получения докторской степени (1908) при философском факультете Краковского университета продолжил образование в Лейпцигском университете. В Лейпциге Малиновский слушал лекции К. Бюхера по экономической истории и экономике архаических обществ, посещал лабораторию экспериментальной психологии В. Вундта, что отразилось впоследствии в его особом интересе к первобытной экономике (благодаря которому его иногда называют основоположником современной экономической антропологии) и психологической направленности его теории культуры. С 1910 г. учился в Лондонской школе экономики и политических наук при Лондонском университете (ЛШЭ). Под руководством Э. Вестермарка занимался исследованием семейно-брачных отношений австралийских аборигенов («Семья у аборигенов Австралии», 1913); среди его учителей – Ч. Зелигман, У. Риверс. Знакомство с Дж. Фрэзером, А. Хэддоном и др. представителями «кембриджской школы» антропологии способствовало формированию у Малиновского убеждения в необходимости придать социальной антропологии экспериментальный характер.
В 1914 г. начал полевые исследования на Новой Гвинее, но в 1915 г. был выслан австралийскими властями на о-ва Тробриан. Исследования тробрианцев (1915–1918) имели важнейшее значение для социальной антропологии. Малиновский пришёл к выводу о методическом несовершенстве составленной Ч. Зелигманом программы изолированного изучения хозяйства, отражающей основные установки эволюционизма, к убеждению о необходимости целостного понимания культуры и невозможности постичь природу ни одного из её элементов без соотнесения его со всем культурным контекстом. Он выработал методику тотального включённого наблюдения туземной культуры, основанную на понимании культуры изнутри, длительном проживании в среде изучаемого народа и овладении местным языком.
В предисловии к книге «Аргонавты западной части Тихого океана» (1922) Малиновский впервые высказал мысли о необходимости превращения социальной антропологии из умозрительной науки о прошлом в дисциплину (Малиновский. 2004. С. 22–23), обладающую экспериментальными методами изучения настоящего, воспринятые современниками как программа революционных преобразований этой науки. Наиболее полно постулаты функционализма изложены в труде Малиновского «Научная теория культуры» (1944). Главной целью социальной антропологии он считал изучение культуры и раскрытие механизмов поддержания её целостности, направленных на удовлетворение потребностей человека. Согласно «теории потребностей» Малиновского, определяющими являются «основные» потребности, берущие начало в биологической природе человека («теория культуры должна базироваться на биологическом факте») и имеющие свои «культурные соответствия», или «функции», направленные на удовлетворение этих потребностей (Малиновский. 1999. С. 141–143). Функции выражаются в социальных институтах как «организованной системе целенаправленных деятельностей». Культура, по Малиновскому, – это «интегральное целое, состоящее из частично автономных, частично координированных институтов» (Малиновский. 1999. С. 41). Особым приёмом «функционального анализа» было сведение полученных фактов в специальные «синоптические таблицы», показывающие взаимосвязь различных явлений, например соотношение типов права на землю с социальными группировками, магической практикой, мифологией, социальной дифференциацией по рангам и т. п. Важное значение Малиновский придавал отношениям родства и обмена (кула), строящимся на универсальном для социальных отношений в примитивных обществах принципе взаимности (реципрокации). Он утверждал, что каждый термин родства обозначает «набор взаимных обязательств» между индивидом и его классификационными родственниками и что брак устанавливает постоянные взаимоотношения между родственными группами; он сделал верный вывод о сочетании патри- и матрилинейного принципа родства. Для изучения отношений родства он предлагал использовать ряд подходов – лингвистический, биографический, генеалогический, «пищевой» (значение отношений родства в процессе совместного приготовления и принятия пищи), «резиденционный» (роль совместного или раздельного проживания родственников) и др.
Согласно своей «прагматической теории» религии, мифологии и магии, Малиновский выводил природу «священного» из индивидуальной психологии: ощущение своей слабости побуждает человека искать «дополнения» к своим положительным знаниям и имеющимся техническим средствам. Одним из первых обратив внимание на отсутствие логически связной религиозной системы в примитивном обществе, считал необходимым изучать религиозные представления по их проявлениям в ритуальной практике и повседневной деятельности («все люди, даже те из них, которые не в состоянии выразить словами, что они думают» о духах, «тем не менее всегда ведут себя определённым образом… придерживаясь определённых правил обычая и выполняя определённые каноны эмоциональной реакции») (Малиновский. 1998. С. 228). Таким образом, «религиозные представления должны изучаться в их действиях в пространстве социальных измерений, они должны рассматриваться в свете различных видов мышления и различных институтов, в которых они могут быть прослежены». Миф рассматривался Малиновским как совокупность социальных установок, воплощённых в сюжетах сакрального прошлого, как регулятор общественной деятельности в условиях бесписьменного общества, а магия – как механизм связи между мифологией и практической деятельностью.
С 1918 г. читал в ЛШЭ курс лекций «Социология и экономика нескольких островных общин». С 1924 г. вёл семинар по подготовке антропологов к полевой работе, где его учениками были Э. Эванс-Причард, Р. Фёрс, М. Фортес, М. Глакмен и др. Профессор Лондонского университета с 1927 г. Педагогическая деятельность Малиновского способствовала окончательному оформлению функционалистской социальной антропологии. Позднее его ученики критиковали крайний антиисторизм и биологизаторскую направленность его концепции. С 1938 г. жил в США, с 1939 г. профессор Йельского университета.