Шрамек Иван Осипович
Шра́мек Ива́н О́сипович (Ян Шрамек, Jan Šrámek; Иоганн Йозеф Шрамек, Johann Josef Schramek) [около 1814, Прага – 6(18).10.1874, Москва], чешский и российский дирижёр, композитор.
Изучал богословие в Пражской семинарии, одновременно учился музыке. Окончил Пражскую консерваторию по классу фортепиано, брал уроки игры на скрипке и пения. Как певец дебютировал в Праге в опере «Фауст» Л. Шпора (Молодой ювелир, 1833). Работал оперным капельмейстером в Фрайбурге-им-Брейсгау (с 1840, затем в 1857–1858), Бремене, Дюссельдорфе, Риге (1844–1855, 1859–1862), Ревеле (ныне Таллин, 1855), Гельсингфорсе (Хельсинки, 1856), Майнце (1858). Некоторое время был дирижёром Немецкой оперы в Париже. Дирижировал в Итальянской опере в Одессе.
С 1861 г. жил в Москве. В 1863 г. был принят в московский Большой театр в качестве помощника капельмейстера, в 1864–1874 гг. капельмейстер русской оперной труппы. Дирижировал первым исполнением на сцене оперы-балета «Торжество Вакха» А. С. Даргомыжского, опер «Карпатская роза» З. Саломана (обе – 1867), «Дети степей» А. Г. Рубинштейна (1867). Под управлением И. О. Шрамека впервые на русском языке поставлены оперы французских композиторов: «Жидовка» Ф. Галеви (1865), «Гугеноты» Дж. Мейербера, «Фауст» Ш. Гуно (обе – 1866); произведения Ж. Оффенбаха – оперетты «Орфей в аду» (1865), «Прекрасная Елена» (1870), оперы «Болтуны», «Грузинки, или Женский бунт» (обе – 1867). Дирижировал первыми постановками в Большом театре опер «Запорожец за Дунаем» С. С. Гулак-Артемовского (1864), «Мазепа» Б. А. Фитингофа-Шеля, «Индра» Ф. фон Флотова (обе – 1866), «Гроза» В. Н. Кашперова (1867), «Галька» С. Монюшко (1869), оперетты «Свадьба при фонарях, или Дядюшкин клад» Оффенбаха (1871), «Юдифь» (1865) и «Рогнеда» (1868) А. Н. Серова. Среди других опер в репертуаре: «Немая из Портичи» (1863, 1865) и «Фра-Дьяволо» Д.-Ф.-Э. Обера, «Алессандро Страделла» Ф. фон Флотова, «Лючия ди Ламмермур» Г. Доницетти (все – 1864), «Громобой» А. Н. Верстовского, «Русалка» Даргомыжского (обе – 1865), «Норма» (1866) и «Сомнамбула» (1867) В. Беллини, «Эсмеральда» Даргомыжского (1866), «Трубадур» Дж. Верди (1867), «Два дня, или Водовоз» Л. Керубини (1870), «Жизнь за царя» М. И. Глинки (1872), оперы-балета «Влюблённая баядерка» Обера («Бог и баядерка, или Влюблённая куртизанка», 1867).
Некоторые современники (В. Ф. Одоевский, Г. А. Ларош) отрицательно отзывались о деятельности И. О. Шрамека. Музыкальный критик Н. Д. Кашкин писал: «Шрамек – музыкант опытный, но лишённый энергии и таланта, притом нисколько не интересовавшийся русской музыкой. Небрежное отношение театрального начальства к русской опере перешло и к подчинённым, капельмейстер перестал почти пользоваться каким-либо авторитетом в подчинённом ему оркестре» (Кашкин Н. Воспоминания о Чайковском. Москва, 1954. С. 63–64). П. И. Чайковский, напротив, ценил работу Шрамека, хотя указывал на его пристрастие к медленным темпам (Чайковский П. И. Возобновлённая «Рогнеда». Опера Серова. – Новая постановка «Ивана Сусанина» // Чайковский П. И. Музыкально-критические статьи. Москва, 1953. С. 50).
Выступал в камерных инструментальных концертах, в 1864–1866 и в 1872 гг. – в концертах московского «Лидертафеля».
Среди сочинений: оперы «Хижина под Москвой» («Хижина под Москвой, или Царь и крестьянин», «Die Hütte bei Moskwa, oder Zar und Bauer»; либретто И. И. Делакроа по его пьесе «Хижина под Москвой» опубликовано на немецком языке в Риге, 1846; поставлена в Городском театре в Риге в том же году), «Илья Муромец» (поставлена предположительно в Москве, 1871); кантаты, песни, камерная музыка.