«Новое государство»
«Но́вое госуда́рство» («Estado Novo»), официальное название тоталитарного политического режима и особого уклада экономики Португалии в 1933–1974 гг. Связан с личностью и государственной деятельностью премьер-министра А. Салазара.
Становление режима
В результате военного переворота, в историографии «Нового государства» именуемого Национальной революцией 28 мая 1926 г., установился режим диктатуры военных, который формально просуществовал до 19 марта 1933 г. От Первой португальской республики, которая привела Португалию к критическому социальному состоянию, он унаследовал финансовые проблемы, государственный долг, в том числе внешний, риск перехода португальских колоний под внешнее управление. В 1928 г. президент, генерал А. О. де Фрагозу Кармона, назначил на пост министра финансов профессора Коимбрского университета А. Салазара. Используя жёсткий личный контроль над отчётностью, повысив налоги и уменьшив неэффективные общественные расходы, в первый же год он провёл стабилизационные реформы и добился положительного сальдо бюджета и укрепления эшкуду. 5 июля 1932 г. Кармона назначил Салазара премьер-министром, в должности которого тот оставался до 1968 г.
В 1932 г. под руководством Салазара и М. Каэтану был подготовлен проект новой конституции, которая была одобрена на конституционном референдуме (19 марта 1933), вступила в силу 11 апреля 1933 г. и стала основой политической модели «Нового государства». Глава государства, президент, избирался на 7 лет; в его полномочия входило назначение правительства во главе с председателем Совета министров. Правительство было ответственно перед президентом, но на практике власть сконцентрировалась в руках главы кабинета Салазара. Исполнительная власть (Совет министров) обладала полнотой власти и не отчитывались перед законодательной (Национальная ассамблея и Корпоративная палата). Конституция предоставила правительству право помимо Национального собрания издавать собственные декреты, имеющие силу закона. Национальная ассамблея не могла принимать решения, которые увеличивали бы расходы или снижали доходы. Корпоративная палата была консультативным органом, избиравшимся подконтрольными культурными, профессиональными и предпринимательскими ассоциациями. Руководители провинций назначались правительством. Свобода слова, собраний, прессы в конституции предполагалась, но была предусмотрена возможность их ограничения. Впервые было предоставлено избирательное право женщинам при наличии у них среднего образования.
Конституция предполагала однопартийный режим. Политические партии первоначально не были запрещены, но оказались вне логики нового режима и были вынуждены свернуть политическую активность. Португальская коммунистическая партия и анархо-синдикалисты перешли на нелегальное положение. В 1932–1933 гг. Социалистическая партия Португалии и интегралисты (общественно-политическая группа, активно действовавшая в 1914–1933) удалились в изгнание. «Национально-синдикалистское движение» было запрещено после попытки мятежа в июле 1934 г. В 1933 г. была принята «Национальная хартия труда», забастовки объявлены незаконными, вступил в силу закон о роспуске профсоюзов, вместо которых создавались подконтрольные правительству «национальные синдикаты». Режим сформировал собственную структуру государства и репрессивный аппарат, свои цензуру и пропаганду, прогосударственные парамилитарные и молодёжные организации. К 1934 г. сформировалась идеологическая и институционная конфигурация «Нового государства».
Характеристика режима
«Новое государство» представляло собой авторитарный (по характеру правления – роль Салазара не подвергалась сомнению), автократический и корпоративистский национально ориентированный, откровенно антилиберальный, антипарламентаристский, антикоммунистический, отчасти прокатолический режим. Иногда именуется Второй республикой (Ж. Э. Сарайва, Ж. Вериссиму Серран). Принадлежащий Салазару термин «Новое государство» обозначал новую доктрину внутренней политики, которую правительство применяло после 1933 г. Режим был создан как ответ на крах дискредитированной в 1910–1926 гг. португальской государственности. По имени основателя и лидера А. Салазара и его личному стилю правления режим «Нового государства» именуется также салазаризмом. На формирование политических взглядов Салазара наибольшее влияние имело учение Ш. Морраса. Одновременно «Новое государство» испытало влияние лузитанского интегрализма, социальной доктрины церкви и практики итальянского фашизма. Преемник Салазара, М. Каэтану, для определения режима пользовался термином «социальное государство» (Estado Social), но название не укоренилось.
В современной историографии и политологии в отношении «Нового государства» присутствуют споры как об определении режима, так и о его сути; в качестве основных характеристик можно говорить о «кафедральном фашизме», «квазифашизме», «фашизме без фашистского движения»; об авторитарном и консервативном режиме, вдохновлённом католицизмом «клирофашизме». Независимо от того, как сам себя именовал режим, в основных и вторичных характеристиках португальское «Новое государство» относилось к тоталитарным, при наличии разницы (отсутствие массового движения, расовой нетерпимости, отношение к религии, стиль правления главы государства) и сходства (присутствие харизматического «вождя нации», единственная государствообразующая партия, роль и место синдикатов и корпораций, политически ориентированные спецслужбы, подавление общественных свобод, политические репрессии, контроль государства над общественной жизнью и экономикой). «Новое государство» как материализация политического мышления Салазара обладало своими особенностями в спектре авторитарных и тоталитарных режимов в Европе в 20 в. Португальские сторонники радикального фашизма подвергались не меньшим преследованиям, чем португальские коммунисты. «Новое государство» декларировало себя ограниченным правом и христианской моралью и потому считало себя правовым государством. Режим контролировал все сферы жизни португальского общества.
Если антипарламентаризм, монопартийность и высокая концентрация власти у реального главы государства являются общими чертами тоталитарных государств, то к характерным особенностям «Нового государства» относится корпоративизм. Политико-экономическая система основывалась на социальном учении католической церкви, которое налагает обязательства на обе стороны трудовых отношений. «Новое государство» мыслилось его идеологами как совокупность корпораций, «корпоративное государство», официально обозначаемое как «Корпоративная Республика» (República Corporativa), что было отражено в конституции, Национальном трудовом статуте (Estatuto do Trabalho Nacional) и многочисленных законодательных актах, а также в конфигурации государственных структур: Корпоративная палата, Министерство корпораций, Национальные синдикаты публичного права, Национальные цехи (Grémios), «народные дома» и «дома рыбака». Корпоративное строение, объединявшее предпринимателей и работников, было призвано ослабить социальные противоречия и избежать эксцессов классовой борьбы. Практически это был «корпоративизм государства», а не «корпоративизм объединений».
При формальном существовании Национальной ассамблеи политико-конституционный режим «Нового государства» был антипарламентским. Целью построения корпоративного «Нового государства» было сплочение общества, предотвращение классовой борьбы. Такое общество не предполагает политических партий и политической борьбы за групповые интересы. Католическая Португалия, испытавшая антирелигиозную политику Первой республики, была убеждена в том, что либерализм не соответствует ни национальному характеру, ни культуре страны. Негативный опыт политического хаоса и беззакония 1910–1926 гг. привёл к тому, что «Новое государство» было поддержано большинством населения страны. В 1934 г. были проведены первые «беспартийные» парламентские выборы, неоднократно впоследствии воспроизводившиеся.
30 июля 1930 г. была основана партия «Национальный союз» (União Nacional, UN), идентичная единственным правящим партиям других авторитарных режимов в межвоенный период. Отличие заключалось в том, что он создавался властью и не имел опоры в массах. Роль «Национального союза» в политической практике «Нового государства» была определяющей.
В авторитарном режиме «Нового государства» правительство было одновременно и исполнительной, и законодательной властью. Президент республики формально имел право отрешить от должности председателя Совета министров, концентрация власти в руках которого была исключительно высока, но практически с 1933 г. управление Португалией находилось в руках главы кабинета министров. Салазар был противником коммунизма, капитализма и либерализма; придавал основное значение традиционным ценностям: религии, патриотизму и укреплению социальной роли семьи. Харизматический образ лидера опирался на культ патерналистского главы государства, представляемого строгим отшельником, «женатым на нации», «спасителем отечества», но без эффектных и воинственных поз, свойственных Ф. Франко, Б. Муссолини и А. Гитлеру.
Для «Нового государства» характерно активное использование различных форм политической пропаганды, за что был ответственен аппарат Секретариата национальной пропаганды (Secretariado de Propaganda Nacional). Салазар предпочитал печатную пропагандистскую продукцию – плакаты. Серия идеологизированных плакатов «Уроки Салазара» способствовала формированию образа Салазара в общественном мнении как ответственного и успешного политика. В пропаганде использовался ряд характерных лозунгов, авторство которых приписывается Салазару: «Бог, Отечество, Семья», «Всё для нации, ничего против нации», «Кто не патриот – не может считаться португальцем» и т. п. Цензура неусыпно контролировала периодическую печать, радио, позднее – телевидение и способствовала продвижению идеологии «Нового государства».
Католический компонент постоянно присутствовал в идеологии португальского «Нового государства». В отличие от откровенной борьбы с церковью Первой республики «Новое государство» заключило в 1940 г. Конкордат со Святым Престолом, по которому формально отделённой от государства церкви были предоставлены широкие привилегии и финансовая поддержка. Идеологизированное среднее образование было ориентировано на национальные ценности исторического прошлого, величие португальской империи, любовь к отечеству, религиозное воспитание. В 1936 г. создана подростковая (приём с 7 лет) организация «Португальская молодёжь» (Mocidade Portuguesa), контролировавшая юношество в школе и вне её. В сфере профсоюзной политики имел место запрет всех объединений, кроме лояльных режиму Национальных синдикатов. Согласно Национальному статуту о труде, введённому в действие 23 сентября 1933 г., забастовка каралась заключением в тюрьму.
Точечная репрессивная политика осуществлялась политической полицией (с 1933 Полиция надзора и защиты государства, Polícia de Vigilância e Defesa do Estado; с 22 октября 1945 – ПИДЕ, Polícia internacional e de Defesa do Estado), созданной по образцу итальянской и подчинённой непосредственно Салазару. Она выслеживала любую сколько-нибудь выраженную организованную оппозицию режиму. Те, кто расценивались как враги, подвергались пыткам и заключению в тюрьмы (Пениши, Кашкайш) и концлагерь Таррафал на Островах Зелёного Мыса (Кабо-Верде; в «Новом государстве» отсутствовала смертная казнь, отменённая в 1867). Наряду с ПИДЕ для защиты режима от оппозиоционистских идеологий, главным образом коммунистической, в 1936 г. был создан прогосударственный военизированный «Португальский легион» (Legião Portuguesa, LP; «голубые рубашки»), который в 1939 г. насчитывал 50 тыс. человек. При запрете в 1935 г. масонства «Португальскому легиону» было передано конфискованное имущество ложи Великого Востока Лузитании. Идеологии «Нового государства» был чужд антисемитизм и расизм в каких бы то ни было формах; а также и территориальный экспансионизм. Идеология сохранения и защиты португальских территорий на разных континентах неизбежно вела к губительной для режима колониальной войне.
В первые годы «Нового государства» была проделана работа по общей реорганизации Португалии – в политике, экономике и финансах, социальной и культурной сферах – с целью установления порядка и стабильности. Это достигалось за счёт всего комплекса тоталитарных мер (запрета политических партий, репрессий, контроля над образованием, военизированных прогосударственных организаций, запрета забастовок, цензуры). «Новое государство» пыталось контролировать и модернизацию страны, поскольку Салазар опасался, что неконтролируемый процесс разрушит религиозные и культурные ценности нации. Экономику «Нового государства» можно охарактеризовать как капиталистическую, которая контролировалась и регулировалась не склонными к инновациям и развитию картелями.
«Новое государство» в системе международных отношений
В Гражданской войне в Испании 1936–1939 гг. «Новое государство», возглавляемое Салазаром, ориентировалось на Ф. Франко. Португалия стала одним из основных маршрутов, по которым силы Франко снабжались оружием из Германии и Италии. Официально военные силы Португалии в Испанию не направлялись, но соединение португальских добровольцев «Вириату», сражавшихся на стороне Франко, насчитывало около 8 тыс. человек. 17 марта 1939 г. «Новое государство» подписало с франкистами Испано-португальский Пакт о дружбе и ненападении – Пакт Иберийского нейтралитета, признав полную легитимность Франко.
«Новое государство» в 1930–1940-х гг. было крайне осторожно в дипломатических отношениях, сохраняя нейтралитет и поставляя стратегическое сырьё обеим сторонам будущего мирового конфликта. В 1930-х гг. при растущем влиянии Третьего рейха, Италии Муссолини и Испании Франко «Новое государство» проводило институциональные реформы, приближавшие его режим к государственному устройству стран «оси». В отношениях Португалии Салазара и Третьего рейха основополагающим было его восприятие как борца с коммунизмом; однако постепенно Салазар дистанцировался от режимов нацистской Германии и фашистской Италии. В течение Второй мировой войны 1939–1945 гг. Португалия старалась сохранять традиционный союз с Великобританией, обновлённый протоколом о продлении договора 22 мая 1939 г. Сотрудничество с нацистским режимом выразилось в участии в транспортировке оружия, а впоследствии и переправке нацистских преступников в Южную Америку. С другой стороны, с середины 1930-х гг., после принятия в Германии Нюрнбергских законов, через Португалию европейские евреи бежали в США. 17 августа 1943 г. правительство Салазара уступило требованиям Великобритании и предоставило Азорские острова под авиабазы союзников по антигитлеровской коалиции. В июне 1944 г. Португалия по требованию США и Великобритании прекратила поставки португальского вольфрама в Германию. Это сыграло определённую роль в том, что режим «Нового государства» сохранился и в послевоенный период.
Многочисленные демократические режимы, желавшие демократизации Пиренейского полуострова после окончания 2-й мировой войны, представляли серьёзную опасность для «Нового государства». Режим успешно противостоял внешнему давлению, но международный облик Португалии был малопривлекателен. Последовательная антикоммунистическая позиция Салазара доминировала во внешней политике страны как до войны (Португалия голосовала против принятия СССР в Лигу Наций в 1934), так и после: Португалия стала союзником США в «холодной войне», одним из основателей Организации европейского экономического сотрудничества (1948, с 1960 – Организации экономического сотрудничества и развития) и НАТО (1949). Португалия присоединилась к плану Маршалла (28 сентября 1948); в 1955 г. принята в ООН.
Эволюция «Нового государства»
В силу своей природы тоталитарные режимы мало подвержены изменениям, «Новое государство» не стало исключением; эволюция режима в 1945–1974 гг. не касалась основ. Несмотря на то что к парламентским выборам 1945 г. была частично снята цензура печати, разрешена организация оппозиционных партий, надежды на послевоенную либерализацию режима не оправдались. На президентских выборах 1949 г. оппозиция сгруппировалась вокруг генерала Ж. Нортона ди Матуша, но за 4 дня до выборов он, опасаясь за свою жизнь, снял свою кандидатуру; президент Кармона был переизбран на пятый срок. Впоследствии репрессии усилились, в 1954 г. был принят закон «Об ассоциациях», направленный против оппозиции; возросло и общее недовольство граждан проводимой политикой. Серьёзная оппозиция проявилась на президентских выборах 8 июня 1958 г., когда кандидат от оппозиции, бывший сторонник Салазара генерал У. Делгаду набрал 23,5 % голосов. Победу одержал кандидат «Национального союза» адмирал А. Томаш. В 1959 г. прямые выборы президента были отменены, а право выбора было передано избирательной коллегии.
«Новое государство» выделяло значительные средства на национальные проекты: здравоохранение (строительство госпиталей и центров здоровья, обозначенных как «Народные дома»), общественные работы, инфраструктуру (плотины, автострады, электричество в деревни), оборону и социальную сферу, в частности образование. По всей стране построено множество начальных школ. В 1930 г. основан Технический университет Лиссабона, в 1940–1960-х гг. построен комплекс новых зданий Коимбрского университета. Возведены здания для правительственных учреждений.
За время Второй мировой войны Португалия накопила значительные финансовые запасы. Ввиду разбалансировки систем производства большинства европейских стран Португалия избегала импорта и этим обеспечила рост национального производства. Большую часть войны она имела позитивное сальдо за счёт экспорта текстиля, металла, вольфрама в страны «оси» и союзникам. После окончания войны страх модернизации по капиталистической модели послужил причиной отставания Португалии, особенно в науке, технологиях и культуре. Идеологическая концепция не выдерживала столкновения с реальностью: с конца 1950-х гг. нестабильность стала нарастать.
В 1952 г. был принят первый шестилетний план экономического развития. Правительство стремилось к централизации и регламентации экономики (в 1956 были созданы шесть корпораций по главным отраслям экономики). С начала 1960-х гг. и вплоть до 1974 г. в экономике Португалии наблюдался устойчивый рост промышленного производства, потребительских расходов населения, накопления основного капитала, при инфляции до 4 % в год. Государственный долг отсутствовал, годовой баланс всегда был профицитным. Экономико-финансовые реформы Салазара уменьшили государственные расходы и увеличили стоимость эшкуду; контроль цен на продукты и заработной платы сдерживал инфляцию. По идейным соображениям Салазар был противником крупных производств, считая их рассадниками классовой борьбы, и сознательно не развивал ряд отраслей, полагая их небезопасными для социального мира, в частности нефтяную промышленность в Африке. Правительство предпочитало торговать сырьём, но сырьевая торговля как статья в бюджете оказалась под ударом после усиления в африканских колониях освободительного движения.
Несмотря на некоторый рост, португальская преимущественно аграрная экономика продолжала отставать от больших экономик Европы. Производство продукции фактически не росло. По сравнению с Францией и Германией уровень жизни населения оставался низким: с начала 1960-х гг. более 1,5 млн португальцев эмигрировали во Францию, Германию, США и Канаду. К концу режима «Нового государства» Португалия по уровню жизни населения и душевому доходу была беднейшей страной Западной Европы.
Колониальный вопрос
Особенностью «Нового государства» было отсутствие территориальных притязаний – при концепции безусловной защиты старых заморских владений. В 1930 г. был принят Колониальный акт (8 июля 1930), регулировавший отношения с заморскими владениями Португалии. В 1951 г. правительство Салазара объявило португальские колонии «заморскими провинциями Португалии», заявив, что Португалия перестала быть колониальной державой. В 1950–1960-х гг. проблемы с португальскими колониями резко обострились. Европейские нации начали процесс деколонизации Африки. После резолюции ООН 1961 г. с осуждением колониализма Португалия стала считаться колониальной державой и не получала никакой международной помощи, в отличие от повстанцев. От неё требовали предоставить им независимость, однако идеология «Нового государства» предусматривала идею территориального единства континентальной, островной и заморской Португалии, настаивала на том, что это не автономные территории, а части единой страны («от Минью до Тимора»), свидетельство исторического престижа и источник национальной гордости.
18 декабря 1961 г. вооружённые силы Индии вторглись на территорию Гоа, Дамана и Диу, которые были португальскими владениями с 16 в.; португальский гарнизон капитулировал. Резолюция Совета Безопасности ООН, осуждавшая агрессию, не прошла из-за вето СССР. Вина была возложена на армию, что в итоге привело к изменению социального состава офицерского корпуса. 15 марта 1961 г. в северных провинциях Анголы началось восстание, сопровождаемое массовой резнёй португальских поселенцев; начались антиколониальные восстания в Мозамбике и Португальской Гвинее. Колониальная война в Африке (4 февраля 1961 – 15 января 1975) потребовала огромных расходов и сыграла большую роль в падении режима «Нового государства». М. Каэтану пытался в рамках «атлантической солидарности» и «борьбы с коммунизмом в колониях» привлечь военную и экономическую помощь, но безуспешно.
Оппозиция режиму «Нового государства»
Режим «Нового государства» на всех этапах сталкивался с противодействием: он подвергался атакам правых национал-синдикалистов и левых анархистов (анархосиндикалистов), пытавшихся совершить покушение на Салазара в 1937 г. Постоянная опасность исходила от военных, особенно военно-морского флота. Была подавлена попытка военного переворота 1961 г. во главе с бывшим президентом республики маршалом Ф. Кравейру Лопешем и министром обороны генералом Б. Монишем. В 1962 г. 86 армейских офицеров пытались поднять вооружённое восстание в Беже. 22 января 1961 г. с целью привлечь мировое внимание к проблемам «Нового государства» был захвачен и угнан в Бразилию трансатлантический португальский корабль «Санта-Мария».
С другой стороны, начиная со всеобщей забастовки (18 января 1934) в знак протеста против ликвидации профсоюзов, которая вылилась в ряде районов в вооружённое восстание, нарастало и гражданское протестное движение, особенно усилившееся с конца 1950-х гг. Оппозиционные выступления стали регулярными: массовые антиправительственные демонстрации во время выборов в Национальное собрание (ноябрь 1961); забастовка сельскохозяйственных рабочих южных областей (апрель – май 1962), которые добились 8-часового рабочего дня; 100-тысячная первомайская демонстрация в Лиссабоне под лозунгами «Долой Салазара!» и «Мир в Анголе!» (1962); другие первомайские антиправительственные демонстрации (1963), забастовки докеров (1966), железнодорожников (1968, 1970), судостроителей (1969). В 1958 г. епископ города Порту публично осудил диктатуру Салазара и в его лице политику и практику «Нового государства». Недовольство университетской молодёжи вылилось в студенческие волнения в Лиссабоне (Академический кризис 1962). В знак протеста против полицейской расправы над студентами подал в отставку и ректор Лиссабонского университета профессор М. Каэтану.
Падение «Нового государства»
27 сентября 1968 г. Салазара на посту премьер-министра Португалии сменил технократ Каэтану, заместитель премьер-министра с 1955 г. Символические реформы – переименование тайной полиции ПИДЕ в Главное управление безопасности при МВД (Direção-Geral de Segurança DGS) в 1969 г., включение в 1970 г. в состав правительства специалистов («технократы»), частичная амнистия политических и уголовных заключённых, преобразование партии «Национальный союз» в движение «Национальное народное действие» (1970) не затрагивали основ «Нового государства». Политическая система страны не отражала настроений изменившегося общества, спектра политических взглядов и не создавала у населения даже иллюзии управления страной. Но наибольшее непосредственное воздействие на падение режима «Нового государства» оказала колониальная война, непосильная по финансовым, материальным и людским затратам, вызывавшая общее недовольство, в том числе и в армии. Потери Португалии исчислялись десятками тысяч убитых и раненых. К началу 1970-х гг. резко вырос уровень протестных настроений в Португалии. 6 января 1973 г. португальские революционеры взорвали в Лиссабоне 16 бомб в знак протеста против колониальной войны.
«Новое государство» пало в 1974 г. Военный переворот, положивший конец режиму (Апрельская революция 1974), был осуществлён средними и младшими офицерами из Движения капитанов (26 апреля 1974 переименовано в Движение вооружённых сил) при одобрении гражданского населения, недовольного репрессиями, цензурой, колониальной войной и спадом экономики, вызванным нефтяным кризисом 1973 г. Восставшие войска вступили в столицу; правительство М. Каэтану было низложено; распущены Национальное собрание, Государственный совет, партия «Национальное народное действие», Главное управление безопасности, разрешены демонстрации и митинги, отменена цензура печати, дано обещание прекратить боевые действия в Африке.