Гротовский Ежи
Грото́вский Е́жи (польск. Jerzy Grotowski; полное имя Ежи Мариан Гротовский; Jerzy Marian Grotowski) (11.8.1933, Жешув, Польша – 14.1.1999, Понтедера, Италия; прах после кремации развеян в Индии), польский режиссёр, теоретик театра.
Окончив актёрский факультет Высшей театральной школы в Кракове (1955), проходил годичную режиссёрскую стажировку в ГИТИСе (курс Ю. А. Завадского).
Как режиссёр дебютировал в 1957 г. спектаклем «Стулья» Э. Ионеско в Старом театре (Краков). В 1959 г. основал «Театр 13 рядов» в Ополе, в 1962 г. переименованный в Театр-Лабораторию (в 1965 переехал во Вроцлав).
В программной статье «На пути к Бедному театру» (1965) сформулировал принципы разработанной им театральной системы. «Бедный театр» использует только главные составляющие театрального искусства – актёра и зрителя; освобождение от звукового, светового оформления, машинерии и т. д., концентрация духовной и профессиональной техники актёра максимально приближают зрителя к происходящему. Режиссёр помогает актёру выявлять внутренние процессы, происходящие в нём во время воплощения образа. Актёр раскрывает свои физические и психологические возможности, познаёт себя.
Среди постановок: «Акрополис» С. Выспяньского (1962), «Стойкий принц» П. Кальдерона – Ю. Словацкого (1965), «Apocalypsis cum figuris» по текстам из Библии, произведениям Ф. М. Достоевского, Т. С. Элиота, С. Вейль (1969).
В 1970–1978 гг. на базе Театра-Лаборатории во Вроцлаве работал с группами из Польши, Франции, Италии, Германии, США, Канады, Австрии над проектом, получившим общее название «Театр соучастия» или «Паратеатр». Актёры и режиссёры, просто заинтересованные люди погружались в естественную природную среду, далёкую от цивилизации. Цель «Паратеатра» – отказаться от социальных ролей, интеллектуальных штампов, познать истинность бытия, оказавшись наедине с природой, возродить в себе воспоминания об опыте предков.
В 1979 г. начал новый проект, названный «Театр истоков»: участники набирались по всему миру путём тестирования. Проект был направлен на практическое исследование исполнительских техник, связанных в первую очередь с работой над телом и движением; его участники путешествовали на Гаити, в Индию, Нигерию, Мексику, наблюдая за ритуальными обрядами разных народов.
В 1983 г. стал профессором Калифорнийского университета и начал осуществлять в г. Эрвин (США) программу под названием «Объективная драма», основанную на ритуально-драматических тренингах.
С 1985 г. работал в Понтедера (Италия) с международными театральными группами («Акция», 1995–1997).
Во Вроцлаве действует Центр изучения творчества Е. Гротовского и театрально-культурологических проблем.