Поведенческая география
Поведе́нческая геогра́фия (бихевиористская география), направление в зарубежной географии, изучает территориальные различия в поведении человека и его ориентировании в пространстве. Проводит исследования, как правило, на микроуровне (объекты незначительных пространственных размеров – город, небольшая административно-территориальная единица и т. п.); тесно взаимодействует с различными направлениями социально-экономической географии, в том числе с экономической географией, социальной географией и культурной географией. Возникла в 1960-х гг. в США в результате широкого проникновения в географию идей поведенческой (бихевиористской) психологии (схема «стимул – реакция»). Важным фактором становления поведенческой географии стала критика более ранней школы пространственного анализа в географии за недостаточный учёт психологических аспектов поведения человека. Ведущие представители – американские и британские географы: Дж. Голд, Р. Голледж, П. Гоулд, Д. Сти и др. В работах по поведенческой географии наиболее широко используется метод индивидуального восприятия территории (например, составления когнитивных карт), специфика этого восприятия рассматривается как основа формирования пространственного поведения человека. Методически ближе всего к поведенческой географии подходит изучение суточных, недельных и иных траекторий перемещения людей (т. н. временнáя география шведского географа Т. Хегерстранда). После того как в 1960-е гг. в психологии поведенческое направление вытеснила когнитивная психология, поведенческая география начала утрачивать свою методологическую базу и в конце 20 в. уступила место когнитивной географии (см. в статье Гуманитарная география; при этом эти два направления нередко смешиваются). Параллельно поведенческая география подверглась критике представителей гуманистической географии за формализованное изучение субъективного осмысления человеком пространства. Ныне исследования, близкие к поведенческой географии, проводятся при формировании геоинформационных систем (ГИС; например, изучение механизма принятия решения о выборе маршрута).