Лаунхардт Карл Вильгельм Фридрих
Ла́унхардт Карл Вильге́льм Фри́дрих (Carl Wilhelm Friedrich Launhardt) (7.4.1832, Ганновер, Германия – 14.5.1918, там же), немецкий математик, инженер, экономист, один из основателей математической экономики и пространственной (региональной) экономики. Представитель немецкой классической экономической теории; создатель теории размещения производства.
Окончил Политехническую школу в Ганновере (1859). С 1869 г. преподавал в Ганноверском политехникуме строительства дорог и мостов, в 1871 г. профессор, с 1875 г. директор политехникума. Первый ректор Высшей технической школы в Ганновере (1880–1886). После аннексии Ганновера Пруссией член (с 1898 пожизненный член) палаты господ прусского ландтага. С 1880 г. действительный член Академии строительства (Берлин).
Основное произведение Лаунхардта «Математические основы политической экономии» («Mathematische Begründung der Volkswirschaftslehre», 1885) при жизни автора не получило должного признания. В 1954 г. с выходом «Истории экономического анализа» Й. Шумпетера работа Лаунхардта стала известна в экономических кругах, но только в 1993 г., после перевода на английский язык, она была высоко оценена мировым экономическим сообществом.
«Математические основы...» базировались на предшествующих исследованиях Лаунхардтом экономики железных дорог Пруссии, в которых он ввёл «закон зон рынка сбыта». Лаунхардт предложил решение задачи об оптимальном (с минимизацией транспортных издержек) месте размещения промышленного предприятия, использующего сырьё из двух разных мест и обслуживающего рынок, находящийся в третьем месте, – т. н. проблемы трёх точек, известной ныне как «треугольник Лаунхардта». Если бы работы Лаунхардта были широко известны, анализ оптимального размещения производства мог бы продвинуться намного быстрее – так, А. Вебер (1902), Ф. Феттер (1924) заново доказывали и формулировали ту же проблему трёх точек. Работы Лаунхардта характеризуются как наиболее важный вклад германских учёных-экономистов в маржинальную революцию в последние три десятилетия 19 в.
Как создатель теории железнодорожных тарифов, специалист в области технологии и экономики дорог и железнодорожного транспорта, Лаунхардт подробно анализировал политику ценообразования во взаимосвязи с проблемами размещения экономической деятельности с особым акцентом на роли дорожной инфраструктуры. Его работа «Коммерческое трассирование транспортных маршрутов» («Kommerzielle Trassierung der Verkehrswege», 1872) содержала оригинальные идеи и демонстрировала экономико-математические методы решения коммерческой и технической задач, возникающих при проектировании путей сообщения.
«Теория сетевого планирования» («Theorie des Trassirens») Лаунхардта вышла в двух томах в 1887–1888 гг.; 1-я часть посвящена коммерческому трассированию (сетевому планированию), является пересмотренной и расширенной версией публикации 1872 г. и содержит критерий эффективности отклонения; 2-я часть – техническому сетевому планированию железных дорог, вводила критерий экономической эффективности для кривых и градиентов функций, не принимая во внимание топографию. Достижения Лаунхардта в экономическом анализе перевозок и размещения не были превзойдены до 1930-х гг. Он также обосновывал точку зрения о необходимости государственной собственности на железные дороги теоремой о возможности при определённых условиях максимизации общественных выгод от них. Лаунхардт трактовал ценообразование на железных дорогах в соответствии с предельными, а не средними затратами, что позднее вошло в экономическую теорию как ценообразование на основе предельных затрат (см. также Предельная полезность).
Один из первых разработчиков теории экономики благосостояния, Лаунхардт настаивал, что конкуренция будет уменьшаться, если железные дороги будут оставаться частными, а тогда плата за железнодорожные перевозки не сможет максимизировать экономическое благосостояние; ввёл критерий инвестирования с социальной и частнокапиталистической точек зрения. Значителен вклад Лаунхардта в экономику труда, монетарную и технологическую экономику с особым вниманием к проблемам развития железных дорог. В 1885 г. он добился успеха в расчёте оптимальной ставки пошлины с позиции её воздействия на международную торговлю – т. н. условий торговли как отношения цен экспорта и импорта.