Дисфункциональные последствия конфликта
Дисфункциона́льные после́дствия конфли́кта (от лат. conflictus – столкновение), условия, возникающие вследствие конфликта, препятствующие достижению целей организации и приводящие к снижению степени удовлетворённости работой и межгрупповым сотрудничеством, уменьшающие эффективность организации. Предметом конфликта в данном случае выступает объективно существующее или мыслимое противоречие между сторонами-участницами, при этом необходимо наступление т. н. инцидента – ситуации, в которой оппоненты стремятся овладеть одним и тем же объектом интереса (властью, ценностями, престижем и т. д.).
Различие функциональных и дисфункциональных последствий конфликтов
В современном менеджменте конфликты являются неотъемлемой частью управления организационными процессами: отсутствие конфликтов в условиях постоянно изменяющейся экономической среды невозможно, а попытки их подавить нежелательны, поскольку в ходе разрешения спорных ситуаций происходит адаптация к переменам и обнаруживаются инновационные решения (Карякин. 2022. С. 1). По мере роста требований к гибкости организации растëт уровень конфликтогенности еë внутренней среды, однако при должном подходе управляющего персонала конфликт может быть эффективным инструментом, обеспечивающим наступление таких функциональных последствий, как рост и развитие организации. В отличие от функциональных последствий конфликта, которые предполагают нахождение приемлемого для всех участников решения, дисфункциональные имеют отрицательную направленность и наступают, если хотя бы одна из сторон осталась не удовлетворена принятым решением.
К дисфункциональным последствиям конфликта принято относить следующие:
глубокая личная неудовлетворённость участников группы, напряжëнный социально-психологический климат в коллективе, рост текучести кадров и снижение общей производительности;
снижение эффективности группового сотрудничества, рост стресса и напряжённости во внутренней среде организации;
формирование сильной преданности «своей» группе с еë целями и интересами, что ведëт к росту непродуктивной конкуренции с другими группами организации («врагами»);
снижение степени взаимодействия между конфликтующими сторонами, формирование информационных барьеров между ними и увеличение конфронтации;
смещение акцента с решения проблемы на значимость собственной «победы» в конфликте (Савеленко. 2010. С. 13).
Типология дисфункциональных конфликтов
Дисфункциональные последствия конфликтов происходят из дисфункциональных конфликтов. Российский исследователь А. М. Карякин составил типологию дисфункциональных конфликтов персонала, согласно которой существует 4 типа таких конфликтов: внутриличностный, межличностный конфликт между личностью и группой, межгрупповой конфликт (Карякин. 2022. С. 4).
Внутриличностный конфликт обусловлен внутренним дискомфортом в процессе выполнения трудовых функций, в частности противоречивыми требованиями к сотруднику, несоблюдением принципа единоначалия, различиями между целями организации и личными целями сотрудника, несбалансированной загруженностью исполнителя.
Самым распространённым является межличностный конфликт, причинами возникновения которого могут являться борьба сотрудников за ограниченные ресурсы (финансирование, оборудование и др.), претензии на лучшие вакансии, противостояние на почве личностных ценностей, взглядов и принципов.
Конфликты между личностью и группой могут наступать из-за противоречий в интересах или расхождения мнений группы и отдельной личности, в частности, конфликт может происходить между руководителем и подчинëнными.
Причины межгруппового конфликта могут быть связаны с различиями в целях, поставленных группам, неравным отношением к ним со стороны общего руководителя, различиями в уровнях благосостояния групп, противостоянием между профсоюзом и администрацией компании, между управленческими кадрами и рядовыми сотрудниками, а также противостоянием на фоне соревнования между подразделениями.
Урегулирование последствий дисфункционального конфликта
Урегулирование спорной ситуации подразумевает разработку и реализацию такого решения, которое способствует разрешению дисфункционального конфликта с учëтом интересов всех участников, минимизации его дисфункциональных последствий и его трансформации в функциональный конфликт. К инструментам урегулирования дисфункциональных последствий конфликта относят следующие административно-правовые, экономические и социально-психологические методы:
неформальное общение, разъяснение требований;
регулярное обучение и ротация персонала;
тщательный подбор персонала; предоставление гибкого графика работы;
предоставление доступа к необходимой информации и прозрачность бизнеса;
мотивация и материальное стимулирование персонала (система вознаграждения);
своевременный мониторинг и анализ результатов труда сотрудников;
внедрение в коллектив носителей новых культур;
предоставление свободы высказываться и обсуждать проблемы с другими сотрудниками;
привлечение персонала к принятию организационных решений.
Разрешение внутриорганизационных конфликтов требует внимания менеджеров, в противном случае велики риски потери управленческого и рабочего времени, снижения качества принимаемых решений, возникновения саботажа, утраты квалифицированных сотрудников или снижения их заинтересованности в работе, возникновения необходимости реструктуризации.