Единоначалие (в менеджменте)
Единонача́лие в менеджменте, принцип построения модели управления в организации (её подразделении), при котором все полномочия по принятию юридически обязательных решений, а также полная ответственность за их последствия и за исполнителей этих решений передаются её единственному руководителю.
В современный менеджмент принцип единоначалия был привнесён А. Файолем в 1-й половине 20 в. в числе 14 введённых им принципов управления. Как и других теоретиков административной школы управления, Файоля интересовала в первую очередь эффективность работы всей организации, и поэтому им были выработаны такие принципы, следование которым, по его убеждению, непременно привело бы компанию к успеху. Организация воспринималась с механистических позиций: идеи Ф. У. Тейлора и научного подхода к менеджменту были крайне влиятельны, в связи с чем принцип единоначалия органично вписался в жёсткую систему управления компанией. Согласно пониманию единоначалия Файолем, сотрудник должен подчиняться только одному начальнику, от него получать поручения и отчитываться ему об их выполнении. Двойное подчинение было недопустимо, поскольку считалось, что задачи от двух разных начальников могут вступить в конфликт между собой и на одну (или даже на обе) из них у работника может не хватить сил, времени или внимания, что приведёт к падению эффективности работы предприятия. «Двуглавое тело как в животном, так и в социальном мире есть монстр», – писал Файоль (Fayol. 1916. P. 56).
Единоначалию противопоставляется коллегиальность как принцип коллективного принятия управленческих решений на уровне организации. Коллегиальность управления характеризуется более продолжительным циклом принятия решения, а также сложностями в сохранении и проведении единой политики управления из-за разницы во мнениях участников коллегий. В то же время преимуществом коллегиальности по отношению к единоначалию является выражение мнения большинства в противовес мнению лишь одного начальника, поскольку коллегии собираются из руководителей различных структурных подразделений организации. Кроме того, коллегиальность управления позволяет членам коллегии следить за высказываниями и действиями друг друга, контролируя возможные слишком сильные отклонения от общего курса мысли и предупреждая возможные ошибки в последующих за обсуждением действиях.
В современном менеджменте коллегиальность появилась в форме штабного принципа управления, выдвинутого американским теоретиком бизнеса Г. Эмерсоном (1853–1931), последователем Тейлора. Идея штабного принципа была привнесена в бизнес из военного дела – для решения особенно важных военных вопросов создавался генеральный штаб, каждому члену которого поручали изучение конкретной темы, после чего офицеры коллективно могли выработать грамотный совет военачальнику по сложившейся ситуации. Сам же военачальник продолжал принимать решения единолично, прислушиваясь к советам штаба или отвергая их, полностью принимая на себя ответственность за любой сделанный им выбор. Развивая идею штабного управления, Эмерсон стремился изменить слишком жёсткую структуру подчинения, введя коллегиальные органы для сбора информации, а единоначалие оставив только для надзора за исполнением принятых коллегией (штабом) решений.
Принцип единоначалия является классическим для современного менеджмента, и ему соответствуют многие традиционные организационные структуры, такие как линейная, дивизиональная, функциональная и их гибридные формы. В то же время современные условия рынка породили организации, в которых принцип единоначалия нарушен намеренно. Таковыми являются организации с матричной структурой управления, где один исполнитель отчитывается перед руководителем как отдела, так и проекта. Матричная структура вызывает трудности с точки зрения учёта проделанной работы и контроля за исполнением поручений, однако даёт бо́льшую свободу исполнителю, децентрализуя управление.