#Церковная утварь и предметы убранства христианского храма
Церковная утварь и предметы убранства христианского храма
Тег

Церковная утварь и предметы убранства христианского храма

Церковная утварь и предметы убранства христианского храма
Найденo 7 статей
Сакральные предметы
Диптих
Ди́птих, две соединённые друг с другом пластины для записей или изображений. В Древней Греции и Риме – таблички для записей. В древней Церкви – список имён, поминавшихся во время литургии (ныне в православном богослужении древнему обычаю чтения диптихов соответствует поминовение живых и усопших). Диптихи стали художественно оформляться в эпоху поздней Античности: с 3 в. в Римской империи получили распространение консульские диптихи; с 4 в. стали создаваться диптихи для церковных нужд с изображениями Иисуса Христа, Богоматери, апостолов и сценами из Священной истории на внешних створках. В 16 в. форма диптиха постепенно вышла из употребления; диптихом стали называть композицию из двух отдельных, но дополняющих друг друга картин.
Ханс Мемлинг. Диптих «Богоматерь и Мартин ван Ньивенхове». 1487
Термины
«Микроархитектура» (искусство)
«Микроархитекту́ра», произведения средневекового искусства Запада, повторяющие в миниатюре архитектурные формы. К их числу относятся работы религиозного декоративно-прикладного искусства: дарохранительницы, церковная мебель, реликварии и др. Архитектура играет роль «декораций» для изображённых на этих предметах сюжетов и образов, делает их символами храма Гроба Господня, Небесного Иерусалима и т. д. К «микроархитектуре» также относят и архитектуру малых форм (кивории-балдахины, табернакли), включая разного рода светские монументы, например статуи Роланда в городах Центральной Европы (перед Ратушей в Бремене, 1404).
Реликварий в виде Небесного Иерусалима. Германия. 1-я половина 16 в.
Термины
Алтарный образ
Алта́рный о́браз, художественное произведение в системе алтаря в Римско-католической церкви. Алтарный образ может включать в себя живописные панно, круглую скульптуру, рельеф, элементы декора. В эпоху Средних веков и Раннего Возрождения преобладают многочастные алтарные образы с центральной частью, посвящённой главному объекту изображения, и дополняющими её створками. С 16 в. алтарные образы, как правило, представлены алтарной картиной (иногда скульптурным произведением или алтарной фреской).
Мастер жития Марии. Месса святого Губерта. Створка Верденского алтаря. Ок. 1485–1490