Сакральные предметы

Сакральные предметы
Далматика. Нидерланды. 1570
Сакральные предметы
Сакральные предметы

Далматика

Далматика
Далма́тика (лат. Dalmatica), в Римско-католической и Англиканской церквах богослужебное облачение диакона (в особых случаях также епископа и священника). Происходит от распространённой в античной и средневековой Европе верхней мужской и женской одежды, название – по римской провинции Далмация, где появился этот вид одежды. Известна со 2–3 вв., к 4 в. стала одеждой высших сословий, тогда же начала использоваться и как церковное облачение. До 12 в. – широкая туника с длинными широкими рукавами и достигавшим пола подолом, украшенная двумя вертикальными полосами от плеча до подола, позже ещё каймой. Позднее рукава становились у́же и короче, длина постепенно сокращалась, по бокам стали делать разрезы, а с 15 в. – вшивать клинья. Вне Рима ношение далматики священнослужителями долгое время не дозволялось без особого разрешения папы, около 10 в. привилегию её ношения получили римские кардиналы-пресвитеры, а также аббаты некоторых монастырей. У православного духовенства далматике по функции соответствует стихарь, по происхождению и по внешнему виду – архиерейский саккос.
Марийская священная роща
Сакральные предметы
Сакральные предметы

Марийская священная роща

Марийская священная роща
Мари́йская свяще́нная ро́ща (кÿсо́то, о́то), у марийцев небольшая роща, отведённая для осуществления молельных практик, мольбище. В кÿсото проводят моления богам, как правило с жертвоприношениями животных (быков, гусей и т. д.) и символическими подношениями божествам ритуальной пищи. Обычно в рощах варят жертвенное мясо, приносят блины, квас и другие продукты. Ритуалы в рощах проводит марийский жрец – карт. Выделяют несколько категорий кÿсото: еш ото (семейные, родовые рощи, в которые ходят представители определённых семей), мер ото (общинные рощи, куда ходят жители деревни), тÿня ото (мировые рощи – рощи для посещения жителями нескольких деревень, для массовых молений), агавайрем ото (рощи для моления в праздник Агавайрем) и др. Традиционно в кÿсото ходят по особым праздникам: Сурем, Агавайрем или, в крайних случаях, с личными просьбами. Главными объектами в кÿсото являются священные деревья (онапу), как правило берёзы, липы, дубы, реже ели. Распространены запреты ходить в рощи без цели молиться, ломать в них ветки и деревья, мусорить.
Сакральные предметыСакральные предметы
Куриный бог
Куриный бог
Кури́ный бог, в русской сельской культуре небольшой камень с одним или несколькими естественными отверстиями или иной предмет, подвешиваемый в курятнике в качестве оберега. Такие камни находили в земле или у реки и передавали из поколения в поколение как редкую и полезную в хозяйстве вещь. На рубеже 19–20 вв. представления о курином боге были известны на территории Новгородской, Тверской, Ярославской, Костромской, Московской, Владимирской, Нижегородской, Пензенской, Тамбовской, Рязанской, Тульской и Калужской губерний. На протяжении 20 в. традиционные поверья о курином боге и аналогичных камнях у других народов постепенно забывались или намеренно изживались. В современной городской и сельской массовой культуре Европы считается, что камни с отверстиями приносят удачу. В туристической индустрии куриный бог превращается в сувенир с отдыха на морских курортах и приобретает новую мифологию.
Читать полностью