Гигиена
Гигие́на (от греч. ὑγιεινός – здоровый), наука, изучающая закономерности влияния факторов окружающей среды и производственной деятельности на организм человека, его работоспособность, продолжительность жизни и разрабатывающая гигиенические нормативы, санитарные правила и профилактические мероприятия, направленные на укрепление здоровья и предупреждение заболеваний.
Современная многоотраслевая структура гигиены включает общую гигиену, социальную гигиену, коммунальную гигиену, гигиену труда, гигиену питания, гигиену детей и подростков, гигиену медицинских организаций, военную гигиену, авиационную и космическую гигиену, гигиену железнодорожного и водного транспорта, спортивную гигиену, радиационную гигиену, личную гигиену, общественную гигиену и пр.
Объекты гигиены: человек, общество и окружающая среда.
Предмет гигиены: индивидуальное и общественное здоровье.
Специфические методы гигиены: эпидемиологический (изучение здоровья населения), гигиенического наблюдения и обследования, гигиенического эксперимента, гигиенического воспитания и обучения.
Важнейшие современные задачи гигиены включают гигиеническую диагностику и прогнозирование изменений причинно-следственных связей уровня здоровья и факторов окружающей среды в отдалённой и ближайшей перспективе.
Практическим внедрением в жизнь гигиенических нормативов, требований и рекомендаций занимается санитария.
Истоки эмпирической гигиены, основанной на наблюдениях и житейском опыте людей, восходят к временам зарождения человечества. Значительное развитие получили гигиенические знания и основанные на них рекомендации в Древней Греции и Древнем Риме.
Высокой для своего времени гигиенической культурой отличалась Древняя Русь. Внучке Владимира Мономаха – Евпраксии (12 в.) – принадлежит трактат из 29 разделов, в том числе «Об образе жизни в разные времена года», «О пище, питье, сне и покое», «О бане», «Об уходе за ребёнком» и пр.
Научно-экспериментальная гигиена стала развиваться в период формирования современной медицины в 19 в. Основоположниками гигиены в России, внёсшими теоретический, методический и организационный вклад в гигиеническую науку, являются А. П. Доброславин (1842–1889) и Ф. Ф. Эрисман (1842–1915). Создатель школы гигиенистов советского периода – Г. В. Хлопин, ученик Ф. Ф. Эрисмана.
Современный этап развития гигиены характеризуется возрастанием её роли в системе мероприятий по сохранению и укреплению здоровья населения. Особую актуальность приобретает обоснование и внедрение рекомендаций по личной гигиене и здоровому образу жизни, экологической безопасности, эффективности первичной профилактики наиболее распространённых заболеваний.