#Живописцы НидерландовЖивописцы НидерландовИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегЖивописцы НидерландовЖивописцы НидерландовНайденo 30 статейЖивописцыЖивописцы Доу ГерритДо́у Ге́ррит (1613–1675), голландский художник, основоположник лейденской школы тонкой живописи. Автор небольших по формату работ с тщательно выписанными деталями и достоверно переданной фактурой, часто с занимательным сюжетом и элементами иллюзионизма, эффектным искусственным освещением. Наследие Доу включает в себя автопортреты («Автопортрет с палитрой в нише», 1664, Лувр, Париж), жанровые сцены («Шарлатан», 1652, Музей Бойманса – ван Бёнингена, Роттердам; «Женщина, страдающая водянкой», 1663, Лувр), в том числе в лавках и кухнях («Лавка домашней птицы», около 1670, Национальная галерея, Лондон), изображения отшельников и учёных [«Старик, рассматривающий глобус (Гераклит?)», около 1628, Эрмитаж, Санкт-Петербург]. Его работы пользовались большой популярностью у современников и потомков до 2-й половины 19 в. Среди учеников – Ф. ван Мирис Старший.Живописцы Баутс ДиркБа́утс Дирк (около 1410–1420 – 1475), нидерландский живописец. Работал в Харлеме и Лёвене. Испытал влияние Рогира ван дер Вейдена и школы Брюгге (Я. ван Эйк, Х. ван Эйк, П. Кристус). Документально подтверждённые произведения: «Алтарь Святых Даров» (1464–1468, церковь Святого Петра, Лёвен), триптих «Страшный суд» (сохранились боковые створки; 1468–1470, Дворец изящных искусств, Лилль), две работы из серии «Правосудие императора Оттона III» (1468–1475, Королевские музеи изящных искусств в Бельгии, Брюссель). Активно использовал световоздушную перспективу, увеличил роль пейзажа, одним из первых в нидерландской живописи применял линейную перспективу. К числу приписываемых Баутсу работ принадлежат триптих «Поклонение волхвов» («Жемчужина Брабанта»; около 1465, Старая пинакотека, Мюнхен) и мужской портрет (1462, Национальная галерея, Лондон; здесь Баутс впервые в истории нидерландского портрета заменил глухой фон интерьером с раскрытым окном, из которого открывается пейзаж).Живописцы Мастер Брунсвикского диптихаМа́стер Бру́нсвикского ди́птиха (Meester van de Brunswijkse diptiek), анонимный нидерландский живописец Северного Возрождения, работавший в период между 1480–1510 гг. в Харлеме. Условное наименование дано по приписываемому художнику одноимённому диптиху (около 1490, Музей герцога Антона Ульриха, Брауншвайг) с изображением Мадонны с Младенцем и святой Анны на левой створке, коленопреклонённым донатором – монахом-картузианцем, в сопровождении святой Варвары – на правой. На внешней стороне правой створки представлен святой Бавон. Диптих исследовал М. Фридлендер, в 1903 г. атрибутировав его Гертгену тот Синт-Янсу, а затем, в 1927 г., одному из его учеников (M. J. Friedländer Die Altniederländische Malerei. vol. V. Berlin-Leiden, 1927. Р. 51–54). Хотя личность мастера так и не удалось идентифицировать, группа работ, приписанных ему Фридлендером, остаётся неоспоренной (деревянные панели с изображениями святых Валериана и Цецилии, вероятно, служившие боковыми створками триптиха, около 1490 – около 1510, Рейксмюсеум, Амстердам и др.).Живописцы Мастер женских полуфигурМа́стер же́нских полуфигу́р (Meester van de Vrouwelijke Halffiguren; Мастер полуфигур; Мастер Венского концерта, Meester van het Weense Concert), анонимный фламандский живописец, работавший в Антверпене между 1525–1530 и 1550–1560 гг. Условное имя мастера связано с характером композиции: среди приписываемых ему религиозных и светских произведений преобладают изображения идеализированных женских образов в поясном срезе в интерьере («Музыкантши», 1-я половина 16 в., замок Рорау, Нижняя Австрия и Эрмитаж, Санкт-Петербург; «Мария Магдалина, играющая на лютне», 1520–1530, Галерея Сабауда, Турин; «Мария Магдалина, играющая на клавикордах», Национальный музей, Познань). К наследию художника также причисляют ряд живописных алтарей с подробно и тонко написанными пейзажами и архитектурными перспективами («Ландшафт с руинами и Бегством в Египет», около 1550, Музей истории искусств, Вена; «Святой Христофор, несущий Младенца Христа», около 1540, Национальная галерея, Лондон). Стиль и композиционные построения работ мастера близки современным ему нидерландским художникам: А. Изенбранту, А. Бенсону, И. Патиниру. Некоторый схематизм и композиционные повторы, свидетельствующие о возможной зависимости произведений искусства от конъюнктуры художественного рынка, позволяют предположить, что атрибутируемая мастеру группа работ могла создаваться крупной мастерской.Направления, стили, жанры в изобразительном искусстве и архитектуре Кухонный натюрмортКу́хонный натюрмо́рт, разновидность голландского и фламандского натюрморта 17 в. На первом плане изображалась разнообразная кухонная утварь и продукты, предназначенные для приготовления пищи, а на дальнем – фигура кухарки и интерьерные элементы, придающие картине жанровый характер. Истоки этого типа натюрморта связаны с творчеством работавших в Антверпене в 16 в. художников П. Артсена и И. Бейкелара. Получил распространение в художественных школах Роттердама и Делфта. Его представители – Ф. ван Схотен, П. К. ван Рейк, К. Я. Делфф, В. Калф и другие мастера.Направления, стили, жанры в изобразительном искусстве и архитектуре Лейденская школа тонкой живописиЛе́йденская шко́ла то́нкой жи́вописи, голландские художники, работавшие около 1630–1710 гг. в г. Лейден. Для их произведений характерны ювелирно тонкое письмо и миниатюрный формат, преобладание жанровых сцен и камерных портретов. Главные представители – Г. Доу, основатель школы, и его ученик, Ф. ван Мирис Старший, родоначальник династии живописцев, также принадлежавших к лейденской школе.Живописцы Кёйп АлбертКёйп А́лберт (1620–1691), голландский живописец, мастер пейзажа. Испытал влияние Я. ван Гойена, «итальянистов» (Н. Берхем и др.). Идиллические виды нидерландской сельской местности («Пастухи со стадом», середина 1640-х гг., Далиджская картинная галерея, Лондон), речные ландшафты («Вид реки Маас в Дордрехте», около 1650, Национальная галерея искусства, Вашингтон), портреты в пейзаже («Конный портрет Питера де Ровере», 1650, Маурицхёйс, Гаага). Для произведений характерно золотое «итальянское» освещение, тщательная передача натуры, в композиции – значительная роль неба с эффектными облаками. Оказал влияние на английских пейзажистов последней трети 18 – 1-й трети 19 в., мастеров барбизонской школы.Направления, стили, жанры в изобразительном искусстве и архитектуре Рыбный натюрмортРы́бный натюрмо́рт, поджанр голландского и фламандского натюрморта 17 в.; разновидность кухонного натюрморта. Представляет собой изображения различных сортов рыбы и морепродуктов на кухне, в витрине лавки, на рынке, на берегу моря и т. д. Получил распространение в художественной школе Гааги, города, специализировавшегося на рыбном промысле. Крупными мастерами были Ф. Снейдерс во Фландрии, П. де Пюттер, П. ван Схайенборг, П. ван Норт, И. ван Дюйнен, В. Ормеа, Я. Гиллиг в Голландии.Живописцы Гертген тот Синт-ЯнсГе́ртген тот Синт Янс (около 1455/1465 – около 1485/1495), нидерландский живописец. Ведущий мастер живописи Харлема последней четверти 15 в. Наряду с А. ван Оуватером – основоположник голландской школы живописи. Ключевая работа мастера – алтарный триптих «Распятие» для главного алтаря церкви Святого Иоанна монастыря ордена госпитальеров (иоаннитов) в Харлеме (сохранились 2 стороны правой створки: внутренняя, с композицией «Оплакивание Христа», и внешняя – «Сожжение останков Иоанна Крестителя»; обе – после 1484, Музей истории искусств, Вена).Живописцы Исраэлс (семья художников)И́сраэлс, семья нидерландских художников 19 – 1-й трети 20 вв. Йозеф Исраэлс (1824–1911), жанровый живописец, акварелист, гравёр; испытал влияние французского салонного искусства, позднее – Ж.-Ф. Милле и барбизонской школы; глава гаагской школы художников-реалистов. Автор многочисленных картин (преимущественно из жизни голландских рыбаков), нередко отмеченных драматизмом («После шторма», 1858, Стеделейкмюсеум, Амстердам). Его сын – Исаак Исраэлс (1865–1934), живописец и график; испытал влияние французского импрессионизма. 123