Тег

Живописцы Нидерландов

Живописцы Нидерландов
Мастер Брунсвикского диптиха. Мадонна и младенец со святой Анной, картузианским монахом и святой Варварой. Диптих. Ок. 1490
Живописцы
Мастер Брунсвикского диптиха
Ма́стер Бру́нсвикского ди́птиха (Meester van de Brunswijkse diptiek), анонимный нидерландский живописец Северного Возрождения, работавший в период между 1480–1510 гг. в Харлеме. Условное наименование дано по приписываемому художнику одноимённому диптиху (около 1490, Музей герцога Антона Ульриха, Брауншвайг) с изображением Мадонны с Младенцем и святой Анны на левой створке, коленопреклонённым донатором – монахом-картузианцем, в сопровождении святой Варвары – на правой. На внешней стороне правой створки представлен святой Бавон. Диптих исследовал М. Фридлендер, в 1903 г. атрибутировав его Гертгену тот Синт-Янсу, а затем, в 1927 г., одному из его учеников (M. J. Friedländer Die Altniederländische Malerei. vol. V. Berlin-Leiden, 1927. Р. 51–54). Хотя личность мастера так и не удалось идентифицировать, группа работ, приписанных ему Фридлендером, остаётся неоспоренной (деревянные панели с изображениями святых Валериана и Цецилии, вероятно, служившие боковыми створками триптиха, около 1490 – около 1510, Рейксмюсеум, Амстердам и др.).
Живописцы
Мастер женских полуфигур
Ма́стер же́нских полуфигу́р (Meester van de Vrouwelijke Halffiguren; Мастер полуфигур; Мастер Венского концерта, Meester van het Weense Concert), анонимный фламандский живописец, работавший в Антверпене между 1525–1530 и 1550–1560 гг. Условное имя мастера связано с характером композиции: среди приписываемых ему религиозных и светских произведений преобладают изображения идеализированных женских образов в поясном срезе в интерьере («Музыкантши», 1-я половина 16 в., замок Рорау, Нижняя Австрия и Эрмитаж, Санкт-Петербург; «Мария Магдалина, играющая на лютне», 1520–1530, Галерея Сабауда, Турин; «Мария Магдалина, играющая на клавикордах», Национальный музей, Познань). К наследию художника также причисляют ряд живописных алтарей с подробно и тонко написанными пейзажами и архитектурными перспективами («Ландшафт с руинами и Бегством в Египет», около 1550, Музей истории искусств, Вена; «Святой Христофор, несущий Младенца Христа», около 1540, Национальная галерея, Лондон). Стиль и композиционные построения работ мастера близки современным ему нидерландским художникам: А. Изенбранту, А. Бенсону, И. Патиниру. Некоторый схематизм и композиционные повторы, свидетельствующие о возможной зависимости произведений искусства от конъюнктуры художественного рынка, позволяют предположить, что атрибутируемая мастеру группа работ могла создаваться крупной мастерской.
Мастер женских полуфигур. Музыкантши. 1-я половина 16 в.
Живописцы
Ван Эйк Ян
Ван Эйк Ян [около 1390–1400(?) – до 1441], нидерландский живописец. Один из мастеров, чьё творчество ознаменовало переход от Средних веков к Возрождению в Западной и Центральной Европе. Упоминается в документах как придворный художник герцогов Иоанна III Баварского и Филиппа Доброго в Гааге (1422–1425), в Лилле (1425–1428). С 1431–1432 гг. в Брюгге. Наиболее раннее документированное и самое монументальное произведение – Гентский алтарь «Поклонение Агнцу» (1432, собор Святого Бавона, Гент): первый известный пример в искусстве к северу от Альп, где живописными средствами создаётся убедительная иллюзия пространства и объёма, световоздушной среды, передаётся широчайший спектр оптических эффектов. Сохранились девять работ с авторскими датировками и подписями (все созданы в Брюгге в 1432–1439): пять портретных изображений – «Портрет мужчины» («Léal Souvenir») (1432), «Портрет мужчины» (возможно, автопортрет; 1433), «Портрет четы Арнольфини» (1434; все – Национальная галерея, Лондон) и другие, а также алтарные – «Мадонна каноника ван дер Пале» (1436, Музей Грунинге, Брюгге) и др. Приписываются миниатюры группы G (1420-е или 1440 гг.) Турино-Миланского часослова (Городской музей античного искусства, Турин).
Ян ван Эйк. Портрет мужчины. 1433