Хаукгест Герард
Хаукге́ст Ге́рард (Gerard Houckgeest; Геррит Хоукгест, Gerrit Houckgeest) (около 1600, Гаага – август 1661, Берген-оп-Зом, провинция Северный Брабант), голландский живописец, мастер жанра церковных интерьеров делфтской школы.
Происходил из состоятельной семьи: его дед Отто ван Хаукгест (год рождения неизвестен – ум. 1628) был судьёй и членом городского совета Гааги. Основам живописи Г. Хаукгест учился у своего дяди, живописца Иоахима ван Хаукгеста (около 1585 – до 1644), который занимал в 1610–1640 гг. в гаагской гильдии художников Святого Луки руководящую позицию; Г. Хаукгест вступил в гильдию в 1625 г. Специализироваться на архитектурной живописи он начал, предположительно, под влиянием архитектора и живописца Б. ван Бассена, работавшего в Гааге в 1622–1652 гг.
До переезда в Делфт в 1635 г. Хаукгест работал в Гааге, а также, вероятно, совершил в 1630-х гг. поездку в Англию: по меньшей мере пять архитектурных видов кисти художника упоминаются как хранящиеся в коллекции короля Карла I. Среди них – наиболее раннее из датированных произведений мастера, которое изображает окружённых придворными Карла I, королеву Генриетту Марию и принца Уэльского в пышном фантастическом интерьере (1635, Королевская коллекция, Виндзорский замок).
Ранние из дошедших до нас картин Хаукгеста выполнены полностью в духе ван Бассена и голландских мастеров «фламантизирующего» направления. Например, «Архитектурная фантазия со стаффажем» (1638, Шотландская национальная галерея, Эдинбург) представляет монументальный классический интерьер, который имеет много общего с архитектурными фантазиями Х. Фредемана де Фриса.
В 1650-х гг. в Делфте складывается самостоятельный жанр церковных интерьеров, и Хаукгест переходит от видов фантастической архитектуры («Внутренний вид католический церкви», 1648, Эрмитаж, Санкт-Петербург) к изображению реальных сооружений.
«Хор Новой церкви в Делфте с гробницей Вильгельма Молчаливого» (1650, Кунстхалле, Гамбург) – первая известная картина Хаукгеста нового жанра. Здесь в полной мере проявляются главные черты его творчества: особое внимание к достоверной передаче трёхмерного пространства, построение перспективы с двумя точками схода, отход от строго фронтального вида в пользу диагональной композиции, приближенная к зрителю точка обзора и важная роль дневного света и воздуха в интерьере.
В более ранней архитектурной живописи Голландии сложно найти работы, где изображённое пространство схоже с тем, какое передавал Хаукгест. До этого антверпенская школа, с её центральными видами и стремительным движением в глубину, располагала зрителя на некой возвышенности, чтобы он издалека созерцал интерьер как гигантскую театральную декорацию. Хаукгест помещал зрителя внутрь изображаемой сцены, словно вынося её за пределы картинной плоскости. Доминирующие формы на переднем плане (близко стоящие колонны, кафедры проповедников), разнообразные сложные перспективные сокращения, подчёркнуто случайный выбор изображаемого вида храма и выразительная диагональ, лежащая в основе всей композиции, – подобные черты являются, по сути, барочными, однако это «особое» барокко, полностью поглощённое местным голландским «реализмом». Чтобы связать воедино композицию, Хаукгест часто использовал мотив арочного завершения или иллюзионистический занавес, что никогда не применялось в жанре церковных интерьеров до него. Для палитры характерны светлые тона, где локальные акценты (например, красные одеяния стаффажных персонажей или фрагмент ярко-голубого неба, видимого в окне) вплетаются в общую лёгкую пастельную гамму.
В результате Нидерландской революции 16 в. Голландия пережила сильнейший подъём патриотических настроений. Воспевание страны и «малой родины» – отдельной земли и города – стало важной темой искусства. Обращение ряда художников к изображению достопримечательностей Делфта, в том числе его главных церквей с монументами героев (могилы адмирала П. Хейна и Вильгельма I Оранского), явилось отчасти следствием этого интереса. Пышные похороны Вильгельма II Оранского в Делфте в марте 1651 г. также стимулировали появление множества изображений Новой и Старой церквей.
Важный элемент жанра церковных интерьеров делфтской школы – тема ванитас. Так, на картинах Хаукгеста присутствуют надгробные плиты и открытые могильные ямы; в то время как стаффажные персонажи заняты повседневными делами: дамы и кавалеры любуются монументами, матери кормят младенцев, дети играют на церковном полу – гробовщики готовят новую могилу.
Самая известная работа Хаукгеста – «Деамбулаторий Новой церкви в Делфте с гробницей Вильгельма I Молчаливого» (1651, Маурицхёйс, Гаага), это чрезвычайно драматическое и монументальное произведение близко «Виду Делфта» К. Фабрициуса (1652). На картине Хаукгеста зритель будто находится на повороте нефа: создаётся впечатление, что ряд колонн делает крутой вираж и, обогнув гробницу Вильгельма Молчаливого, поворачивает на 180°, устремляясь обратно к средокрестию храма. Это движение подчёркивается ритмом нервюр свода. Возможно, новый подход Хаукгеста к изображению пространства был обусловлен общим интересом к оптическим опытам и «научной» базе при передаче трёхмерной глубины, характерным для среды художников середины 17 в. в Делфте.
Во 2-й половине 1651 г. Хаукгест покинул Делфт, переехав в Штенберген, а в 1653 г. осел в Берген-оп-Зоме. Благодаря удачной женитьбе он не испытывал финансовых затруднений и, возможно, поэтому написал чрезвычайно мало произведений на позднем этапе своей жизни. Среди немногочисленных картин этого периода – виды церквей Делфта («Интерьер Старой церкви в Делфте», 1654, Рейксмюсеум, Амстердам) и Берген-оп-Зома («Интерьер церкви Святой Гертруды в Берген-оп-Зоме», 1655, Датская национальная галерея, Копенгаген).
На сегодняшний день Хаукгесту с уверенностью приписывают 11 изображений церквей Делфта. В октябре 2021 г. музей Принценхоф в этом городе приобрёл картину «Интерьер старой церкви в Делфте с видом на орган и органный балкон» (около 1651), долгое время находившуюся в британском частном собрании и неизвестную широкой публике до торгов аукционного дома «Кристис» в 2006 г. Произведение наглядно демонстрирует процесс формирования зрелого стиля художника.
Творчество Г. Хаукгеста оказало влияние не только на более молодых художников жанра церковных интерьеров – Э. де Витте и Х. ван Влита в Делфте, А. де Лорма в Роттердаме, но и в некоторых аспектах (подход к изображению пространства, важная роль света и воздуха в нём, интерес к оптическим эффектам живописи и др.) на более известных представителей делфтской школы – К. Фабрициуса и П. де Хоха.